Конспект интегрированной образовательной деятельности "Лапоток"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Дедова Елена Васильевна

 

Программное содержание:Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.  Обогащать словарь детей существительными:  колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.  Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору. Учить лепить из соленого теста фигурку лапотка, украшать фигурку стекой; развивать мелкую моторику рук.

Подготовительная работа:беседы по ознакомлению с окружающим  «Предметы русской старины», «Русская изба»; ознакомление с техникой лепки из соленого теста;  чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование. 1 Часть: аудиозаписи с русской народной музыкой;  массажные коврики; атрибуты осеннего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба,   соль.  2 Часть: заготовки из соленого теста; стеки; салфетки; клеенки; ленточки.

Ход образовательной деятельности

1 Часть.

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Я вас приглашаю в путешествие по осеннему лесу. Посмотрите,  что вы видите в нашем лесу?

Дети:

-Деревья, пенечки,  волшебный камень.

Воспитатель:

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

- Направо.

Воспитатель:

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по листве,

Перешагиваем пни,

Мы пришли в осенний лес,

Нас попробуй догони!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили еду.

Воспитатель: показывает лапти.

- Дети, а это что?

Дети:

- Лапти.

Воспитатель:

- А для чего нужны лапти?

Дети:

- Их одевали на ноги, потому, что это обувь.

Воспитатель:

- Давным – давно мужчины ходили в длинных рубахах и подвязывали их поясом. Женщины ходили в сарафанах. На головах они носили кокошники. На ногах и у женщин, и у мужчин были лапти. Лапти плели из лыка. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снималось с деревьев. Лыко драли, пока не распустились листья. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Лапти еще называли ласково сапотки. А один лапоть – лапоток.

Раздается звук  -плачь  ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только недавно  родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Качает куклу, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

- Когда клали уголек, говорили:  привыкай к домашнему теплу.

- А когда клали зернышко, говорили:  будь всегда сыт.

- А когда клали монетку, говорили: будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А одевали ребеночка в отцову рубашку. Как вы думаете, почему?  Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети:

- Деревянная, расписная.

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соль, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку хлеб и соль.

- Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

- Да.

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Ребята, нам пора идти обратно. (Идут по осеннему лесу в группу.)

 

2 Часть.Дети вместе с воспитателем проходят в группу.

Воспитатель:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, где мы были и что видели?  (ответы детей).

 - Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.  И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. А сделаем мы его в форме лапотка. Вы хотите  сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы.

Смотрим на наш оберег (показывает образец). А слепим мы его из соленого теста,  украсим ленточкой, чтобы оберег можно было повесить.

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой. Показывает, как лепить лапоть из теста.

- Сначала возьмем тесто, которое лежит у вас на столах, и отщипнем небольшой кусочек. Этот кусочек положим в сторону – он нам пока не понадобится. Кусочек побольше возьмем в руки и скатаем его в шар. Затем этот шар немного вытягиваем, чтобы получился овал. Стекой  делаем бороздки - продольные и поперечные. Аккуратно загибаем края. Делаем бороздки снаружи. Делаем дырочки в подошве, чтобы можно было протянуть ленточку. Теперь делаем переднюю часть лаптей.  Берем комочек, делаем шар. Затем этот шар сплющиваем и делаем полукруг. Соединяем части лапотка. Вот и получился у нас оберег для нашего Егорушки!

Физкультминутка «Как зовут пальчики»

Где большой пальчик?                 Из кулака показываем только большой палец.

Где наш старший мальчик?

Вот я, здесь!                                 Палец сгибается – кивает.

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!                       Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону.

 

Где второй наш пальчик?

Где второй наш мальчик?           Из кулака показывается только указательный палец.

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!                                 Палец сгибается, кивает.

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!                        Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону.

 

Где наш третий пальчик?

Где наш средний мальчик?         Из кулака показывается только средний палец.

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!                                  Палец сгибается, кивает.

 

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!                        Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону.

 

Где четвертый пальчик?

Безымянный  мальчик?                Из кулака показывается только безымянный палец.

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!                                  Палец сгибается, кивает.

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!                        Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону.

 

Где же пятый пальчик?

Где наш младший мальчик?      Из кулака показывается только мизинец.

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!                                Палец сгибается, кивает.

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!                      Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону.

 

Где все наши пальчики?

Где все наши мальчики?       Кулак раскрывается, пальчики выпрямляются.

Вот мы, здесь!                        Все пальчики сгибаются, кивают.

 

 

Воспитатель:

- А теперь давайте посмотрим на наши подарки Егорушке и подумаем, что можно пожелать Егорушке в его день рождения.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Итог непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель:

- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, где же мы с вами сегодня были? Что видели? Что делали в  первый день рождения Егорушки? Вам понравилось? Мне тоже понравилось. Все вы молодцы, все постарались!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, аппликации и физической культуре.Тема: «Игрушки». Программное содержание данного занятия: закреплять правильное произношение гласных и согласных зву...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»

Интегрированная образовательная дейтельность направлена на решение следущих задач:закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков (и, с, сь, з, зь);-закреплять умение описывать предмет и...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 «Сказка» по образовательной области «Познание» Тема: «В стране невыученных уроков или спасаем Королеву Знаний»

конспект этой деятельности можно использовать и как, КПЗ и как аттестационное. А вообще я показывала её (деятельность) для подтверждения  1  квалификационной категории....