Поект"Все секреты глинянного горшочка"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
Развитие творческих способностей детей в ходе приобщения их к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Тема
«Все секреты глиняного горшочка»
( Развитие творческих способностей детей в ходе приобщение их к истокам гончарного и декоративно – прикладного искусства русского народа).
воспитателя Толстых Ольги Борисовны
МДОУ детский сад №4 г. Рассказово
«Давайте детям больше и больше созерцания
общего человеческого, мирового, но
преимущественно старайтесь знакомить их с
этим через родные и национальные явления»
В.Г. Белинский.
Актуальность.
Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства, ремеслами, предметами быта русского народа, которые являются значительной частью культурного опыта человека. Именно дошкольный возраст является наиболее восприимчивым для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги. (Л.А. Венгер, Л.С.Выгоцкий, Т.С. Камарова, Б.Д.Эльконин и др. ) Проведенное среди родителей анкетирование показало их заинтересованность в приобщении детей к декоративно-прикладному искусству через создание творческой мастерской по работе с глиной. Так - как непосредственная работа с глиной, дает детям большие возможности творчества и эксперимента, и что немаловажно в процессе ознакомления с изделиями мастеров из глины расширяются знания детей о быте русских людей и их традициях.
Проблема.
« Как пробудить у детей дошкольного возраста интерес к предметам обихода, декоративно – прикладному искусству русского народа сделанных из глины и помочь развить их творческий потенциал.
Противоречие
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Большинство новых программ концентрируются, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей с одной стороны, и практикой их развития – с другой.
Гипотеза
Если мы создадим условия для внедрения в педагогическую практику разнообразных форм и методов по приобщению детей к народному творчеству, в том числе по работе с глиной, то это будет способствовать не только развитию в детях любви и уважения к родной культуре, но и поможет раскрыть их творческий потенциал, желание экспериментировать и созидать.
Цель
Формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и декоративно – прикладного искусства.
Задачи :
1. Изучить литературу и опыт работы по данной проблеме;
2. Составить план мероприятий по реализации проекта и включить их в перспективный план работы.
3. Подобрать дидактический материал, конспекты занятий, лекторий для родителей.
4. Создать мастерскую для реализации творческих возможностей детей и поисково-исследовательской деятельности с учетом их индивидуальных возможностей и интересов.
5.Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6Активизировать познавательную деятельность детей, углубить интерес к культуре и традициям русского народа.
7. Познакомить детей с основами гончарного ремесла и образцами народно – прикладного искусства, выполненными из глины.
8.Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях свойствах и качествах.
9.Формировать у детей простейшие навыки в области прикладного искусства, развивать эстетическое восприятие.
10.Развивать логическое мышление научить детей объединять предметы в группы по определенному свойству, различать результаты труда мастеров: гончара, кузнеца.
11. Проанализировать полученные результаты.
Новизна.
Создание дидактического пакета для организации работы с детьми, по декоративно - прикладному искусству русского народа выполненными из глины.
Ожидаемые результаты .
1Создание творческой мастерской по работе с глиной.
2.Дети должны получить первичные представления о многообразии и назначении предметов декоративно- прикладного искусства и гончарного ремесла.
3. Испытывать уважение и гордость за мастерство русского народа.
4.Научиться лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.
5. Посредством опытов и исследовательской деятельности знать свойства и качества глины.
6.Родители должны проявить заинтересованность и поддержать детей в творческих начинаниях.
Участники проекта.
Дети 5,6 лет;
Воспитатели группы;
Зам. зав. по ВМ.Р.
Зам зав. по А.Х.Р.
Музыкальный руководитель;
Психолог;
Родители;
Сотрудники Рассказовского краеведческого музея.
Тип проекта:
Исследовательско-творческий.
Форма проведения:
Занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, беседы, игры (дидактические, творческие, режиссерские, игра – упражнение), развлечение, театрализованное представление, самостоятельная деятельность и совместная деятельность детей с воспитателями и родителями.
Продолжительность проекта
9 месяцев (с сентября по май)
Этапы реализации проекта.
1- Этап- организационно – подготовительный.
№ п/п | Мероприятия | Цели. | Ответственные.
| Сроки проведения |
1. | Анкетирование родителей. | Выявить, что знают родители о декоративно-прикладном и гончарном ремесле России, считают ли они целесообразным проводить работу с детьми по этой теме. | Воспитатели, родители, Психолог. | Сентябрь 1 Неделя |
2. | Создание инициативной группы по реализации проектом. | Обсудить цели и задачи. Создать условия необходимые для реализации проекта. | Воспитатели, родители, Музыкальный руководитель, Психолог, Зам. зав. по АХР Зам. зав. по ВМР | Сентябрь 2 Неделя. |
3. | Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме. | Адаптировать материал для детского восприятия. | Воспитатели. | Сентябрь 2 Неделя. |
4. | Составить перспективный план по реализации проектом. | Планирование работы по данной теме. | Воспитатели | Сентябрь 3 Неделя. |
5. | «Круглый стол» с участием родителей, в комнате «Русская изба»
| Заинтересовать и привлечь родителей к поисковой деятельности глиняных предметов обихода и декоративно – прикладного искусства России. | Воспитатели. | Сентябрь 3 Неделя |
6. | Оформление мастерской. | Создание условий необходимых для реализации проекта. | Инициативная группа. | Сентябрь Октябрь |
7. | Подбор и изготовление дидактических пособий для занятий. | Систематизировать материал по данной проблеме с учетом возрастных особенностей детей. | Воспитатели. | Сентябрь Ноябрь |
8. | Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта. | Расширять представления родителей о многообразии декоративно прикладного искусства из глины. | Воспитатели. | Сентябрь 4 Неделя |
2. Этап - основной.
№ п/п | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки проведения |
1. | Посещение детьми комнаты « Русская изба» | Развивать у детей интерес к предметам декоративно прикладного искусства и домашнего обихода сделанных из глины. | Воспитатели, | сентябрь 1 Неделя |
2. | Оформление уголка творчества в группе (декоративно- прикладного искусства.) | Развивать эстетическое восприятие, закрепить представление о том, что красивые предметы украшают комнату, создают радостное настроение. | Воспитатели. | сентябрь 2,3 Недели. |
3. | Экскурсия к карьеру - «Где живет глина? » | Показать детям, что глина это природный материал. Формировать познавательный и исследовательский интерес. | Воспитатели, родители. | сентябрь 3 Неделя. |
4. | Исследовательская деятельность. Опыты с материалом глина. | Дать понятие о материале глина, показать его свойства и качества. Способствовать развитию познавательного интереса и исследовательских навыков. Учить наблюдать и анализировать результаты наблюдений. | Воспитатели Дети. | В течении реализации проекта. |
5. | Занятие. Рассказ о гончарном промысле (с использованием слайдов.) | Дать детям обобщенное представление о ремесле гончара и результатах его труда. Вызвать интерес к данной теме и стремление узнать больше о предметах, изготовленных из глины. | Воспитатели. | Сентябрь 4 Неделя |
6. | Занятие. Лепка «Мисочка» | Закрепить умение лепить мисочку круглой формы путем выдавливания глины пальцем. Развивать усидчивость, терпение, учить радоваться результатом труда. | Воспитатели. | Октябрь 2 неделя. |
7. | Экскурсия с детьми и родителями в Рассказовский краеведческий музей. | Дать детям почувствовать атмосферу исторического прошлого родного города, закрепить представление о музее. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение вести себя в общественном месте. | Воспитатели, родители. | Октябрь 3 неделя. |
8. | Беседа «Мы ходили в музей» | Выяснить какое впечатление осталось у детей от посещения музея, вызвать эмоциональный отклик, активизировать речь детей. Закрепить правила поведения в общественном месте. | Воспитатели, психолог. | Октябрь 3 Неделя. |
9. | Внесение в уголок творчества предметов декоративно прикладного искусства для свободного рассматривания. | Знакомить детей с образцами декоративно-прикладного искусства сделанных из глины. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. | Воспитатели. | Октябрь 4 Неделя. |
10. | Русская народная игра «Горшки» | Развивать двигательную активность. В ходе игры внести в активный словарь детей слова: гончар, сговор, горшок, наст, показать самобытность русской речи. | Воспитатели. | Ноябрь 1 Неделя. |
11. | Занятие. Лепка «Чашечка» | Учить детей лепить конструктивным способом. | Воспитатели | Ноябрь 1 Неделя |
12. | Дидактическая игра «Что как называется? » | Учить различать глиняную посуду: кувшин, кринку, плошку, миску. Сравнивать эти виды посуды при помощи всех анализаторов: (тактильного, зрительного слухового) | Воспитатели. | Ноябрь 2 Неделя |
13. | Занятие. Рисование. Роспись глиняной чашечки. | Знакомство с изделиями городецких мастеров. Вызвать у детей желание украсить чашечку знакомыми элементами узора: точками, мазками, полосками, линиями. Развивать чувство композиции. | Воспитатели. | Ноябрь 2 Неделя |
14. | Развлечение: «Музыкальные горшочки» | Знакомство со звуком, который живет в глиняных горшочках. Учить различать звук по высоте при игре на горшочках разного размера, разной формы. Вызвать желание у детей импровизировать при извлечении звука. | Воспитатели, музыкальный руководитель. | Ноябрь 4 Неделя. |
15. | Театрализованное представление по сказке «Лиса и кувшин» | Развивать интерес к театрализованной деятельности, закрепить знание формы: кувшин, миска. | Воспитатели, музыкальный руководитель. | Декабрь 2 Неделя. |
16. | Творческая игра «Пекарня» | Заинтересовать игрой в ходе, которой дети лепят булочки батоны, пирожки. Способствовать развитию творчества, в доступной и интересной форме познать свойства и качества природного материала. | Воспитатели. | Декабрь 3 Неделя. |
17. | Консультация для родителей: «Народные промыслы» | Просвещение родителей по теме проекта | Воспитатели. | В течении реализации проекта. |
18. | Музыкальное занятие. «Русская глиняная свистулька» | Познакомить с музыкальным инструментом свистулька из глины и способами игры на ней. Слушание народных мелодий. | Воспитатель, музыкальный руководитель. | Декабрь 4 Неделя. |
19. | Совместная деятельность. Лепка свистульки. | Учить детей лепить свистульку. | Воспитатели | Январь 3 Неделя. |
20. | Дидактическая игра: « Угадай по звуку» Развлечение «Веселый оркестр» с использованием глиняных свистулек и горшков. | Развивать слуховое внимание, выделять игру на свистульке. | Воспитатели. | Январь 3 Неделя. |
21. | Совместная деятельность. Раскрашивание свистульки. | Развивать эстетический, вкус, учить придерживаться стиля | Воспитатели. | Январь 4 Неделя. |
22. | Игра драматизация по сюжету потешки: «Наша- то хозяюшка» с использованием глиняных экспонатов «Комнаты старины» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание потешки, формировать интерес к театрализованной деятельности, учить использовать все окружающее пространство, развивать речь. | Воспитатели. | Февраль 1Неделя. |
23. | Самостоятельная деятельность. Работа с глиной в творческой мастерской. | Вызвать у детей желание самостоятельно работать с глиной, Лепить пластическим, способом, использовать в роботе приемы оттягивания, сглаживания, соединения, использовать стек. | Воспитатели, | В течении реализации проекта. |
24. | Игра- упражнение: «Веселая ярмарка» | Закрепить умение отбирать в пространстве «Русской избы» предметы по их описанию. | Воспитатели. | Февраль 3 Неделя. |
25. | Чтение сказки «Горшочек каши» | Познакомить детей с авторской сказкой, рассмотреть иллюстрации. Закрепить понимание детей, что горшочки использовались для приготовления пищи и у других народов. | Воспитатели. | Март 1 Неделя. |
26. | «В гостях у хозяйки Русской избы» | Дать детям представления как в обиходе русские люди использовали глиняную посуду, что в ней хранили. | Воспитатели. | Март 3 Неделя. |
27. | Дидактическая игра: «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?» | Обследование предметов и сравнение свойств металла и глины. | Воспитатели | Март 4 Неделя. |
28. | Рассматривание иллюстраций и игрушек «Волшебная дымка» | Познакомить детей с дымковской игрушкой, расширять представления о народной игрушке. Вызвать желание лепить игрушку своими руками. | Воспитатели. | Апрель 1 Неделя. |
29. | Занятие. Лепка «Дымковская уточка» | Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Формировать эстетический вкус. | Воспитатели | Апрель 1 Неделя. |
30. | Занятие. Рисование роспись дымковской уточки. | Учить детей росписи дымковской игрушки, используя для этого кисточку и печатку – тычок. Обращать внимание детей, чтобы узор на обоих крыльях уточки был одинаковым. | Воспитатели. | Апрель 2 Неделя. |
31. | Режиссерская игра «Волшебные фигурки» с использованием дымковских и филимоновских игрушек. | Развивать самостоятельную театрально- художественную деятельность детей. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству. | Воспитатели. | Апрель 4 Неделя. |
32. | «Мы открываем таланты» Лепка глиняных изделий в творческой мастерской с привлечением родителей. | Развивать совместное творчество педагогов, родителей, детей. Развивать воображение творческую активность. | Воспитатели. Родители | Май 1 Неделя. |
33. | Совместное раскрашивание глиняных поделок. | Формировать эстетический вкус, испытывать радость от совместного творчества. | Воспитатели Родители. | Май 2 Неделя. |
34. | Выставка работ детей в творческой мастерской. | Представить творческий отчет о проделанной работе. | Воспитатели Дети | Май 3 Неделя. |
3 Этап – заключительный.
35 | Обработка и оформление материалов проекта. | Воспитатели Зам зав. по ВМР | Май 4 Неделя. |
Перспективы распространения результатов проекта.
Данным проектом могут пользоваться воспитатели детского сада, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
Управление проекта
Информационные ресурсы
1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством »
3.О.А.Соломенникова «Радость творчества»
4.Т.Я Шпикалова «Основы народного и декоративного искусства»
5. Т.С. Камарова «Условие и методика развития детского творчества»
6.Н.Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»
7. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Знакомство детей с русским народным искусством ,ремеслами, бытом в музее детского сада.
8. М.А. Некрасова «Народное искусство как часть культуры»
9. Т.С. Комарова, В.И. Савенков «Коллективное творчество детей»
10.Т.Г.Казакова «Развивайте у детей творчество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по лепке "Глиняные горшочки"
Занятие по лепке из глины в средней группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности. Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного горшочка. ”
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель: создание условий для формирования представлений об этапах изготовления глиняной посуды ; о труде гонча...
Конспект занятия по лепке «Глиняный горшочек»
Конспект занятия по лепке «Глиняный горшочек»...
Конспект Занятия по Художественно-эстетическому развитию Подготовительная группа "Глиняный горшочек"
Конспект Занятия по Художественно-эстетическому развитию Подготовительная группа "Глиняный горшочек"...
Проект "Секреты глиняной игрушки"
laquo;Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим»...
Проект «Секреты глиняной игрушки» Подготовительная группа. 2023г
Процесс создания глиняной игрушки своими руками....
Проект Информационно – практико – ориентированный с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет: «Секреты глиняной игрушки».
Проект Информационно – практико – ориентированный с детьми раннего возраста от 1 года до 2 лет лет: «Секреты глиняной игрушки»....