Занятие в старшей группе " Природа в таинстве убранства"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Непосредственно- образовательная деятельность, область: познание, аппликация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие:познание,аппликация24.25 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №219 общеразвивающего вида

Г.Уфы Р.Б.

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

«Природа в таинстве убранства…»

Образовательная область: Познание

                                       Подготовила воспитатель: Калимуллина Э.В.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о  сезонных изменениях в природе, прививать любовь к природе, через объемную аппликацию и рисование  развивать  логическое мышление и творческое воображение.

Формировать бережное отношение к природе, развивать кругозор и речь детей. Вызывать положительный эмоциональный отклик. Вызывать интерес к классической музыке, искусству.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних ,зимних, весенних, летних  пейзажей, окружающего мира.

 Обогащение словаря:  живописная,  багряный,  листопад, крона.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование:  слайд-проектор,  аудиозаписи  («Времена года» П.И.Чайковского,  А. Вивальди  « Времена года»), репродукции.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года»).

Воспитатель : - Ребята! Есть на свете четыре необычных  художника, каждый из них рисует свою картину.

Догадались, о каких художниках идет речь:

- Правильно. Это времена года. А почему их можно назвать художниками?

-  я согласна  с вами.  Каждое время года окрашено в свой цвет и приходят они друг за другом в определенном порядке.

-Сегодня  я вам предлагаю побыть такими художниками.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один….

- Что же это за художник?  (зима)

-За каким временем года она наступает?

-Назовите по порядку зимние месяцы.

-Что происходит с водоемами? Почему?

-Какой праздник бывает только зимой?

-Чем покрыта земля, деревья, дома?

- Правильно снегом. А теперь давайте поиграем в «снежные»  слова .

Игра «Снежный ком»

-1,2,3,4,5-начинаем мы играть.

-нужно всем нам в круг вставать.

(Дети по кругу передают «снежный ком»,называя при этом однокоренные слова к слову снег: снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегурочка, снежная баба, снегоход, снегокат).

Вот и первая картина! Я  предлагаю  вам дорисовать ее необычным способом. Сугробы сделаем из салфеток, будем их мять и наклеивать. А зимнее дерево укутаем снегом.  Будем обрывать салфетки и наклеивать только серединку,  чтобы было похоже на снежинки. (Дети выполняют работу на листе ватмана, на заранее нарисованном дереве, кто-то делает снегопад).

Замечательная получилась картина, настоящий зимний пейзаж.

Сейчас мы присядем на стульчики и послушаем про второго художника (звучит запись П.И. Чайковского «Времена года» - «Весна», «Вальс  цветов»)

У второго – синее,

Небо  и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава,

Догадались,  о каком времени идет речь? (весна)

Физкультминутка:

Наши алые цветки

Распускают лепестки.  (Локти и предплечья прижаты друг к другу, ладони сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем раскрываются в виде чашечки.)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.  (Кисти рук в виде чаши, делают движения  по часовой и против  часовой стрелок.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (Пальцы плотно соединяются ,кисти рук из чаши делают лодочку.)

Тихо засыпают,

           Головой  качают.  (Кисти рук в виде бутона наклоняются вправо и влево).

Игра « Трик-трак, это так или не так» (с мячом)

-я считаю, что птицы улетают в теплые края (весной)

-я считаю, что лед на реке появляется  (осенью)

- я считаю, что люди вывешивают скворечники (летом)

 - я считаю, что люди собирают урожай (зимой)

- я считаю, что капель бывает (осенью)

- я считаю, что почки на деревьях появляются ( летом)

- я считаю, что гроза чаще всего бывает (весной)

- я считаю, что ледоход бывает (осенью)

- Я вам предлагаю разбудить деревце ото сна.  Давайте  нарисуем почки и маленькие зеленые листочки.  Но рисовать мы будем не красками, а пластилином.

Замечательная картина получилась! Деревце  на ней, как живое!

А вот и третий художник спешит рассказать о себе:

На картине третьего красок и не счесть.

Желтая , зеленая, голубая есть…

Солнце в небе яркое, синяя река

Белые, пушистые  в небе облака…(лето)

- Вам нравится лето? Оно с вами хочет поиграть.

Игра «Назови действие»

-пчелка над цветком…(жужжит)

-комар над ухом….(пищит)

- яркое солнце в небе…(светит)

-в лесу и саду ягоды…(поспевают)

-в речке ребята…(купаются)

-в траве кузнечик…(стрекочет)

-паучок  паутину….(плетет).

Засиделись что-то мы с вами, надо бы третью картину раскрасить, зелеными

крупными листьями наше деревце украсить. (На столах выполнены листья разного цвета, нужно выбрать только большие, крупные, зеленые). Дети выполняют  объемную аппликацию.

Какая красивая крона получилась. Деревце  заулыбалось, засмеялось, зашумело зеленой густой  листвой.

А вот и четвертый художник подоспел. Посмотрите на эту чудесную картину.

Лес точно терем расписной,

Лиловый , золотой ,багряный….(осень)

Речедвигательная  игра  «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (руки в стороны, кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево).

-А  какими  красками рисует художник - осень?  (желтыми,   оранжевыми,  красными,  золотыми, багряными ).

Осталось раскрасить последнюю картину.  Будьте  внимательны,  все они разного размера, их нужно подобрать по контуру. ( Вырезанные заранее листья разного размера из самоклеящейся бумаги).

В процессе выполнения продуктивной деятельности можно вспомнить признаки времен года, пословицы, приметы, уточнить свойства материалов.

·       Назовите осенние месяцы

·       Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

·       В этом нам поможет наш волшебный экран. (На экране картина Левитана «Осень»)

·       Какое время года мы видим на картине?

·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице - смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей

Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья. 
В нашем саду листопад, 
желтые, красные листья, 
по ветру вьются, летят.

   О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

- Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

  А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались?

  А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель не скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

   Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

-верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

 (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

       Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

   Назовите птиц, которые улетают от нас?

     Каким, одним словом их можно назвать?

    А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

   Назовите зимующих птиц?

  Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

   По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

      Что для птиц страшнее, холод или голод?

      Как мы можем помочь птицам зимой?

Физкультминутка.

Гуси серые летели,                  

(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали, (Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить пирожки»)
Прилетели гуси

(Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,     

(Поочередно массировать каждый палец,
начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол,  
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог  у них склевал.            (Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять,              (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

 

    Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

(показ слайда)

  Какие чувства вызывает у вас эта картина?

    Почему становится грустно?

  Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

   Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.  

  Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа -  высказывания детей). 

 Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу. 
Любит рыться  в мокрых листьях колется, колется. 
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

  А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:

 Правильно, значит потом мы встретим лису.

    (продолжается просмотр слайдов)

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь! 
Дождь пойдёт – его ты сложишь! 
И гулять под солнцем сможешь. 
Если ясен горизонт, что оставим дома? 
(Зонт)

Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Осенние пейзажи»

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Летние пейзажи».

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Весенние пейзажи»

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект занятия в старшей группе: «Природа-наш друг»

Конспект занятия в старшей группе: «Природа-наш друг»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...