Статья "Игрушки вашего малыша, их роль в интеллектуальном развитии дошкольника"
статья на тему
Если вы хотите развить способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki_vashego_malysha_ih_rol_v_intnllektualnom_razvitii_doshkolnika.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушки вашего малыша,
их роль в интеллектуальном развитии дошкольника
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная, общая жизненная активность. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Учитывая тот факт, что одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности, основной из которых
является игра, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности. Игра является своеобразной практической деятельностью ребенка и средством всестороннего воспитания.
Если вы хотите развить способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще. Развивающие игры очень нужны ребенку раннего возраста. Они приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Для того, чтобы правильно организовать развивающие игры, нужно в какой-то степени экспериментировать и чутко реагировать на состояние и возможность ребенка. Только близкие взрослые могут определить, что малышу интересно, а что – скучно, что у него получается, а что – пока нет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетания занимательности, эмоциональной привлекательности с развивающим эффектом. Если игра не требует
никаких усилий и помощи взрослого, это значит, что возможности ребенка гораздо шире того занятия, которое ему предложили, а потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Для развития нужны игры, в которых ребенок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Если игра слишком сложна, развивающего эффекта также не будет. Малыш не включается в игровой контакт и, скорее всего, пойдет по пути замены привычными действиями тех заданий, которые дает взрослый. Поэтому при подборе и проведении игр необходимо чутко следить за настроением ребенка и подстраиваться к его возможностям, слегка опережая их.
Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики), которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один – для показа и образца, другой – для воспроизведения правильного действия с ним. Также игры развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. И, что очень важно, игры с предметами должны по возможности быть выделены из других событий жизни ребенка, они должны иметь очевидные начало и конец. По завершению игры нужно аккуратно сложить
игрушки и убрать, чтобы не возникало привыкание, чтобы эти предметы оставались по-прежнему привлекательными и желанными.
Прекрасным материалом для развития и обучения ребенка являются кубики. Постройки могут быть достаточно сложными, в соответствии с образцом. В этом возрасте малышам обычно очень нравится делать так, как показал взрослый. Такие игры с кубиками требуют внимательного участия и помощи взрослого, который не только дает образец, но и помогает его воспроизвести.
Кукла – совсем не обычный предмет. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Поэтому игры с куклой на первых порах требуют вашего участия. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой для малыша.
Привязанность ребенка к игрушке далеко не всегда определяется ее внешними качествами. В значительно большей степени отношение к ней зависит от ее выразительности и от тех действий, которые с этой игрушкой можно совершать. Все это может придать игрушке только близкий взрослый.
Итак, чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл, был всесторонне развит, согласно своему возрасту, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым. И помните, что ребенку всегда необходимо ваше одобрение!
Игры с вкладышами
Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Маленькие дети с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Следует поддерживать интерес детей к такому занятию и предоставлять для него материал. Существует множество разнообразных наборов-вкладышей. Например: наборы вкладышей, которые представляют собой несколько — от 3 до 12 полых предметов одинаковой формы и разного размера (кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара), убывающие по величине;
- плоские вкладыши со штампованными углублениями или вырезанными от-
верстиями разной формы и соответствующими им фигурами, абстрактными и предметными;
- объемные вкладыши (большие и маленькие кубы, домики, коробки) с прорезями разной формы и соответствующими деталями.
Игры с пирамидкой
Пирамидка – очень полезная игрушка для малышей. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета, и его обратимости. «От большего – к меньшему» Для этой игры используются традиционные пирамидки с кольцами разных размеров. В занятиях с самыми маленькими детьми сначала желательно использовать пирамидки из трех-четырех колечек. Покажите ребенку две пирамидки в собранном виде. Предложите провести ладошкой или пальчиком по поверхности пирамидки сверху вниз и обратите его внимание на то, какая она «ровная, гладкая». Разберите вместе с ребенком обе пирамидки и предложите: «Давай соберем пирамидки снова, я – одну, а ты – другую». Другие игры с пирамидкой: «Построим из колечек башню», а также «Разберем и соберем».
Игры с матрешкой
С помощью матрешки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объему и т.д. В группе должны быть в достаточном количестве матрешки с разным количеством вкладышей – от трех и более. Для детей, незнакомых с матрешкой, очень важен момент первой встречи с ней, открытие ее секрета. Постарайтесь сделать эту встречу интересной и радостной. «Знакомство с матрешкой». Сядьте с ребенком (или двумя-тремя детьми) за столик и покажите матрешку. Дайте детям возможность рассмотреть игрушку, погладить ее, подержать в руках. Полюбовавшись матрешкой, вы берете ее в руки и удивленно говорите: «Что-то наша матрешка тяжелая, может быть, у нее внутри что - нибудь есть?» Потрясите матрешку: «Давайте посмотрим, что там гремит?» Открывая матрешку, произносите слова: «Матрешка-матрешка, открой окошко!» Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство детей. Предложите им повторять просьбу вместе с вами. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую матрешку, вы удивляетесь: «Ой, здесь еще одна матрешка!» Поставьте две матрешки рядом и обратите внимание детей на то, что одна матрешка большая, а другая – поменьше. Затем предложите посмотреть, не
спрятался ли в меньшей матрешке еще кто-нибудь. Так разберите матрешку до конца. У вас получится ряд из матрешек, убывающих по росту. Полюбуйтесь вместе с детьми матрешками, скажите: «Вот какие наши матрешки хорошенькие! Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестрички». Подчеркните различие между ними по росту. Теперь покажите детям, как все матрешки прячутся одна в другую, и снова остается одна большая матрешка. После этого дайте каждому малышу по небольшой
матрешке, состоящей из двух-трех вкладышей, и предложите разобрать и собрать их. Возможно, поначалу дети будут действовать наугад, и стараться силой втиснуть одну часть в другую. Помогите им подобрать соответствующие детали и научиться соединять их. После того, как дети научатся разбирать и собирать матрешку, можно организовать разнообразные игры с ней: «Матрешечный детский сад»; «Матрешки играют в прятки»; «Матрешки обедают»; «Матрешки ложатся спать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.
В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются значимость, цели, условия проведе...
«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»
Консультация для родителей о роли сказки в воспитательном процессе: как правильно рассказать сказку, чтобы добиться нужного результата; какую выбрать сказку....
Роль фольклора в интеллектуальном развитии дошкольников
Данная статья раскрывает роль фольклора в развитияиречи дошкольников. Сказки, поговорки ,загадки легко запоминаются детьми. Читая их , дети различают добро и зло, любовь к труду и лень и т.д....
МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...
Роль занимательных математических игр в процессе интеллектуального развития дошкольников
Это доклад, подготовленный и прочитанный на заседании методического кабинета ДОУ о значении занимательных математических заданий и игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста....
Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения
Краткая характеристика форм, типов и видов мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.Виды мышления, характерные для детей до школы:1. наглядно-действенное...
Роль наблюдения в интеллектуальном развитии дошкольника
консультация для воспитателей...