Конспект занятия
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Кучумова Оксана Александровна

Конспект занятия в старшей группе

Тема: "В гостях у Дымковских игрушек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_dymkovskuyu_skazku.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

«В гостях у Дымковских игрушек»

ЦЕЛИ:

Обогащать и расширять художественный опыт детей.

Систематизировать  и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

Развивать творческие способности.

Активизировать в речи детей прилагательные.         

       Программное содержание:  расширять представление о народной игрушке;

        закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.

Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.

Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

Формировать умение работать с глиной.

 Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры:  круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи. Панно «Зима»; технологические карты по лепке.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, диски с записью русских народных песен:

«Ой, мороз, мороз », «Барыня»

Для каждого ребенка:  нарукавники,  глина, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи;  просмотр детских презентаций о народных промыслах, посещение выставок народной игрушки,  декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

В изостудии декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.

Этапы работы

        

Ход занятия

Работа с детьми

Приветствие

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

        Сорока - белобока по лесу летала,

        По веткам скакала,

        Детский сад искала.

        Принесла в клюве письмо.

        (Показывает детям письмо.)

        От кого оно?

        (Открывает конверт.)

        «Здравствуйте, ребятки, -

        Настенки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

Игрушки из села Дымково».

Поднятие эмоционального настроя

Беседа с детьми

Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Дети: Хотим!

Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)

Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).

- Все готовы?  Ковёр взлетает:

Раз-два-три-четыре-пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся,

Глядь – и мигом приземлимся!

(открывает декорацию)

Развивать связную речь детей;

память, фантазию, воображение.

Рассказ педагога

Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Вот глиняный шарик – прадедушка всех игрушек. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Оттого, наверное, и назвали вятскую слободку « Дымково».

        А ну-ка, посмотрим, кто здесь живёт.        

             Кто письмо прислал с сорокой?

        Кто послал её далёко?

        Кто ребяток в гости звал?

        Кто игру им обещал?

        Поскорее покажись, покажись,

        Поскорее назовись, назовись!

Развивать внимание, воображение. Воспитывать уважение к народным мастерам.

Чтение стихотворений

Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети)

Педагог:

За студёною водицей

Собирается девица,

Как лебёдушка, плывёт,

Вёдра полные несёт.

Эта, гляньте, деток нянчит.

Вокруг этой пёсик скачет.

Эта замуж собралась –

Свадьба, видно, удалась!

Барыни:

Наряжаться нравится

Модницам – красавицам.

Педагог:

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьёт.

Молодца домой везёт.

Всадник:

Еду с ярмарки домой,

К своей женке молодой!

Педагог:

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Птицы:

Лапки, клювы, оперенье –

Просто чудо, загляденье!

Развивать связную речь; память;

развивать пластику, координацию движений.

Музыкально – пантомимичес-кая игра

Педагог:

        Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

        Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

Развивать слуховое внимание, воображение;

закреплять знания о дымковских игрушках;

развивать пластику, координацию движений. Поднятие эмоционального настроя.

Дидактическаяигра

«Украсим игрушки узором»

Педагог:

Повернитесь, покружитесь,

Низко – низко поклонитесь!

Ждёт нас новая игра.

Составлять узор пора!

        

        Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами.  Педагог  уточняет, какие элементы используются для составления узора.

Ориентирование в пространстве.

Развивать чувство ритма при составлении узора.

Работа со схемами. Показ воспитателя.

Обсуждение способов лепки.

Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

- Из чего делают дымковские игрушки?

- Какие еще нужны материалы?

- Какие нужны инструменты для работы?

Мастерская открывается. Дети входят, надевают нарукавники  и садятся на рабочие места.

Педагог:

Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание на схемы!

 (на плакатах – образцы и приемы лепки).

Педагог:

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать! 

Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью.

Развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

Словарная работа: стека, резец.

Развивать конструктивные способности;

 внимание;

закреплять умение работать со схемой

Физкульт-минутка

Педагог:

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:

«Сяду прямо, не согнусь,

за работу я возьмусь».

Вот теперь можно приступить к работе.

 Снятие усталости, напряжения в мышцах.

Формирование навыков правильной осанки.

Самостоятель-ная  работа

- А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.

Совершенствование навыков детей в лепке из глины.

Развитие тактильных ощущений

Индивидуаль-ная работа

Дети приступают к работе, педагог  следит за работой, советует, показывает приемы работы.

Итог занятия

Анализ работ

Дети заканчивают работу, моют руки.

Педагог:

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

- Все ли игрушки ладные?

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- А кто придумал и слепил что-то своё? 

- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.

        Раз – два – три!

        Лети!

- Повторяйте за мной прощальные слова:

        Мы о дымковской игрушке

        Будем вспоминать не раз.

        А сейчас, друзья – подружки,

        Мы закончим наш рассказ.

Звучит русская народная мелодия «Барыня»

Педагог:

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети танцуют

Развивать связную речь детей.

Активизация в речи детей прилагательных.

Умение оценивать работы товарищей.

Снятие усталости, напряжения в мышцах.

        

        

        

Кучумова О.А. МДОУ ЦРР – детский сад «Танюша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...