Развитие творческих способностей детей младшей группы
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Характер лепки детей второй младшей группы более осмысленный по сравнению с лепкой детей третьего года жизни. Но замысел в начале лепки, как правило, отсутствует. Ребенок называет вылепленные изделия по ассоциации со знакомыми предметами; изображение формы предметов для него еще не играет основной роли. На одном занятии дети могут изобразить несколько предметов, в основном это бесформенные кусочки пластилина, округлые, в виде цилиндра. Свои изделия ребенок раскладывает на доске по одному или собирает, нагромождая их один на другой; если воспитатель вовремя не подойдет, ребенок может все смять, превратить свои изделия в общий ком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_detey_mladshey_gruppy.docx | 643.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей младшей группы
В.А. Сухомлинский писал:“Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”.Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей.
Характер лепки детей второй младшей группы более осмысленный по сравнению с лепкой детей третьего года жизни. Но замысел в начале лепки, как правило, отсутствует. Ребенок называет вылепленные изделия по ассоциации со знакомыми предметами; изображение формы предметов для него еще не играет основной роли. На одном занятии дети могут изобразить несколько предметов, в основном это бесформенные кусочки пластилина, округлые, в виде цилиндра. Свои изделия ребенок раскладывает на доске по одному или собирает, нагромождая их один на другой; если воспитатель вовремя не подойдет, ребенок может все смять, превратить свои изделия в общий ком.
Все дети любят лепить, когда это у них хорошо получается. Но это требует от ребенка определенных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от лепки, поскольку в результате его усилий поделка получается неправильной, она не соответствует желанию ребенка, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался слепить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник изобразительной деятельности на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование природного и бросового материала, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что бросовый материал позволяет ребенку выразить свои чувства и эмоции, дают свободу и возможность выбора, вселяют уверенность в своих силах.
Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью лепки с использованием природного и бросового материала.
Для того чтобы дети второй младшей группы проявляли некоторую самостоятельность, активность во время лепки, их нужно заинтересовать результатом работы. На помощь воспитателю приходят игровые приемы. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например, цыплят, которых сделали дети, можно поставить на лист зеленого картона и насыпать немного пшена в «мисочках» — покормить цыплят; во время лепки можно предложить покормить морковкой зайчика и т.д.; такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собойследующие задачи:
1. Учить детей использовать в лепке разнообразные материалы, разные способы создания, с целью получения выразительного образа.
2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, творческую активность, желание лепить. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
3. Формировать у детей творческие способности, воображение, самостоятельность, настойчивость.
4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.
Свою работу строю на следующих принципах:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Многие виды художественно – эстетической деятельности способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе лепки зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Лепка способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям,
В процессе творчества маленькие дети научились создавать поделки своими руками, познали радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносила лепка в детстве, но она была – несомненно.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Положительным результатом в своей работе считаю участие родителей, которые оказывали помощь при подготовке материала для занятий. А потом радовались вместе с детьми их маленьким шедеврам.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к работе с природным и бросовым материалом. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Поделки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждая поделка кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Сентябрь
Занятие № 1 «Зернышки для семьи Пети-Петушка».
Материал: Пластилин желтого цвета и мисочки для «зернышек»
Цель: Воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание сделать приятное цыплятам — вылепить для них угощение. Учить скатывать из пластилина маленькие шарики.
Занятие № 2 «Миска с вишенками».
Материал: Пластилин красного и синего цветов, коротенькие веточки, дощечка-подкладка.
Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Учить лепить полые предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с ягодами и их названиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Октябрь.
Занятие № 3 «Созрели яблочки в саду».
Материал: Плотный картон с силуэтом дерева. Пластилин красного и желтого цветов, салфетки для рук.
Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева)
Занятие № 4 «Бусы для Люси».
Материал: Плотный картон с контуром нитки для бус; пластилин желтого и зеленого цветов.
Цель: Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, расположить элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие разные части при помощи стеки.
Занятие № 5 «Осенние деревья и кусты».
Материал: Картон с нарисованным и закрашенным деревом; пластилин красного, зеленого, желтого цветов.
Цель: Продолжить учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Развивать наблюдательность.
Ноябрь.
Занятие № 6 «Аквариум»
Материал: По два диска на ребенка, ракушки, пластилин зеленого, оранжевого, белого цветов; стека, доска для лепки.
Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Формировать интерес к работе пластилином на горизонтальной плоскости (на диске).
Занятие № 7 «Зайчик беленький сидит…».
Материал: Яйцо из-под «киндера»; пластилин белого цвета.
Цель: Закрепить умение детей доводить изделия до нужного образца с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.
Декабрь.
Занятие № 8 «Домик для зайчика».
Материал: Маленькая баночка из-под творожка «Растишка», пластилин на выбор.
Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
Занятие № 9 «Снеговик».
Материал: Пластилин белого, черного цветов; спички, маленькие крышечки от пузырьков.
Цель: Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление.
Январь.
Занятие № 10 «Сказочный домик Деда Мороза».
Материал: По два диска на одного ребенка. На одном диске изображен домик. Пластилин белого цвета.
Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на диск. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление.
Занятие № 11 «Ёлка».
Материал: Ёлочка, вырезанная из зеленого картона, пластилин разных цветов.
Цель: Продолжать учить скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Февраль.
Занятие № 12 «Кактус в горшке».
Материал: Пластилин зеленого и черного цветов; сосновые иголки; крышка от пластиковой бутылки.
Цель: Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью природного и дополнительного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.
Занятие № 13 «Танк».
Материал: Пластилин зеленого цвета; яйцо из-под «киндера»; крышки из — под уколов.
Цель: Закрепить умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Формировать интерес к работе пластилином.
Март.
Занятие № 14 «Цветок на клумбе».
Материал: Пластилин, крышка от пластмассовой бутылки, семена ясеня, трубочка для коктейлей.
Цель: Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать память, внимание, восприятие, речь и мышление.
Занятие № 15 «Ежик»
Материал: Шишка сосновая, пластилин коричневого, черного цветов.
Цель: Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Учить детей из шарика вытягивать конусообразную форму (мордочка для ежика). Развивать фантазию ребенка. Воспитывать усидчивость.
Апрель.
Занятие № 16 «Цыпленок».
Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин желтого, красного цветов.
Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следую игровой мотивации занятия.
Занятие № 17 «Птицы прилетели».
Материал: Пластилин белого, красного, черного цветов, шишка сосновая.
Цель: Упражнять в раскатывании комочка пластилина кругообразным движением. Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Май.
Занятие № 18 «Подснежник»
Материал: Пластилин белого, черного цветов, трубочка из-под сока, крышка, тыквенные семена.
Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина и природного материала.
Воспитывать интерес, любовь к природе.
Занятие № 19 «Поросенок»
Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин красного, желтого, черного цветов.
Цель: Закреплять умение детей доводить умение до нужного образца с помощью пластилина. Развивать чувство формы. Формировать интерес к работе с пластилином на дополнительных материалах.
Литература
- Н.Е.Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» — М., 2006 г.
- Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» — М., 2006 г.
- Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» — М., 2007 г.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Как нужно развивать творческие способности детей в раннем возрасте, предлагая им различные виды театрального искусства...
"Развитие творческих способностей детей младшей группы ДОУ"
В.А. Сухомлинский писал:“Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”.Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увл...
Проект по теме «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы».
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы....
Проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей младшей группы»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...
Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»
Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисовани...
Отчет по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа.
Отчет по теме самообразования:«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы "Волшебные краски"
Проет, направленный на развитие творческих способностей у детей ...