Изобразительные способности у детей от 1.5 до 3-х лет и их развитие на совместных занятиях с родителями.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Кротова Надежда Юрьевна

В статье раскрыт опыт рабаты по изобразительной деятельности с детьми и родителями с 1 года до 3-х лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. В этот период происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи, претерпевает изменения ориентировочно- познавательная деятельность.» (О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», стр.3)

Уже в этом нежном возрасте от 1.5 до трех лет проявляется интерес к изображению. «Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности» (О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», стр.4)

Ребенок в этом возрасте впервые соприкасается с теми или иными художественными материалами и это вызывает интерес и желание присоединяться к этому виду деятельности еще раз. Но развитие интереса во многом зависит от взрослых, родителей. Мама или няня, постоянно его опекает и проживает с ним его «первые шаги » в жизни вообще и в искусстве, в частности. Ребенок как бы считывает ее эмоциональные переживания. Если маме интересно, то и ребенок этот интерес впитывает и он как бы становится его интересом. При условии внимания мамы к ребенку интерес к изобразительной деятельности развивается очень быстро, он как бы растет вместе с ребенком. Эта такая необходимая база на основе которой в последствии могут развиться хорошие творческие способности.

Но в этом возрасте ожидать от ребенка осознанного изображения чего-либо не возможно. Основной акцент в этом возрасте на действии. Ребенок исследует пространство вокруг себя, с помощью зрения осязания, обоняния. По определению С.Л. Рубинштейна, «ребенок «вычерпывает » все новые и новые признаки и свойства объектов, учится анализировать. В результате формируется понимание того, что признаки и свойства предметов раскрываются не тогда, когда они выступают как застывшая реальность, а лишь в процессе их движения, изменения, преобразования. По отношению к объектам ребенок выступает не как созерцатель, а как активные преобразователь.» (О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», стр.4 ) Поэтому если перед ребенком держит карандаш, то он будет пробовать им писать, оставлять следы; если в руки попадает тесто, то он будет пробовать помять, потрогать, поделать пальцами дырочки, , а в дырочку, при возможности что-то вставить. Как обходиться с тем или иным предметом показывает ребенку взрослый. Кинетическая память обеспечивает автоматизацию навыков. Зрение и мышление позволяет ребенку выполнять целенаправленные движения, планировать и исправлять ошибки. Ребенок постепенно запоминает, как нужно пользоваться кисточкой и краской, как можно приклеивать бумагу к листу, какие свойства у пластилина, теста, воска, какие можно осуществлять с ними манипуляции. При этом развивается мелкая моторика , что на прямую влияет на формирование его психических процессов, его интеллекта. И всегда нужно учитывать то, что ребенок в этом возрасте не может чем-то заниматься долго, 2-3 минуты и он уже теряет интерес.

Основной задачей этого возраста является знакомство с художественными материалами. Грубо говоря, педагог или родитель показывает, как пользоваться карандашом или пластилином, и ребенок пытается что-то повторить за родителем.

Интересно, что уже в этом возрасте можно проследить некоторую динамику развития «рисунка», наклонности ребенка к тому или иному виду изобразительной деятельности.

Взять, например, работу с графическими средствами — карандашом, мелком, фломастером. При первом знакомстве ребенок просто оставляет линии на листе бумаги. К слову говоря, психологи из системы «Монтессори» заметили, что если каракули ребенка имеют закругленный характер, то в последствии он будет расположен более к гуманитарным наукам, если же преобладают прямые линии, то к математике, техническим наукам. Закругленность линий постепенно перерождается в более сложные кругообразные рисунки. При взрослении эти дети делают довольно интересные гармоничные композиции, красивые по цвету и декоративные. Дети, в чьих каракулях преобладали угловатость, прямолинейность, со временем начинают делать рисунки, где каждый знак несет какое-то смысловое значение из той области, которая волнует ребенка. Он может, например, рисовать танка, вертолет, автомобиль и пр., но при этом его совершенно не будет волновать, расположение на листе. и более того просьба заполнить лист, дополнить его какими-то изображениями, цветными пятнами, может вызвать нежелательную реакцию. Ребенок не поймет, зачем это делать.

Параллельно с вышеуказанной задачей решаются задачи эмоциональной отзывчивости на звуки и краски природы. Ребенок знакомится с окружающим миром вещей, живой и неживой природы.

Уже в этом раннем возрасте возможно привносить в занятия элементы изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности. Поскольку ребенок сам еще не может ничего изобразить, построить или украсить, то педагог предлагает что-то дорисовать, достроить, доукрасить.

Начнем с работы с приобщения детей к изобразительной деятельности.

В книге «Первые шаги в мире изобразительного искусства», раскрывая в чем должны состоять умения и навыки изобразительной деятельности, Н.А. Горяева пишет, что должен научиться : «широко и уверенно смешивать краски на всей поверхности листа, создавая живой, эмоциональный фон-настроение». (Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства», стр.14) Эту маленькую задачу возможно решать детям , чей возраст едва перевалил за 2 года. Работа с цветом дает сильные эмоциональные впечатления. К нам в ЦИПР ходили мама с мальчиком, у которого дрожали коленки, когда он брал в руки кисточку и начинал рисовать красками, так это ему нравилось..

Можно сказать, что процесс заполнения листа красками самодостаточен, и, в принципе, можно было бы этим и ограничить задание. Но перед педагогом всегда стоит «задача формирования творческой активности» и с этим связано привнесение игрового момента в занятие. Я условно называю это занятие «силуэты». Когда ребенок немного поработал на листе красками (здесь не ставится задача заполнить весь лист), то педагог создает неожиданную ситуацию, накрывая работу ребенка другим листом бумаги, на котором вырезан силуэт какого- то предмета, животного или растения. Теперь это уже не просто покрашенный лист бумаги, а цветное изображение, например, котенка или солнышка, или цветка. Когда верхний лист педагог убирает, то котенок пропадает, потом опять появляется и т.д.. Сам вырезанный силуэт также можно прокрыть красками, используя для этого не кисточку, а ватные палочки. Особый эмоциональный настрой создают красиво подобранные краски и бумага. Можно рисовать красками на цветном картоне для пастели, а для листа с силуэтом использовать цветную бумагу для принтера. К концу года некоторые дети так проникаются работой с красками, что готовы закрашивать несколько листов к ряду. И даже рисуя мелками и карандашами, ребенок старается закрасить как можно большее пространство листа.

Элементы композиционного мышления, цветоведения закладываются в следующем методе работы с красками. Педагог предлагает намочить лист бумаги водой, потом раздает вырезанные из бумаги какие-то силуэты, например, птиц, цветов, рыб и пр. Ребенок вместе с родителем закрашивает лист бумаги полностью, не обращая внимание на силуэты. Как-то образно осмысляя этот процесс. Например, тучка прилетела, и птичек не стало видно. Потом педагог или родитель вместе с ребенком отрывает силуэты от бумаги. Под ним оказываются непрокрашенные места по форме, напоминающие силуэты. Опять эффект неожиданности — птички спрятались за тучку, но теперь опять появились. Силуэты можно перевернуть и «приклеить» (без клея, на неподсохшую еще краску) на свободные места листа. В этом году этот урок совпал с праздником Благовещения, когда в православных храмах выпускаются белые голуби, символ Святого Духа. Получилось довольно знаменательное совпадение.

Работа с акварельными красками очень приятна. Акварельная краска прозрачна и многим взрослым и детям доставляет удовольствие наблюдать, как один цвет переходит в другой. Для занятия акварелью педагог сначала для каждого ребенка делает предварительный рисунок желтыми и белыми восковыми мелками. Желтый рисунок виден, а белый нет. И здесь опять проявляется момент неожиданности. Вдруг, при прокрывания листа краской, проявляется новое изображение. Родитель, как правило, комментирует получившийся эффект, концентрируя тем самым внимание ребенка. Если у детей не остыл интерес к рисованию, можно предлагать что-то нарисовать мелками самим, а потом раскрасить красками.

Задачу заполнения листа бумаги цветом может решать не только гуашевые и акварельные краски, но и масляная и художественные пастели. Это сам по себе довольно интересный материал.

Мелками можно проводить как толстые, так и тонкие линии, художественную пастель можно и размазывать, делая изображение менее ярким. В процессе изображения педагог и родитель может всматриваться в получившееся изображение и пытаться сказать, что-же получилось, например, дождевая тучка, или ветер, или летящая птица. Такой подход способствует развитию ассоциативного мышления.

Задача научиться «изображать растения, животных, людей, предметы... » может решаться довольно условно. Изображение с помощью картофельных штампов в этом смысле очень подходит. Заранее вырезаются на картошке формы, например, формы цветочков и листочков и потом делаются отпечатки. Получаются красивая цветочная поляна или красочные букеты.

Отчасти эта задача решается и методами аппликации. Аппликация предполагает навыки работы с клеем. Можно использовать на занятиях клей-карандаш и клей ПВА. Сам процесс намазывания клеем уже вызывает интерес. Сначала дети охотно действуют клеем -карандашом по бумаге, но при этом дальнейшее приклеивание чего-либо не всегда ими предполагается. Но если последовательность движений — с клеем и бумагой пришлась ребенку по вкусу, он ее запомнил, то охотно и долго может заниматься просто приклеиванием бумажек к какой-то поверхности. Здесь, как и в других разновидностях изодеятельности, важна эмоциональная подпитка родителей. Если дети участвуют в подобном занятии дома, то и в центре они занимаются этим дольше, с большим интересом.

Еще один важный момент, который нужно учитывать в занятиях, — это быстрая сменяемость деятельности. В одном занятии, продолжающемся от 5 до 15 мин, может быть от 3-х до 5 видов. Например, главный момент занятия — это приклеить скомканную бумагу, чтобы получился образ камешков на морском дне. Сначала предполагается изобразить мелками на листе тонированной синей бумаги «волны в глубинах моря». В некоторых случаях для более глубокого проживания образа я прибегаю к возможностям пальчиковых игр. Мы руками показываем, что значит, большие и маленькие волны, плывущие в них рыбки. В следующей части занятия дети с родителями рвут бумагу (уже местами надорванную) на кусочки, потом ее комкают, потом приклеивают внизу листа. В итоге получилось красивое , с разноцветными камнями, морское дно. Здесь можно использовать не только цветную бумагу для принтера, но и газетную и журнальную бумагу. Важно, чтобы она хорошо рвалась и сминалась.

Как уже говорилось для детей этого возраста очень важен акцент на действии. И можно несколько раз повторять одно и тоже, чтобы дети запомнили порядок действия. И потом уже умели этим пользоваться. В более старших группах дети используют то, чему научились в таком раннем возрасте. Начинаем занятия всегда одинаково с хлопанья ладошками по столу. И дети уже знают, что сейчас будет либо работа с красками, либо с пластилином, либо с клеем. И далее, учитывая такую особенность детей, как мгновенная сметна деятельности, можно предлагать одни и те же виды творчества, но в разных комбинациях. И на этих занятиях дети приобретают навык намазывания клея, навык отщипления пластилина от куска и прикрепление его к фону, навык скатывания шариков и раскатывания шариков в колбаски, украшения пластилином фона, навык сминания бумаги и приклеивание его на фон и пр. Постепенно эти навыки заучиваются и дети начинают ими пользоваться.

Очень большое удовлетворение приносит детям работа с фасолью, бусами и другими мелким материалом. Они очень любят вставлять в мягкую массу пластилина, теста или воска эти частички. Очень важно, если эти частички имеют красивый цвет, необычную форму. Эта работа доставляет радость и детям и взрослым.

Если у ребенка уже появился навык сминания бумаги, то можно предложить сминать фольгу до маленьких размеров. Не сразу у детей это получается, потому, что фольга тоньше чем бумага. Нужно несколько занятий, чтобы дети привыкли, запомнили и уже охотно это делали. Шарики из фольги можно так же вставлять в мягкую массу.

Для этого возраста характерно познание мира, ограничивающегося тем пространством, где ребенок прибывает с взрослым, через осязание, обоняние, зрение. Поэтому я в работе использую разные материалы, обладающие особыми свойствами, которые можно определить на ощупь и назвать. Лепим мы не только из пластилина, также из воска и теста белого и цветного. Воск — очень интересный материал. Им хорошо работать не только в совсем маленьком возрасте, но и в более старшем. Когда он теплый —то он мягкий, когда холодный — твердеет. От теплоты рук ребенка воск размягчается и им можно лепить. Воск достаточно пластичный материал. Дети более старшего возраста это могут лепить из него как крупные, так и мелкие вещи. А младенцы могут его почувствовать его запах, осязать его теплоту, помять его, вставить какие-то частицы. Могут отрывать частички и делать какую-то постройку.

Иногда я использую вату, которая мягкая, легкая. При желании можно сделать более твердой, скатывая ее. Она подходит для изображения снега, вербы, шерстки барашек и пр.

Детям интересно сыпать что-либо. Рис, гречка, кукурузное зерно, пшено, манка для этого очень подходят. А если они еще и покрашены, то у детей появляется радость от общения с цветом. Ими можно украшать дорожки, деревья, цветочки, морское дно, небо и пр.

У детей ближе к трехлетнему возрасту проявляется некоторый возрастной кризис, именуемый «кризисом трех лет». Он проявляется в том, что некоторые дети болезненно реагируют на родителей, других взрослых. Желая утвердить свою автономность, категорически противятся вмешательству в процесс их работы. Поэтому часть занятия может составлять автономная друг от друга работа ребенка и родителя. Некоторых мам очень увлекает процесс творчества и дети, впитывая их эмоциональное отношение, легче входят в процесс творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительные способности у детей от 6-ти до 7-ми лет и их развитие

Изобразительные способности у детей от 6-ти до 7-ми лет и их развитие...

Конспект совместного занятия с родителями по изобразительной деятельности.Тема «Подарки для мышонка Пика»

Закреплять умение детей рисовать методом «штрих». Воспитывать интерес к творчеству художника Е.И.Чарушина....

Консультация «Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста»

Изобразительные способности - система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество....

Опыт работе по теме «Развитие изобразительных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Одна из важных задач в области образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка....

Опыт работе по теме «Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста»

Одна из важных задач в области образования - эстетическое воспитание детей...