Статья "ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья (старшая, подготовительная группа)
Работа с детской цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovye_tehnologii.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
Е.В. Мишунина,
воспитатель
(Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №133, Россия, г. Липецк)
Л.И. Полковникова,
заместитель заведующей
(Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №133, Россия, г. Липецк)
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности цифровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников, раскрывается значение данной темы и её аспекты.
Ключевые слова: цифровые технологии, интеллектуальное развитие дошкольников.
E. V. Mishиnina,
educator
(Municipal budget preschool
educational institution №133, Russia, Lipetsk)
L. I. Polkovnikova,
Deputy head
(Municipal budget preschool
educational institution №133, Russia, Lipetsk)
DIGITAL TECHNOLOGIES IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: this article discusses the features of digital technologies in the intellectual development of preschoolers, reveals the importance of this topic and its aspects.
Key words: digital technologies, intellectual development of preschool children.
Одной из задач, актуальной для развития детей на современном этапе российского дошкольного образования, зафиксированной в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.12.12г.), государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (№792-р от 15.05.13г.), Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», является задача формирования личности ребенка и развитие его интеллектуальных качеств.
При решении проблемы интеллектуального развития ребенка отечественными исследователями рассматриваются следующие аспекты, такие как:
1. Способы формирования теоретического, категориального мышления (В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин);
2. Формы познания в дошкольном детстве (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец);
3. Общие интеллектуальные способности (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев);
4. Интеллект как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность в деятельности (В.Н. Дружинин, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов и др.).
В последнее время одной из важнейших задач воспитания является развитие интеллекта ребенка .Для этого есть несколько причин. Все чаще это новые и современные научные данные об интеллектуальном развитии детей дошкольников, так же своеобразное введение в жизнь современных дошкольников различных источников знаний, в том числе информационно компьютерной технологии. Все это способствует росту уровня образованности детей.
Очень часто необычные детские вопросы ставят нас в тупик: как притягивается к холодильнику магнит, как и откуда в лампочке появляется свет, почему мороженое тает ,где живёт электрический ток? Как можно рассказать современному ребёнку о таких понятиях, свет, звук, магнитное поле, электрический ток, температура, и других, чтобы для ребёнка это было увлекательно и познавательно, а главное интересно, точно и грамотно. Сложная задача?
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более наполненной различными электронными приборами, в соответствии с современными трендами образования, одним из которых является «цифровизация»,наше образовательное учреждение приобрело цифровую лабораторию для дошкольников и младших школьников, которая называется «Наураша в стране Наурандии».
Задачи, которые решаются с помощью лаборатории:
- расширение кругозора и формирование целостной картины мира ;
- развитие продуктивной (конструктивной) и познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни человека;
- развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, речи, внимания, памяти);
- развитие интеллектуальных способностей детей.
- освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Принципы обучения, которые реализуются с помощью детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»:
- Принцип проблемности – ребёнок получает знания не в готовом виде, а через процесс собственной деятельности.
- Принцип индивидуализации – развитие личностных качеств, через решение проблем разноуровневого обучения.
- Принцип систематичности и последовательности – взаимосвязь знаний, умений и навыков ребенка.
- Принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки вокруг ребенка, вера в его силы.
- Принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения в данной ситуации.
- Принцип связи теории с практикой – формирование у детей умения применять свои знания в повседневной жизни.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации предполагает, что педагог, зная индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования его умений и навыков.
- Принцип успешности – на первом этапе ребенок получает задания, которые он способен выполнить только удачно.
- Принцип активного обучения – выстраивание процесса обучения с методами и формами, которые будут развивать у детей инициативу, самостоятельность и творчество (игровые технологии, подгруппе, индивидуально, работа в парах и т.д.).
- Принцип коммуникативности – воспитание у детей потребности в общении, в процессе которого формируется и развивается социальная мотивация.
- Принцип результативности – получение только положительного результата работы, несмотря на уровень развития ребенка.
- Принцип преемственности при переходе в школу – обеспечение возможности успешности дальнейшего обучения в школе.
Детская цифровая лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей-лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:
- Электричество
- Свет
- Звук
- Сила
- Кислотность
- Пульс
- Магнитное поле
- Температура
Что узнают и какую информацию получают дети при работе в лабораториях?
- Температура: Что такое температура и что такое градус, температура тела человека, комнаты, за окном, измерение температуры своего тела. Измерение температуры холодной и горячей воды. Эксперименты с лампочкой, с водой, со льдом.
- Звук: Что такое звук, громкость, игра на инструментах. Исследовать и проверить тишину и шум.
- Свет: Что такое свет ,как можно измерить силу света, силу света фонарика. Как свет влияет на жизнь растений, скорость света, что такое освещенность. Эксперимент со шторами, с фильтрами, опыт с красителем.
- Электричество: Что такое электричество, почему горит лампочка, откуда ток в батарейке, электрояблоко и лимон.
- Кислотность: Что такое кислотность, как мы чувствуем вкус, измерение кислотности разных соков. Эксперимент с содой, как можно создать кислый и не кислый вкус.
- Магнитное поле: Что такое магнитное поле, полюсы магнита, исследование плоского магнита, расстояние до магнита, сложение магнитов.
- Пульс: Что такое пульс, пульс взрослого и пульс ребенка, когда сердце человека бьется чаще.
- Сила: Что такое сила, вес ,как измеряется сила удара.
В составе комплектов по всем темам имеются:
- соответствующая компьютерная программа;
- датчик «Божья коровка», для измерения соответствующей теме физической величины;
- набор разнообразных вспомогательных предметов для измерений;
- брошюра с объяснением настроек компьютерных сцен и методическими рекомендациями по проведению занятий .
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает экспериментирование с различными материалами, различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Данные модули можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, речевое развитие и социально-коммуникативное .Проводить изучение предложенных тем можно в различном порядке.
Главный герой лаборатории – мальчик Наураша. Это маленький учёный, исследователь, друг детей и помощник педагогов. Он проводит с детьми различные научные опыты. По заданной теме делится с детьми своими знаниями. Путешествуя по лаборатории вместе с маленьким ученым, мы знакомимся с приборами для измерения и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений, понимать природу света и звука, знакомимся с чудесами магнитного поля, меряемся силой, узнаем много нового о пульсе, учимся измерять температуру, заглядываем в загадочный мир кислотности.
Нами был разработан перспективный план использования детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной к школе группы. Первое занятие в каждой лаборатории проводится в форме образовательной деятельности, все последующие – в совместной деятельности педагога с детьми.
Так же разработана дополнительная общеобразовательная программа для детей подготовительной к школе группы «Юный исследователь», которая предполагает использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», разработано календарно-тематическое планированию (перспективный и календарный планы), составлены конспекты занятий и совместной деятельности.
Ввиду необходимости больших материальных затрат для обеспечения хотя бы подгруппы детей индивидуальными датчиками, наша задача заключалась в том, чтобы выстроить работу с цифровой лабораторией и разработать конспекты занятий таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку попробовать себя в роли экспериментатора. Как показывает наш опыт, интерес детей на практических занятиях достаточно высок. Если педагогу подойти к организации взаимодействия с воспитанниками творчески, возможно использование одной лаборатории на занятии с подгруппой 10-12 человек.
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» помогает развивать в детях любознательность, стремления к познанию и открытиям, учит ребёнка ставить перед собой цели и добиваться результатов, правильно реагируя на неудачи, и идти вперёд.
Работаем с этим продуктом мы первый год, но уже можем поделиться своими небольшими результатами.
Цель, которую мы ставим перед собой – приоткрыть дверь дошкольникам в мир естественных наук: физики, химии, биологии, сформировать интерес к предметам естественно-научного цикла.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» в Основной образовательной программе дошкольного образования нашего детского сада предполагается изучение тем, связанных с понятиями «температура», «свет», «магнетизм». Но знакомство с ними детей неглубокое.
А изучение таких тем, как «Пульс», «Электричество», «Сила», и «Кислотность», не предусматривается совсем. Использование метода экспериментирования в детской лаборатории, как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира, позволяет придать научный подход и дать детям более полные представления о природных явлениях и процессах.
Опрос родителей показал, что внедрение детской лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в образовательный процесс им нравится. Они заметили, что у детей повысились познавательные функции.
Особенности детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»:
- организация посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования экологических и естественнонаучных представлений и знаний дошкольников;
- использование в программе комплекса занятий, которые включают в себя игры, опыты, эксперименты, предельно приближенных к реальной обстановке;
- развитие умственных способностей старших дошкольников путем приобретения навыков экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- экспериментирование в лаборатории помогает развивать у детей мышление, логику, творческую активность, самостоятельность, самореализацию, умение работать в коллективе. Все это способствует дальнейшему успешному обучению детей в школе по таким предметам, как физика, биология, химия.
Таким образом, цифровая лаборатория для дошкольников, которая называется «Наураша в стране Наурандии», актуальна в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567 / (дата обращения 01.09.2019).
- Солдатова Г.В., Шляпников В.Н. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование, 2015. – № 3. – С. 78–85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "День рождения мышки Клавы» Информационно-коммуникационные технологии в интеллектуальном развитии дошкольников
Формировать и использовать начальные навыки работы за компьютером...
Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с использованием современных игровых технологий
Гармонизация эмоциональной стабильности как средство всестороннего развития ребёнка «В мире удивительных островов» Занятия с детьми ст...
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
Цифровые технологии в интеллектуальном развитии дошкольников.
Цифровые технологии в интеллектуальном развитии дошкольников....
"Использование развивающих игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников".
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление обобщения, простых умозаключений, переход от практического мышлени...
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».
laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...
Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника
Содоклад из опыта работы: «Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника». Педагогический совет....