Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»

Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»

Проблема:  Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Актуальность:  Изобразительная  деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Она способствует:

-  развитию способности нестандартно мыслить;

-  готовности к активности творческого характера;

- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

- формированию эстетического отношения к миру.

А также развитию:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

         Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.                                         

Цель: Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством  использования     нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи.

Для воспитателя:

- анализ содержания и методик работы по использованию традиционной  и нетрадиционной техник изображения с целью развития детского творчества;

- определение основных направлений н педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте;

 - выявление новых эффективных форм и методов  развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;

- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;

содействие освоению детьми и родителями традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Для детей:

- знакомство  и освоение детьми нетрадиционных техник рисования, сочетая различный материал и технику изображения;

- привлечение детей к творческому экспериментированию с изобразительными материалами;

-   воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности в художественно-изобразительной   деятельности; стремления к творческой самореализации;

- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Для родителей:

- вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;

- повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития  детей.

Тип проекта:

Долгосрочный 2014-2015, познавательно-развивающий.

Участники проекта:

Дети младшей группы, воспитатели, родители.

Предмет:

Условия процесса развития творческих способностей в  изобразительной деятельности детей младшего возраста.

Объект исследования: творческие способности детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: при создании следующих условий развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  наиболее эффективно

1)           Организация целенаправленной деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.

2)           Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3)           Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;

4)           Комплексное и системное использование методов и приемов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Обеспечение проекта: Методическое: педагогическая, методическая литература, образцы работ художников, картины.

Диагностическое: диагностический и дидактический материал.

Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, краски (гуашь, акварель), карандаши, мелки, пластилин, мелкозернистые крупы, цветная бумага, природный и бросовый материал и т. д.

Интегрируемые виды деятельности:

- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);

- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, эксперименты и наблюдение  за свойствами красок и материалов);

- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);

- коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, показы, объяснения, сочинение рассказов, рассматривание) ;

- трудовая деятельность (поддержание чистоты и порядка своего рабочего места и своих принадлежностей)

- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры);

 - музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);

- чтение художественной литературы, просмотр образцов работ(восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).

Ожидаемые результаты:

- интерес, активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

 - активная творческая деятельность совместно с родителями

Этапы реализации:

1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.

составление перспективного плана работы, диагностирование детей.

2 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.

3 этап: Диагностика. Мониторинг. Анализ и оценка полученных результатов, презентация для детей ДОУ. презентация проекта родителям.

4этап: Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

План реализации проекта                    

  1. Подготовительный этап: Сентябрь, октябрь.
  2. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования
  3. Проведение  диагностики  развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
    • Подбор и систематизация  форм  организации детей, методов и приемов, способствующих развитию  творческих способностей  детей.
    • Активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
    • Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта
    • Разработка перспективного годового плана работы кружка «Фантазеры» по развитию творческих способностей дошкольников;
  4. Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми;
  5. Разработка и систематизация консультативного материала для родителей
    1. Основной этап: Ноябрь - февраль.

Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

  • Реализация намеченных мероприятий с детьми  (непосредственно образовательная деятельность,   совместная деятельность);
  • Организация и  пополнение развивающей среды:

 создание уголка эстетического восприятия.

  • Изготовление дидактических игр: «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?», «Составь композицию», «Составь фигуру», лото «Народные промыслы», лото «Узнай элемент узора», «Русские узоры», « Матрешки».
  • Осуществление взаимодействия с  родителями и педагогами по разработанному плану.
  • Организация выставок детских рисунков для родителей:

«Дерево дружбы»,«Корзинка в фруктами», «Спелые груши», «Снег идет», «Снежинки», «Ночное небо», «Конфетти»; «Моей любимой мамочке», «Морозные узоры», «Цветные сны»; «Лебеди», «Тюльпаны», «Мишка», «Ромашки», «Гусеница», «Радуга».

  • Проведение серии экспериментов и наблюдений за свойствами красок и материалов.
  • Обогащение опыта исследовательских действий.

      III. Заключительный этап: Март, апрель.

  • Диагностика, оформление и анализ  результатов, подведение итогов,  прогнозирование дальнейшей деятельности.
  • Оценка результатов работы
  • Анализ результатов педагогической работы.

   IV. Обобщение. Июнь-сентябрь.

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы по теме самообразования.
  • Представление материалов на педсовете.

 С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

 

  Диагностика  и критерии результативности

  На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной  «Неоконченный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

     Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.

Простые карандаши.

     Испытуемому предлагалось:

В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так

чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до

изображения фантастического животного.

     Оценка результатов:

0-4 балла – очень низкий результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

 

На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

     Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка

производится в баллах по следующим критериям:

     10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто

оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

     8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

     5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом

является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и

оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

     3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

     0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

     Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Результаты первого и второго этапов суммируются.

Игры и упражнения, используемые  для развития творческих способностей младших дошкольников

  • Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов ;
  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры),  игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);
  • Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;
  • Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;
  • Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;
  • Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
  • Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта ;
  • Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.

Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой):

  • Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
  • Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
  • Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям  программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями.
  • Проявляют некоторую  самостоятельность в выборе   изобразительных средств и материалов;
  • Проявляют интерес  к творческому экспериментированию;
  • Совершенствовалась ручная  умелость, мелкая моторика;
  • Повысился уровень  развития художественно – творческих способностей.

 

 1 этап

«Неоконченный рисунок»

 

         2 этап

         «Свободный рисунок»

Оч. низкий

11

40,7%

0

0

Низкий

10

37%

17

63%

Средн.

6

22,2%

10

37%

Высок.

 0

0

0

0

ВЫВОД: Анализ мониторинга показывает стабильно хорошие результаты  развития творческих способностей дошкольников при их положительной динамике,    что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Проявляют  интерес к совместной творческой продуктивной   деятельности;
  • Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;
  • Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического  развития дошкольников;
  • Сформировалась потребность  участвовать в совместных проектах.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ:

  • Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности;
  • Систематизировали собственные  знания по применению нетрадиционных техник  в работе  с младшими дошкольниками; 
  • Используют разнообразные формы работы с родителями по  развитию творческих способностей детей.

 

Рекомендации для педагогов и родителей.

  • Для  развития  творческих способностей дошкольников необходимо:
  • Создать условия:  подготовить  необходимые материалы для творчества  и найти время   для игры с ними;
  • Вызвать желание  у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес   к окружающему миру,
  • Проявлять терпение   к  неожиданным идеям и решениям ;
  • Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе   творческого поиска;
  • Проявлять интерес  к совместной  продуктивной деятельности и экспериментированию  с художественными материалами;
  •   Проявлять симпатию к  попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

 

ВЫВОД:

  • Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность  способствует  развитию творческих способностей младших дошкольников.
  • Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной   деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение ,   «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
  • Роль педагога, во – первых,  сформировать  способность Смотреть и Видеть, Чувствовать — Познавать — Творить,  вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего,  с помощью каких материалов и  оборудования); во – вторых, вовлечь  родителей  в активную совместную деятельность.
  • Только так у ребёнка возникнет желание  проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы».

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы....

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования работающим с детьми по парциальной программе  дополнительного образования Н.М.  Савельевой "В мире...

Конспект совместной деятельности с детьми Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весенняя поляна»

Предварительная работа: Наблюдение за природой весной, рассматривание иллюстраций весенних цветов, отгадывание загадок, рассматривание рисунков выполненных в разных нетрадиционных техниках рисования....

Проект "Нетрадиционные техники рисования, как развитие творческих способностей детей младшего возраста"

Известно,что ранний и младший возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребёнка. Рисование-очень интересный,но в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в ...

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...