Статья «Художественный труд в интеллектуальном развитии дошкольника»
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Роль художественного труда в становлении эстетического отношения к окружающему миру, в реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольника, в познавательном развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Художественный труд

в интеллектуальном развитии дошкольника».

«Истоки способностей и дарований детей –  на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

                                                                     В. А. Сухомлинский

Умение фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не сразу приходит к детям, а художественный вкус человек развивает в течение всей своей жизни.

Роль воспитателя: познакомить детей со свойствами материалов, научить приёмам работы с различными материалами, развивать эстетическое восприятие мира на художественных примерах, будь это посуда или объекты природы, ткань или предметы народного творчества, игрушка или живопись и скульптура.

Художественный труд имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Анализируя свойства и качества предметов окружающего мира, анализируя структуру материалов, способы изготовления поделок, ребёнок учится мыслить, устанавливать причинно – следственные связи; впоследствии ребёнок самостоятельно создаёт изделия по собственному замыслу.  Развиваются планирующие функции речи, речевая регуляция поведения, что влияет на ориентировку ребёнка в окружающем мире и в самом себе; повышается познавательная активность ребёнка, расширяются представления детей об окружающем мире. Художественный труд способствует развитию восприятия, внимания, повышается устойчивость и произвольность внимания.

Формируется личность, способная наслаждаться прекрасным и его созидать во всех сферах человеческой жизни и деятельности.

Эстетическое восприятие – восприятие представлений о художественном труде как об особом  способе познания окружающего ребёнка мира. Ребёнок в своих работах выражает своё видение, понимание и отношение к окружающему. Воспитатель в беседах с детьми может выяснить и понять, почему ребёнок так или иначе изобразил данный объект.

Так как ребёнок работает с разными материалами и инструментами, развиваются мелкие мышцы кисти рук, развивается сенсомоторика – согласованность в работе глаз и руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении действий.

При изготовлении поделок всегда есть новизна, творческий поиск, возможность реализовать свои умения и желания.

Ручной труд способствует воспитанию характера, личностных качеств: часто бумага «ровно не складывается», вата прилипает к рукам – работа не складывается. Изготовление поделки требует определённых волевых усилий.  Роль воспитателя помочь ребёнку выявить причину неудачи и совместно с ребёнком подобрать приёмы её решения. Постепенно у детей формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

При создании коллективных работ ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость личного участия в общем деле, оказать друг другу помощь, оценить результаты совместной деятельности.

А сколько искренней радости, восторга приносят детям результаты своего труда: изготовленная своими руками поделка становится любимой игрушкой.

Таким образом, через различные действия с различными материалами в процессе их обработки, применение разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их характерные особенности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Художественная деятельность развивает воображение ребёнка, фантазию, эстетическое отношение к окружающему миру.

Дошкольники овладевают навыками, необходимыми для обучения в школе. Ручной труд воспитывает аккуратность, трудолюбие, умение рационально использовать материалы, учит выполнять действия последовательно, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.

Ребёнок приобретает навыки самостоятельной творческой деятельности.

Литература:

  1. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцакова
  2. «Чудеса для детей из ненужных вещей» М.И. Нагибина
  3. «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыкова
  4. «Художественный труд. Весёлая ярмарка», журнал «Цветной мир» №1 2012год
  5. «Чудесные поделки из бумаги» З.А. Богатеева

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях"

В статье описан опыт работы музыкального руководителя дошкольного отделения по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников"...

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности"

Статья «Интеллектуальное развитиедошкольников в игровой деятельности» Сенсорное развитие - это фундамент общего умственного развития ребёнка. Оно также имеет самостоятельное значение, так как...

Статья "Игрушки вашего малыша, их роль в интеллектуальном развитии дошкольника"

               Если вы хотите развить способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно ч...

Статья: "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании развивающих игр".

Основным путём реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия).Развивающие игры вводят детей в мир логики и математики.Творческие разви...

Статья "Метод проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

Метод проектов  в современном дошкольном образовании направлен на самостоятельное практическое добывание знаний и применение умений и навыков, возможностью его внедрения в процесс интеллектуально...

Статья "ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Работа с детской цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандии"...