Изобразительные способности у детей от 6-ти до 7-ми лет и их развитие
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Изобразительные способности у детей от 6-ти до 7-ми лет и их развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnye_sposobnosti_u_detey_ot_6-ti_do_7-mi_let_i_ih_razvitie.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
5. Изобразительные способности у детей от 6-ти до 7-ми лет и их развитие
Дети в этом возрасте уже могут делать довольно подробные композиции, с относительно реалистичными рисунками. Они более менее осознанно отдают предпочтение изображению, постройке или декору.
Главной задачей обучения в подготовительной группе является развитие творческой фантазии и воображения. (Н.А.Г. 162)
Для многих детей в возрасте 6-7 лет становится важным подготовка к школе, к смене игровой деятельности на учебную, которая в школе станет доминирующей. Неслучайно, что у некоторых из них возникают вопросы, как нарисовать правильно, как сделать изображение красивым. Они охотно повторяют за педагогом и используют это в дальнейшем сознательно, размышляя над изображаемым.
Но всегда педагог должен иметь ввиду, что есть опасность появления в детском рисунке нежелательной подражательности , противоречащей творческому поиску. Поэтому важно предлагать приемы и методы, чтобы дети могли ими пользоваться. Например, метод часто использовавшийся в традиционном народном искусстве, когда различные части животных и человека соединялись в один образ, например, грифона, сфинкса, русалки, птицы Сирин и пр. Метод создания по аналогии. Дети смотрят, как изображали в народносм искусстве, например, матрешку, куклу-скрутку и делают что-то подобное подбирая различного цвета и фактуры материалы по своему вкусу. Важно ориентировать детей на поиск характерных признаках для создания того или иного образа. Например, при изображении образа феи Весны можно предлагать в качестве декора одежды и головного убора изображение распускающиехся цветов, деревьев с молодой листвой, прилетающих птиц, солнца и пр. Важен метод комбинирования на основе свободного соединения определенного набора графических навыков, например, при изображении коврика.
«Ребенок живет в своем особом мире сказки, игры, фантазии, вымысла, и этот мир гораздо ближе ему, нежели мир реальный, неслучайно дети любят рисовать сказочных героев: принцесс, волшебников, фей, фантастические цветы, животных, машины, создавать свои придуманные волшебные миры с их необычными обитателями.»(Н.А.Г. 162)
Хочу поделиться своим опытом. Ставя перед собой одновременное решение задачу воспитания осознанности творчества в процессе обучения изобразительному языку я пришла к тому, что опираться на образ сказки. Дети сначала знакомятся с содержанием сказки, потом рисуют сцены из этой сказки, потом ее инсценируют. Опишу работу над двумя сюжетами, русской народной сказкой «Битый небитого везет» и стихотворения К.И.Чуковского «Радость».
Главными героями сказки «Битый небитого везет» являются волк и лиса. Сначала мы пытались вспомнить, как выглядят эти животные, какие у них пропорции, какие характерные черты. У лисы пушистый хвост и острая морда и уши, относительно короткие лапы, она рыжая; у волка большая голова и пасть, мощная грудная клетка, серая шерсть. Потом дети сами рисуют мелками и красками этих животных по памяти. Личный опыт делания чего-либо самый важный. Приобретая его, ребенок становится более уверенным в своих силах, что он что-то может рисовать. Чем больше предлагается таких самостоятельных работ, тем свободнее становится его владение карандашом и красками.
На следующем уроке делаем маски волка и лисы, в конце цикла дети разыгрывают спектакль, где в одной из сцен используются эти маски. Далее и предлагается вместе с педагогом изобразить две сцены, сцена встречи волка и лисы ночью зимой и сцена в хате у крестьянина. В первой сцене очень важен акцент на том, что дело происходит ночью. Не все дети принимают то положение, что небо не только сверху черное, что темным становится все пространство вокруг, все окрашивается в ночные голубоватые цвета. Про линию горизонта дети хоть и запоминают, но применять эти знания почти никогда не могут, поэтому, рисуя пейзаж, лучше говорить о колорите вообще. Например, если задание на изображение весеннего пейзажа, то начинать надо с общего подмалевка, где будут преобладать цвета оголенной земли, коричневый и черный, а так же цвета вновь нарождающейся природы, цвета зеленой травы, цветов, яркого солнца, синего неба. Это своего рода и образ времени года и пейзаж только без его основных элементов, деревьев, цветов, животных, людей. Кроме того радость наслаждения цветом в простом смешивании красок на листе бумаги позволяет ребенку потом самостоятельно заполнять цветом пространство листа. Подмалевок можно делать не только тем способом, что указан в главах 3 и 4, но и раскатывать краску или тушь валиком, покрывая несколькими слоями поверхность листа. Получается сложное по цвету пространство. Силуэты деревьев, домов, животных можно нарисовать заранее, вырезать и потом предложить скомпоновать.
В ночном пейзаже для сказки «Битый небитого везет» делается цветовой подмалевок темносиней, фиолетовой и зеленой и белой гуашью. Заранее рисуются, раскрашивается и вырезаются домик, деревья и животных, и потом все компонуется. Дети вместе с педагогом отвечают на вопрос - как расположить предметы так, чтобы они смотрелись красиво, чтобы было понятен сюжет.
Еще одна картина — это сцена в избе, изображающая лисицу, вымазавшую себе морду в тесте. Изображение в перспективе детям объяснять пока не возможно. Можно воспользоваться методами изображения, используемые иллюстратором Юрием Васнецовым. Подмалевок выполняется охристой и коричневой красками, имитируя поверхность дерева. На следующем занятии изучается интерьер русской избы и раскрашивается на свое усмотрение силуэт печки , скамейки, бочонка, а также дети сами пытаются изобразить лисицу.
Можно делать картины для каждой сцены, кроме указанных могут быть еще сцены волка и деревенских баб на озере, сцена мужика и бабы у саней и т.п. Лисицу и волка можно слепить. Потом, когда разыгрывается сказка, смастеренные руками детей лисичка и волк путешествует из сцены в сцену.
Сцены и героев можно делать по методике, предлагаемой в сборниках Н.А.Горяевой. Практика показывает, что эти задания разработаны согласно возрасту, делаются детьми охотно. Получаются эффектные работы. Дети учатся смешивать краски, приемам композиции, декоративным и конструктивным навыкам. Например, изображение птиц и животных в традиции народной глиняной игрушки, когда работа ведется в определенной последовательности от куска , и определенные части тела вытягиваются. К слову говоря, этот способ очень эффективен. Дети его быстро воспринимают и начинают не только повторять народные образы, но и воспроизводить в своих композициях.
Хочу рассказать над опытом работы над стихотворением К.И.Чуковского «Радость». Это стихотворение очень ритмично, лаконично по содержанию. В нем много веселых образов близким детскому восприятию. Иллюстрируя строчку «Рады, рады, рады белые березы и на них от радости выростали розы». Сначала мы рисовали большое солнце, как символ радости, потом, отдельно березы, на которых дети сами озображали распускающиеся розы. Строчку «И ручьи из-под земли сладким медом потекли» мы иллюстрировали, осмысляя, как это сладким медом потекли. Вода не только необыкновенного медового цвета, но и вокруг ручья распускались необыкновенные цветы. Их мы делали способом монотипии. «Лысые кудрявыми» изображали способом зеркального отражения, используя детали вырезанных силуэтов.
Потом всю сказку показывали перед родителями все картины, которые мы рисовали в связи с темой стихобворения «Радость».
К слову говоря, обращение к хорошей поэзии очень важно для воспитания культуры детей, приобщению к традиции. Современны поэт и христианский мыслитель Ольга Седакова писала в интервью журналу «Нескушный сад »: « Культурный человек -- это человек возделанный, приготовленный к исполнению одного из своих предназначений -- жить в общении с людьми, в общности. … куда полезнее было бы воспитывать культуру общения с созданными великими вещами. И поэтому большое значение в воспитании детей творчеством должно играть приобщение к богатству мировой художественной культуры.
Мною были попытки сделать инсценировку отрывка из сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане» «Белка песенки поет...». В этом коротком стихотворном отрывке важно каждое слово, потому, что это новый образ, который расширяет кругозор детей. Хрустальный дом, дворец, изумрудные орехи (здесь важен цвет), ель (не елка в обычном смысле этого слова), белка, поющая песенки и танцующая. Это четверостишье не только со стихами может познакомить, но и с работами известных художников, таких как Татьяна Маврина, Наталья Гончарова, иллюстрирующие именно этот отрывок.
Хочется поделиться еще одним способом работы с детьми. Самый простой его вариант заключается в том, что предлагать детям дористовать какое-то пятно, будь -то из цветной бумаги, или нарисованной тушью, акварелью или гуашью. Это хорошо развивает воображение. Ребенок начинает в окружающем мире, облаках, рисунке камня, силуэте деревьев и пр., начинает в своем воображении «дорисовывать». Это уже не просто облака а бегущие динозаврики,, это не фарфоровый чайник, а слон, в риснке камня видятся реальные картины природы, а в деревьях двигающиеся люди.
Можно немного усложнив подход уже не в силуэте а, в цветовой абстрактной композиции увидеть какое-то изображение и дорисовать его. Это позволяет снизить излишне рациональный подход к изображению, поскольку более активно начинает работать правое полушарие. Часто изображение строитстя благодаря контуру, пристраивая одну часть к другой, а здесь нужно увидеть и дорисовать всю композицию. Этот подход позволяет сделать ее неожиданной, при рациональном подходе такое изображение вероятно человек не сделал бы. .
Художник начинает расти, конда пытается изобразить объект более живым, двигающимся. Существует несколько приемов, научающих движению. И ребенок , если он дорос до этого, легко воспримет и будет это использовать. Например, нарисовать широкой кистью одним мазком голову и тело во фронтальном положении, а потом дополнить изображением ног в движении. Работая пластилином или массой для лепки можно сделать из пластилина тело, а потом дополнить ногами в движении, прилепив ноги или вытянув.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....
«Развитие художественно-изобразительных способностей детей через создание объемных фигур и декорирование поверхности гофротрубочками»
Мастер-класс...
Создание предметно развивающей среды для развития творческих изобразительных способностей дома.
В материале педагог дополнительного образования даёт рекомендации родителям по организации предметно развивающей среды дома для развития творческого потенциала своего малыша....
опыт работы "Дымковская народная игрушка как средство развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке"
обобщение опыта воспитателя...
Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста
Природа во все времена являлась содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Рисунки создаваемые детьми способствуют закреплению и уточнению их знаний об окружающей природе, формир...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста
Статья по исследованию на тему "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста"...
«Развитие творческих изобразительных способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники». Опыт работы.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так - как оно связано с самостоятельной практической деятельностью ребенка. По...