Методическая разработка творческого кружка "Креативное рукоделие"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) по теме
Пояснительная записка.
Методическая разработка творческого кружка «Креативное рукоделие» создана для раскрытия творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста и реализации художественного замысла детей в творчестве.
Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
· развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
· развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
· привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
· учить создавать коллективные работы.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 15-20 минут.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
· работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
· договариваться о совместной работе, ее содержании;
· планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
· радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
4. Ожидаемые результаты.
· Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
· Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
· Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
· Научатся видеть необычное в обычном предмете;
· Разовьют мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnoe_rukodelie_programma_po_ruchnomu_trudu_doc.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №10 CПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск
Утверждаю:
Руководитель СПДС «Аленушка»
Сборнова Л.А.
Программа творческого кружка «Креативное рукоделие»
в средней группе
Руководитель кружка:
Кожевникова А.Н.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Методическая разработка творческого кружка «Креативное рукоделие» создана для раскрытия творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста и реализации художественного замысла детей в творчестве.
Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 15-20 минут.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
4. Ожидаемые результаты.
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
- Научатся видеть необычное в обычном предмете;
- Разовьют мелкую моторику рук.
План работы творческого кружка
«Креативное рукоделие»
в средней группе №11
ГБОУ СОШ №10 CПДС «Аленушка»
на 2012-2013 учебный год.
№ | Название темы | Количество занятий |
Работа с природным материалом | 2 | |
Работа с бумагой, картоном | 17 | |
Работа с пластилином | 3 | |
Работа с бросовым материалом | 3 | |
Работа с соленым тестом | 5 | |
Итого в год | 31 |
Кружковая работа проводится с детьми среднего возраста один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий – 20 минут.
Итого в год – 10 ч.
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
- Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- Владеет приемами работы с различными материалами.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- Выполняет работу по замыслу.
- Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- Показывает уровень воображения и фантазии.
- Использует в работе разные способы ручного труда.
Календарно-тематическое планирование
творческого кружка «Креативное рукоделие»
в средней группе №11
на 2012-2013 учебный год.
Месяц | Название занятия | Программное содержание |
октябрь | 1. Занятие – беседа «Ознакомление со свойствами бумаги. Флажки для участка д/сада» 2. «По лесным дорожкам» В работе используется природный материал, элементы рисования. 3. «Грибок» Оригами 4. «Кошка» Оригами | Закреплять знания детей о бумаге и картоне, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалом и способом использования предмета. Формировать у детей навык самостоятельно мыслить и воплощать свою задумку. Развивать творческое воображение, креативность. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на основной фон. Закреплять знакомые приемы наклеивания. Развивать воображение, творческие способности, неординарность в подборе материала и креативность в воплощении замысла. Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить детей складывать бумагу пополам по прямой, и по диагонали. Продолжать учить детей владеть бумагой. |
ноябрь | 5. Коллаж по рассказу Сутеева «Три котенка» - «Домик» Оригами 6. Коллаж по рассказу Сутеева «Кто сказал Мяу?» - «Ёлочка» Оригами 7. «Рыбки в море» Коллективная работа Оригами 8. «Лягушка» по сказке «Дюймовочка» Оригами | Совершенствовать навык детей по созданию сюжетной линии в поделке, закреплять способность ориентироваться на листе бумаги (лево-право, верх-низ) в изготовлении оригами «Домик». Закреплять умение складывать квадратный лист пополам по диагонали совмещая углы «Ёлочка», развивать творческое воображение, воплощать задумку в создании целостной сюжетной картинки. Закреплять полученные знания и конструкторские навыки: складывание прямоугольника пополам, квадрата с угла на угол. Развивать интерес к ручному труду. Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Познакомить детей с новым приемом – загибание бумаги во внутрь. |
Декабрь | 9. «Подсолнухи для птичек» Семечки, картон. 10. «Веселые колокольчики» - мобиль Бросовый материал, клейкая пленка. 11. Персонажи р.н. сказки «Лиса и волк» - лиса, волк. Оригами. Коллаж. | Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками. Вызвать интерес к поделке из природного материала. Закреплять полученные умения и навыки работы сбросовым материалом, вырезания кругов из квадратов. Развивать творческие способности. Ввести новый материал: пленка - самоклейка. Продолжать закреплять умения работать с бумагой. Показать детям разнообразие приемов в выполнении одной поделки. Развивать эстетический вкус. |
Январь | 12. Персонажи сказки «Заюшкина избушка» - «Заяц» Оригами. Коллаж 13. «Ваза с цветами» Оригами. Композиция. 14. «Снегири» Коллективная работа – пластилин, бумага. | Продолжать упражнять детей в умении делать оригами. Закрепить навык загибания уголка к середине. Закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел. Закреплять умения раскатывать пластилин прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения фигур. |
февраль | 15. «Кораблик» Тесто 16. «Корабль в море» - рисование пластилином с элементами частей из соленого теста. 17. «Парусник» - вырезание заготовок. 18. Открытка для дедушки Аппликация
| Совершенствовать навыки работы с тестом, развивать эстетический вкус. Учить реализовывать свой замысел. Картина для пап ко Дню Защитника Отечества. Совершенствовать навык вырезания деталей по контурной линии. Упражнять детей в складывании заготовленных деталей в целостный образ. Поделка для дедушек ко Дню Защитника Отечества, продолжать работу с шаблонами, учить вырезать по контуру, аккуратно наклеивать. |
Mарт | 19. «Цветы» Тесто 20. «Букет цветов» Тесто, рисование пластилином. 21. «Весенний букет» Аппликация 22. «Цветочная полянка» - мобиль Аппликация, бросовый материал. | Познакомить с тестом. Учить лепить из теста, развивать эстетический вкус. Поделка для мамы. Продолжать работу по рисованию пластилином. Добиваться четкости рисунка, втирая пластилин по контурным линиям. Развивать умение создавать композицию, эстетический вкус. Поделка для бабушки. Совершенствовать навык работы с бумагой. Закреплять навык вырезания по контурным линиям и создания композиции. Воспитывать чувство любви и уважения к близким людям.. Учить вырезать по контурным линиям цветы, а также круги из квадратов. Формировать умение работать коллективно. |
Апрель | 23. «Жаворонки-веснянки» Лепка из соленого теста. 24. «Встречаем весну» Роспись. Коллаж 25. «Первоцветы» Аппликация, салфетки 26. Открытка для Ветеранов «Благодарность» | Закрепить приемы лепки: прижимание, сплющивание. Совершенствовать навык работы со стекой. Художественное оформление работы «Жаворонки-веснянки». Приобщать детей к народным ремеслам, предложить детям используя навыки росписи, украсить веснянку. Сделать коллективный коллаж «Встречаем весну». Познакомить детей с изготовлением поделок из салфеток. Продолжать развивать умение вырезать, составлять из частей сюжетные образы, варьируя по величине, расположению на листе. Воспитывать любовь и уважение к старшим, к своему наследию, чувство патриотизма. |
Май | 27. Аппликация из бумаги и бросового материала. 28. «Божьи коровки» Оригами 29. «Венок» Тесто (по замыслу) 30. Выставка работ детей за год. Родительское собрание (мастер-класс по оригами) 31. Конкурс для детей и родителей «Лучшая поделка Оригами». | Формировать самостоятельность в выборе сюжета рисунка. Приобщать детей принимать участие в коллективном коллаже, создавая фон, элементы. Развивать эстетический вкус правильно располагая части коллажа. Учить радоваться результатам труда. Закреплять полученные навыки и умения. Развивать творческие способности детей. Использовать в работе знания, полученные на занятиях по ручному труду. Самостоятельно делать выбор. Радоваться результатам труда. Дать родителям информацию о благоприятном влиянии ручного труда на умственное развитие ребенка. Заинтересовать родителей творчеством оригами через мастер-класс. Развивать творческий подход к совместным мероприятиям, желание поделиться своими задумками с другими родителями. |
Педагогическое обследование детей по ручному труду
(средняя группа)
№ п/п | Задания, вопросы | Используемый материал при выполнении задания | Знания, умения, навыки | |
сформированы | на стадии формирования | |||
1 | Узнай и назови вид материала и его свойства | Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки – небольшие фрагменты | Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств | Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств |
2 | Овладение приемами работы с материалами | Клей, ножницы, стека, палочки | Владеет приемами (режет, склеивает) | Владеет приемами |
3 | Развитие конструированных способностей и художественного вкуса | Природный, бросовый и вспомогательный материал | Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее | Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого |
4 | Мелкая моторика рук | Мелкие вспомогательные детали, мозаика | Прочно скрепляет детали самостоятельно | Пытается скреплять самостоятельно или с помощью |
Мониторинг уровня знаний и умений по ручному труду
на октябрь 2014г.
(средняя группа № 1, 4,9)
Сформирован – 3 балла
На стадии формирования – 2 балла
Не сформирован – 1 балл
№ п/п | Список детей | Свойства материалов | Овладение приемов работы с материалами | Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать) | Мелкая моторика | Итого | |||||
Природный | пластилин | бумага | нитки | тесто | Бросовый | ||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
Итого: |
Высокий уровень –
Средний уровень -
Низкий уровень -
Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [источник не указан 584 дня][уточнить]
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.
Несколько иное значение в русском языке имело понятие КРЕАТУРА (жен., лат.) - творенье, тварь, особ. укорно, чья; низшего разряда временщик, случайный человек, любимец,[1] (книжн., пренебр.) - Ставленник чей-нибудь, тот, кто занимает заметное положение благодаря протекции какого-нибудь влиятельного лица, влиятельных общественных кругов[2].
Перспективное планирование творческого кружка
«Креативное рукоделие»
в средней группе №11
ГБОУ СОШ №10 CПДС «Аленушка»
г.о.Жигулевск
на 2012-2013 учебный год
Воспитатель: Кожевникова А.Н.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Оснащение предметно-развивающей среды |
Октябрь | Формировать у детей навыки действия, сравнения и уподобления. Развивать сенсорные и художественно-творческие способности. | Консультация «Что такое креативность в творчестве» | Изготовление игры «На что похоже?» см. Комарова, с. 67 |
Ноябрь | Обогащать представления детей о природе, развивать восприятие природы, анализируя соответствующие объекты. | Консультация «Способы развития креативности в семье» | Изготовление игры «Большой -маленький» См. Комарова, с. 67 |
Декабрь | Развивать чувство цвета, учить подбирать изображенные на картинках предметы по цвету, располагая их в соответствии с шаблоном. | Консультация «Упражнения для развития творческого мышления» | Изготовление игры «Ловись рыбка» см. Д/в №4/09, с. 116 |
Январь | Учить различать цвета, соотносить предметы разной величины, закреплять навыки счета, развивать глазомер. | Консультация «Как обучать ремеслам» | Изготовление игры «Радуга» См. Комарова, с.68 |
Февраль | Упражнять у умении различать и называть основные цвета и оттенки, формировать интерес к игре с цветом. | Консультация «Зачем учить ребенка рукоделию?» | Изготовление игры «Найди цветок для бабочки» см. Д/в №4/09, с. 115 |
Март | Закреплять представление детей о теплых и холодных оттенках цветов. Учить создавать на этой основе игру. | Консультация «История искусства Оригами». | Изготовление игры «Холодный - теплый» см. Комарова, с. 68 |
Апрель | Закреплять знания детей о дымковской росписи, её цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закрепить умение располагать узор в соответствии с формой шаблона. | Консультация «Базовые формы и техника Оригами». | Изготовление игры «Укрась дымковским узором игрушку» см. Н. Тиценкова, DIY.ru |
Май | Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. | Консультация «Значение оригами для развития ребенка дошкольного возраста» Организация выставки | Изготовление игры «Придумай пейзаж» см. Н. Тиценкова, DIY.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка, творческий проект "Начинаем с Азбуки"
Изучение азбуки – начальный этап овладения ребенком огромным богатством русского языка. Этот процесс сложен, особенно на начальном этапе, поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы пер...
Методическая разработка творческих способностей детей в пении
музыкальное занятие для детей подготовительной группы...
Методическая разработка "Творческий отчет по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"
Творческий отчет с краткой презентацией...
Методическая разработка творческой игры" Концерт в консерватории"
Методическая разработка творческой игры по музыкальному воспитанию « Концерт в консерватории»...
Методическая разработка. Творческий проект "Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству через игрушку"
Проект выполнен в рамках реализации системно-деятельностного подхода в группах младшего возраста. С некоорыми содержательными изменениями может быть использован и для детей старших групп....
Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...
Методическая разработка Творческие задания по развитию индивидуально-творческого потенциала (одаренности) старших дошкольников средствами изобразительной деятельности
В разработке представлено тематическое планирование с описанием творческих заданий для старших дошкольников по развитию их одаренности средствами изобразительной деятельности...