Консультация «Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста»
консультация по рисованию

Пискунова Юлия Степановна

Изобразительные способности - система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста»

Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и являются условием успешного выполнения той или другой деятельности. Всегда проявляются в деятельности. Основой способностей являются задатки. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

Изобразительные способности -- система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в достаточно раннем возрасте. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие и опорные свойства. К ведущими относятся: художественное мышление и творческое воображение; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированность сенсомоторных операций. Для проявления изобразительных способностей имеет значение не только умение передавать в изображении сходство с предметом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства, волевые качества личности.

Виды способностей: Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач. Специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определенном виде деятельности. Способность к изобразительной деятельности – специальная способность.

Она характеризуется следующими показателями: высокая эмоциональность; творческое воображение; яркость зрительного восприятия; образная память; чувства формы и цвета. Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей. Любые задатки, перед тем как стать способностями должны пройти определенный путь развития.

Опорные качества:

1. образное восприятие, образная память

2. анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

3. более гибкое, чѐткое строение мелкой моторики.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной

деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей.

Разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.

2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

5. Способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению.

6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.

К настоящему времени структура способности к изображению определена довольно полно и четко. Структура художественно-творческих способностей требует дальнейшего изучения и уточнения. Относительная определенность содержания и структуры способностей к изобразительной деятельности дает возможность довольно четко сформулировать соответствующие задачи руководства изобразительной деятельностью Правомерность постановки соответствующих задач обусловлена и тем, что большинство вышеназванных исследователей данной проблемы разработали с большей или меньшей степенью полноты методику формирования этих способностей (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, В.А. Езикеева и др.). Этапы развития способностей Первый этап начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В педагогической литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к. ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить. На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление. Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами. Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили. Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии

способностей. Ребѐнок уже ставит цель, а потом рисует. Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения. Однако первые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов. В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е. от предметного изображения он переходит к сюжетному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»           Сегодня актуальность приобретает развитие творческих спо...

консультация "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей  Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста «Основной закон детской природы можно выразить так -...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Это правда!Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне!Э. Успенский.Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными...

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»...

консультация "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода....

Консультация " развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста "

Интеллектуальное развитие дошкольников – серьезный вопрос, который актуален на протяжении многих десятилетий. Начинать развивать умственные способности нужно еще у младших дошкольников, чтобы по...

Опыт работе по теме «Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста»

Одна из важных задач в области образования - эстетическое воспитание детей...