Статья "Метод проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Крюковских Светлана Михайловна

Метод проектов  в современном дошкольном образовании направлен на самостоятельное практическое добывание знаний и применение умений и навыков, возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_intellekt.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Крюковских С.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии

дошкольников (из опыта работы)

«Что я слышу - забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю - я понимаю»

Конфуций.

Метод проектов  в современном дошкольном образовании направлен на самостоятельное практическое добывание знаний и применение умений и навыков, возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников. В ходе этого процесса наряду с освоением дошкольниками базовых знаний и ключевых компетенций происходит многостороннее развитие растущей личности.

Метод проектов это требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и сообщества родителей. Исследования выявили главную проблему образования – потерю притягательности процесса познания. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Метод проектов помогает саморазвитию дошкольников, развивает в них уверенность в своих силах, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, помогает успешно реализоваться и в дошкольном и в школьном обучении с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

        Метод проектов представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не может заменить развитие других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей помогает дальнейшему процессу становления детского интеллекта.  

        Метод проектов отличается от других методов следующим: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

        Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

        При погружении в проект воспитатель формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи, а дети вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

При организации деятельности педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей. Дети, распределяются по группам с помощью взрослого, определяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Во время осуществления деятельности воспитатель при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; деликатно контролирует; обогащает знания детей, повышает их эрудицию; репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Активно и самостоятельно дети выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; ищут необходимые и недостающие знания; фантазируют; готовят презентацию.

Презентация или представление обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Воспитатель оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Дети демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи;  умение планировать и осуществлять работу.

Воспитатель поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Дети демонстрируют найденные способы решения проблемы; самоанализ деятельности и ее результата; взаимную оценку друг другу в деятельности, способность выбрать лучших участников.

 Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.

В проекте «Зимние забавы» дети усваивали необходимые знаний о зиме, зимних играх и развлечениях; приобретали опыт продуктивного взаимодействия друг с другом,
умение слушать товарища. Разделились на команды и с помощью родителей подготовили рисунки и рассказы о зимних видах спорта, рассказали об олимпийских играх.  Совместно с воспитателями дети изготовили мини-магазин «Спорт-мастер»,  оформили альбомы о спорте и развлечениях в зимнее время. Конструировали настольные игры и макеты, моделировали туристический поход, оформляли площадку во время прогулок. В итоговом мероприятии «Зимушка-зима» способствовали возникновению у детей ощущения, что продукт их творческой деятельности ( танец, стихотворение, рисунок) интересен другим  детям и родителям. В ходе организации  радостных событий жизни группы сформировали навыки здорового образа жизни: стали чаще бывать с родителями на свежем воздухе и заниматься активным отдыхом.

В проекте «Дымковская игрушка» знакомились с народным промыслом, расписывали игрушки, играли с поделками, которые расширили кругозор детей, приобщили их к изобразительному искусству, помогли развивать интерес детей к традициям и истории русского народа. С помощью родителей пополнили мини-музей «Дымково»: во время проведения мастер-класса расписали гипсовые заготовки. В ходе проекта оформили лэпбук о дымковской игрушке и завершили исследование праздником «Ярмарка дымковская игрушка». В рамках проекта предполагалось взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника. Знакомство с народным промыслом было одинаково интересно и детям и взрослым.

Используя метод проектов, пришла к выводу, что он не заменим для интеллектуального развития детей в дошкольном обучении. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе работы по проектной деятельности

расширились знания детей об окружающем мире. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Появилась возможность вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и дальнейших проектов.

Использование метода проектов привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 

        Литература:

В.А. Дергунская «Проектная деятельность дошкольников» - М.: Центр педагогического образования, 2012.  

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М: Айрис-пресс, 2008.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами наход...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников.

Актуальность проектного метода для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами пр...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

В данной статье освещен вопрос использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольника, умений самостоятельно...