Конспект занятия
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Конспект занятия в старшей группе
Тема: "В гостях у Дымковских игрушек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_dymkovskuyu_skazku.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
«В гостях у Дымковских игрушек»
ЦЕЛИ:
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Развивать творческие способности.
Активизировать в речи детей прилагательные.
Программное содержание: расширять представление о народной игрушке;
закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.
Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.
Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Формировать умение работать с глиной.
Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи. Панно «Зима»; технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, диски с записью русских народных песен:
«Ой, мороз, мороз », «Барыня»
Для каждого ребенка: нарукавники, глина, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах, посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
В изостудии декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.
Этапы работы
| Ход занятия | Работа с детьми |
Приветствие | Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку. Сорока - белобока по лесу летала, По веткам скакала, Детский сад искала. Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо.) От кого оно? (Открывает конверт.) «Здравствуйте, ребятки, - Настенки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети! Если любите играть, Сочинять и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из села Дымково». | Поднятие эмоционального настроя |
Беседа с детьми | Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр). - Все готовы? Ковёр взлетает: Раз-два-три-четыре-пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию) | Развивать связную речь детей; память, фантазию, воображение. |
Рассказ педагога | Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Вот глиняный шарик – прадедушка всех игрушек. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Оттого, наверное, и назвали вятскую слободку « Дымково». А ну-ка, посмотрим, кто здесь живёт. Кто письмо прислал с сорокой? Кто послал её далёко? Кто ребяток в гости звал? Кто игру им обещал? Поскорее покажись, покажись, Поскорее назовись, назовись! | Развивать внимание, воображение. Воспитывать уважение к народным мастерам. |
Чтение стихотворений | Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети) Педагог: За студёною водицей Собирается девица, Как лебёдушка, плывёт, Вёдра полные несёт. Эта, гляньте, деток нянчит. Вокруг этой пёсик скачет. Эта замуж собралась – Свадьба, видно, удалась! Барыни: Наряжаться нравится Модницам – красавицам. Педагог: В красном новеньком седле Всадник скачет на коне. Конь копытом гордо бьёт. Молодца домой везёт. Всадник: Еду с ярмарки домой, К своей женке молодой! Педагог: Поглядите, что за птицы! Кто ни взглянет, удивится! Расписные петухи, Курочки и индюки. Птицы: Лапки, клювы, оперенье – Просто чудо, загляденье! | Развивать связную речь; память; развивать пластику, координацию движений. |
Музыкально – пантомимичес-кая игра | Педагог: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении. Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки. | Развивать слуховое внимание, воображение; закреплять знания о дымковских игрушках; развивать пластику, координацию движений. Поднятие эмоционального настроя. |
Дидактическаяигра «Украсим игрушки узором» | Педагог: Повернитесь, покружитесь, Низко – низко поклонитесь! Ждёт нас новая игра. Составлять узор пора!
Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами. Педагог уточняет, какие элементы используются для составления узора. | Ориентирование в пространстве. Развивать чувство ритма при составлении узора. |
Работа со схемами. Показ воспитателя. Обсуждение способов лепки. | Педагог: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы. - Из чего делают дымковские игрушки? - Какие еще нужны материалы? - Какие нужны инструменты для работы? Мастерская открывается. Дети входят, надевают нарукавники и садятся на рабочие места. Педагог: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание на схемы! (на плакатах – образцы и приемы лепки). Педагог: Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать! | Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью. Развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. Словарная работа: стека, резец. Развивать конструктивные способности; внимание; закреплять умение работать со схемой |
Физкульт-минутка | Педагог: Я прошу подняться вас – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вверх, вперед смотри – это три. Руки разведем пошире на четыре. С силой пальцы сжать, разжать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть! - Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Вот теперь можно приступить к работе. | Снятие усталости, напряжения в мышцах. Формирование навыков правильной осанки. |
Самостоятель-ная работа | - А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. | Совершенствование навыков детей в лепке из глины. Развитие тактильных ощущений |
Индивидуаль-ная работа | Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы. | |
Итог занятия Анализ работ | Дети заканчивают работу, моют руки. Педагог: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. - Все ли игрушки ладные? - Чья работа больше всех нравится? Почему? - Какая игрушка самая аккуратная? - А кто придумал и слепил что-то своё? - Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли. Раз – два – три! Лети! - Повторяйте за мной прощальные слова: Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья – подружки, Мы закончим наш рассказ. Звучит русская народная мелодия «Барыня» Педагог: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! Дети танцуют | Развивать связную речь детей. Активизация в речи детей прилагательных. Умение оценивать работы товарищей. Снятие усталости, напряжения в мышцах. |
Кучумова О.А. МДОУ ЦРР – детский сад «Танюша»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...