Занятие по развитию речи, аппликация в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кириленко Ольга Матвеевна

Занятие направленно на воспитание в детях любви к природе, поэтическому слову, также развивает образную речь и учит понимать детей переносному значению словосочетаний. Закрепляем умение вырезать одинаковые фигурки из бумаги, сложенной гармошкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Черёмуха душистая с весною расцвела…»

(развитие речи, аппликация в старшей группе)

Цель:

  1. учить детей читать наизусть стихотворение, понимать переносное значение словосочетаний и предложений;
  2. развивать образную речь, обогащать словарный запас детей;
  3. воспитывать в детях любовь к природе, поэтическому слову, передающему ее красоту;
  4. закреплять умения вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, побуждать создавать сюжетную композицию, выполнять работу аккуратно.

Материал: аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из альбома «Времена года»; репродукции весенних пейзажей; цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, картон.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как пробуждается природа в самом начале весны. Что происходит с деревьями, со снегом, с погодой? Как рассказать об этом красиво? (Снег тает, деревья снимают снежные наряды, погода становится все теплее и теплее.)

-Писатель Михаил Пришвин назвал такую весну «неодетой весной». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)

-Какие изменения в природе вы замечаете сейчас, в апреле? Кто наблюдал за тем, как на деревья набухают и лопаются почки? Придумайте об этом предложения. (Ответы детей.)

-Послушайте чудесную музыкальную картинку П. И. Чайковского о пробуждении природы. Попробуйте догадаться, о чем рассказывает эта музыка.

Звучит аудиозапись пьесы П. И. Чайковского.

Воспитатель: Что вы услышали? О чём вам рассказала эта мелодия? (Ответы детей.)

-Замечательный русский поэт Сергей Есенин, очень любивший природу, написал стихотворение «Черёмуха».

Воспитатель читает стихотворение.

-Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? О чём в нем говорится? Послушайте стихотворение еще раз и обратите внимание, какими словами поэт говорит о черёмухе, с чем ее сравнивает.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

-Какими словами поэт говорит о черемухе? Вспомните, как рассказано о ручье? Как вы понимаете выражение «А зелень золотистая на солнышке горит…»?

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Весенние слова». Дети подбирают определения к именам существительным.

-Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, веселое, ясное.) А солнце какое? (Яркое, лучистое, теплое, ласковое.) Трава весной какая? (Молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, пахучая.)

Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание.

-Каким голосом надо читать стихотворение? (Дети читают стихотворение.) Да, красива весенняя природа. Радует глаз весеннее убранство парков и лесов. Отгадайте загадки о деревьях.

На полянке девочки

В белых рубашонках,

Зеленых полушалках.

                                (Берёзки)

Стоят в поле сестрицы,

Платьица белые,

Шапочки зеленые.

                          (Берёзки)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег.

Кудрява, а не голова.

                              (Береза)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

                      (Осина)

Зимой цвету,

Летом плод приношу.

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

                             (Ель)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

                               (Ива)

-С чем можно сравнить стволы берез? Как можно сказать о них? Вспомните или придумайте загадки о других деревьях.

Дети загадывают загадки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

Воспитатель предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Здравствуй!» (текст Т. Сикачёвой).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая кончиками пальцев друг о друга.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами познакомились со стихотворением С. Есенина  «Черемуха». Много говорили о весне, прослушали музыкальную композицию Чайковского «Апрель». А сейчас я предлагаю вам изобразить ветку черемухи, попробовать передать всю ее красоту, нежность.

Дети выполняют аппликацию. По окончании работы дети рассматривают работы друг друга и еще раз читают стихотворение «Черемуха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект комбинированного занятия Модный магазин. Развитие речи+Аппликация. Старшая группа

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть комбинированной. То есть иметь сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...