Конспект непрерывной образовательной деятельности. Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного горшочка. ”
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: создание условий для формирования представлений об этапах изготовления глиняной посуды ; о труде гончара.
Задачи:
- расширять кругозор о народных промыслах формировать обобщенные способы умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя:
- развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогназированию будущих изменений , воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать различные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении по теме занятия;
- приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес и воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Формы организации: групповая, индивидуальная, в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_starshaya_gruppa_zvezdochka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности.
Возрастная группа: старшая.
Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного горшочка. ”.
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: создание условий для формирования представлений об этапах изготовления глиняной посуды ; о труде гончара.
Задачи:
- расширять кругозор о народных промыслах формировать обобщенные способы умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя:
- развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогназированию будущих изменений , воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать различные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении по теме занятия;
- приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес и воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Формы организации: групповая, индивидуальная, в парах.
Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества (изготовление горшков)
- Оборудование: интерактивная доска, гончарный круг, глина на каждого ребенка, выставка изделий народных промыслов (Дымковская игрушка, Гжель, Скопинская керамика).
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I.Вводная часть | |
Дети сидят. Включен музыкальный и зрительный ряд. | |
Ребята! К нам в детский сад пришла посылка, посылка очень странная. В ней Машина времени. Посмотрите, вот она. | ДЕТИ ПОДХОДЯТ, РАЗГЛЯДЫВАЮТ. |
Но вот, что интересно, в посылке, вместе с машиной времени лежал вот этот кусок глины. Чтобы это значило? Я думаю, что это неспроста. Ведь недавно в группе мы с вами знакомились с этим материалом. Давайте вспомним, что мы знаем о глине.
Правильно, глиняная или керамическая. А из чего еще можно сделать посуду? Из какого материала? | Ответы детей. |
Ребята! На Руси было много керамических промыслов. Мы с вами знакомились с Дымковской игрушкой, сине-голубой Гжелью. А еще прекрасную посуду из глины делали, в городе Скопин Рязанской области. Этот город находится не так далеко, примерно в трехстах километрах от Москвы. Русский народ – удивительный народ. Только в России мастера могли придумать такую посуду, что даже самая простая еда в ней казалась сказочной, чудесной, чтобы простая вода из колодца становилась волшебной живой водой. А вы хотели бы познакомиться со Скопинской керамикой? -Правильно, есть такая древняя профессия – гончар, ремесленник, который делает глиняную Ребята! А вы хотели бы побывать в гончарной мастерской и посмотреть, как работает гончар? | Ответы детей. Воспитатель. Вот, обратите внимание, на экран – это старинный город Скопин. (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВИДОВ ГОРОДА СКОПИН). Ответы детей. посуду (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГОНЧАРА, РАБОТАЮЩЕГО ЗА ГОНЧАРНЫМ ГРУГОМ) |
Я думаю, в этом нам как раз и поможет машина времени. Мы с вами перенесемся на много лет назад в старинный город Скопин. Да, только как пользоваться этой машиной. Ой, ребята, посмотрите, здесь и инструкция прилагается. Прочитаем? «ЧИТАЕМ! ВПРАВО, ВЛЕВО ПОВЕРНИСЬ, В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ ОЧУТИСЬ!» Ну, что садитесь в машину времени. | Ответы детей. |
II. Основная часть | |
ДЕТИ ЗАХОДЯТ ЗА МАШИНУ. СВЕТ ГАСИТСЯ. ВКЛЮЧАЕТСЯ ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА, ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗЕРКАЛЬНЫЙ ШАР. РАЗДВИГАЕТСЯ ЗАНАВЕС. СВЕТ НА СЦЕНЕ. СЦЕНКА В ГОНЧАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ. ГОНЧАР РАБОТАЕТ, НАПЕВАЯ ПЕСЕНКУ «АХ. Вы сени, мои, сени». | |
Ребята! У нас получилось! Мы с вами в городе Скопин. Кажется, это мастерская гончара Татьяны . Давайте посмотрим, как она работает. Гончар. Я очень рад, что вы проявили интерес к моей работе! Подходите, я покажу вам, как работают на гончарном .круге. Это гончарный круг. Как вы думаете, почему он так называется? | ДЕТИ ТИХОНЬКО СТОЯТ И НАБЛЮДАЮТ. Дети и воспитатель. Мы путешествуем на машине времени. Наши ребята очень любознательные. Они захотели познакомиться со Скопинской керамикой, увидеть как вы делаете свои изделия. Ответы детей. |
Татьяна рАБОТАЕТ НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ. | |
Гончар: Сначала, ребята глину нужно хорошо вымесить, чтобы в глине не осталось пузырьков воздуха, чтобы получилась однородная, пригодная для работы масса. Затем глиняный шар я помещаю в центр вращающегося круга и придерживаю согнутыми ладонями. Ногой я нажимаю на педаль, чтобы вращался круг. Вдавливаю большими пальцами в середину глиняного шара, постепенно формируется кольцо с толстыми стенками. Постепенно это кольцо вытягивается между большим и остальными пальцами руки, получается цилиндр. И уже этому мы цилиндру я придаю ту форму, которую захочу | ГОНЧАР ИЗГОТАВЛИВАЕТ ГОРШОЧЕК, ДАЕТ ПОТРОГАТЬ ДЕТЯМ. |
Гончар:.Как вы думаете, ребята, можно ли использовать такой горшочек сразу? Гончар.:Правильно, для того, чтобы горшочек стал прочным нужно сделать обжиг этого горшка. Обжиг – это нагрев и выдержка изделия при высоких температурах в печах. Гончар: Понравилось, вам у меня в мастерской? Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя настоящими гончарами ! А на память я подарю вам глину, чтобы вы могли поработать с ней, вместе со мной и изготовить горшочки для цветов.
| Дети. Нет, он очень мягкий, меняет форму. ГОНЧАР ПОДХОДИТ К МАКЕТУ ПЕЧИ. Работа мастера индивидуально с каждым ребенком.
|
III. Заключительная часть | |
РЕБЯТА ПРОЩАЮТСЯ С Татьяной, САДЯТСЯ В МАШИНУ ВРЕМЕНИ И ВОЗВРАЩАЮТСЯ В САД. Воспитатель. Ребята, наше волшебное путешествие в старинный город Скопин подошло к концу, но мы уходим не с пустыми руками, а с горшрчками для цветов . Которыё мы распишим под гжель и посадим красивые цветы … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности Тема: "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны" Возрастная группа: Средняя группа
Задачи:Образовательная задача:Создавать условия для знакомства детей с частями тела и органами чувств человека, о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровь...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Времена года». Для детей среднего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Времена года».Для детей среднего дошкольного возраста. ...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Скворечник». Для детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Скворечник».Для детей младшего дошкольного возраста. ...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Перелётные птицы». Для детей среднего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Перелётные птицы».Для детей среднего дошкольного возраста. ...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Зоопарк». Для детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Зоопарк».Для детей младшего дошкольного возраста. ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «Бережем природу» Возрастная группа: средний возраст Автор: Князева Е.Б. Образовательная область: познавательное развитие
Конспект непрерывнойобразовательной деятельностиТема: «Бережем природу»Возрастная группа: средний возрастАвтор: Князева Е.Б.Образовательная область: познавательное развитие Цель: форм...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)
Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...