Перспективный план работы по лепке и аппликации с детьми ОНР и ЗПР на год
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Павловская Татьяна Гранитовна

Перспективный план по лепке и аппликации с детьми ОНР и ЗПР на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_rboty_po_lepke_applikacii.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                   Перспективный план по лепке и аппликации в старшей группе

                                                                                                                                             

                                                                                                   

                                                                                                                                                           Выполнила: Павловская Татьяна Гранитовна

                                                                                                                                                           воспитатель II квалификационная категория

                                                                                                                           

                                                                                                                                     

                                                                  .                            Хабаровск  2011

                                                                                                        СЕНТЯБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

        аппликация

Весёлое солнышко            (из мятой бумаги)

Продолжать развивать интерес к аппликации, уточнить представления детей о цвете частей предмета, упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости, в работе с клеем, развивать мелкую моторику рук.

Развивать творчество и воображение, воспитывать самостоятельность и активность, аккуратность при пользовании клеем.

Развивать творчество и воображение, воспитывать самостоятельность и активность, аккуратность при пользовании клеем.

П/и "Солнышко и дождик".                   Рисование солнца.

Ю.В.Рузанова "Развитие моторики рук в нетрадиционной  изобразительной деятельности"      стр.29

        лепка

Слепи что хочешь.  

Выявить уровень умений и навыков в лепке, умение задумывать и доводить до конца замысел, развитие моторики и глазомера; побуждать к самостоятельности в выборе темы лепки

Развивать у детей игровой замысел, использовать знакомые приемы лепки.

Беседы о любимых играх, о доме, о любимых игрушках.

Игры с игрушками

Т.Г.Неретина  "Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР"                        стр.86

     Аппликация

Помидоры.

Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в соответствии с величиной исходной формы, располагать овощи на бумаги в ряд. Совершенствовать навык работы с клеем.

С помощью воспитателя вырезать круг. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра            "Засолка овощей".               Отгадывание загадок

Нарисуй и закрась       (1-ая подгруппа)           Обведи по трафарету                   (2-ая подгруппа

Г.С.Швайко      "Занятия по изобразительной деятельности в д/с  старшая группа"   стр.11

                                                                                    ОКТЯБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка

Яблоки и груши.

Учить передавать в лепке различие в форме фруктов, их характерные особенности. Закреплять приёмы лепки фруктов кистями обеих рук.

Развивать мелкую моторику рук.        Словарь: румяное, сладкое сочное.

Рассматривание фруктов.                     Д/и "Чудесный мешочек"

"Выложи по образцу"

Т.Г.Неретина "Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР."       стр.87

        аппликация

Осенний парк.

Учить детей апплицировать дерево, передавая его строение (ствол, ветки, крона). Учить разрезать полоску бумаги с уголка на уголок по диагонали. Развивать глазомер, учить составлять изображение из вырезанных частей.

Помочь детям в вырезании форм, учить работать аккуратно. Развивать мелкую моторику рук.

. Рассматривание иллюстраций леса.  Д/и "Подойди к дереву которое назову"

Игры с листьями   "Мы листики осенние…"

Т.Г.Неретина "Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР."       стр.93

        лепка

У медведя во бору, грибы, ягоды беру.

Развивать у детей замысел, воображение, лепить из целого куска пластилина, глины разные по форме грибы, ягоды. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать интерес к лепке. Развивать  внимание, память, мелкую и общую моторику.

Рассматривание муляжей грибов.   Чтение стихотворений и отгадывание загадок о грибах

П/и "У медведя во  бору"

Т.Г.Казакова "Развивайте у дошкольников творчество"  стр.100

Аппликация

Машины везут урожай с полей.

Воспитывать у детей

уважение к труду взрослых вызывать желание трудится, уметь составлять несложный сюжет (вырезывать и наклеивать машину из частей)

Развивать интерес аппликации. Развивать  умение располагать изображение на листе, мелкую и общую моторику.

Игра с пальчиками  "Мы считаем"       "Отгадай загадку

Игры с машинками

Т.Г.Казакова "Развивайте у дошкольников творчество"  стр.102        

                                                                                                       НОЯБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка

По замыслу

Учить детей задумывать содержание своей работы. Намечать последовательность её исполнения. Воспитывать умение доводить замысел до конца.

Использовать знакомые приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук

Рассматривание различных по сюжету иллюстраций.

Игры по желанию детей

Комарова      стр.95

Аппликация

Птицы на ветках.

Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста, окраску птиц. Учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать заботливое отношение к птицам передавать образы птиц в лепке, самостоятельно использовать навыки и умения (соединять части, сглаживать места соединения).

Д/и "Четвёртый лишний"                Чтение про птиц.

Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание внешнего вида

Комарова      стр.104

Лепка

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Учить создавать образ ёжика из целого куска пластилина, правильно передавая его форму. Формировать умение скатывать пластилин в овал и заострять один конец, развивать самостоятельность в выборе средств выразительности, образа ёжика.

Обогащать знания детей о животных. Развивать у детей замысел, самостоятельно лепить ёжика, закрепить приёмы лепки.

Д/и "Узнай по описанию".           Чтение художественной литературы про ёжика.

Соедини точки      (1-ая подгруппа.)                           Закрась по силуэту  (2-ая подгруппа.)

Т.Г.Неретина      стр.97                                 Т.Г.Казакова           стр.113

Аппликация

Мишка косолапый по лесу идёт.

Учить способом аппликации создавать изображение. Закреплять умение вырезывать круг из квадрата, овал из прямоугольника; раскладывать и наклеивать изображение. Учить аккуратно, пользоваться кисточкой и клеем.

Развивать у детей умение изображать диких животных, передавая их строение. Совершенствовать навык  работы с ножницами и  клеем. Развивать мелкую моторику рук.

Чтение сказки "Три медведя".     Д/и "Узнай по описанию".

Рассматривание иллюстраций диких животных.  Выложи по образцу (из счётных палочек

Т.Г.Неретина      стр.97                                

                                                                                                       ДЕКАБРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка

Снег, метелью разгребая, идёт баба снеговая.

Учить лепить снежную бабу из нескольких  частей одинаковой формы, но разных по величине, плотно прижимая, друг к другу. Развивать мелкую моторику рук.

Уточнить представления детей о представлении, о величине частей их форме. Формировать умение делить пластилин на две части, скатывать между ладонями шар.

Рассматривание иллюстраций. Загадывание и отгадывание загадок.

Игры детей со снегом на прогулке.

Т.Г.Неретина          стр.101

Аппликация

Хвост  крючком нос пятачком.

Учить создавать образ поросенка из отдельных деталей, правильно передавая относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы. Дополнять изображение мелкими деталями, аккуратно пользоваться клеем.

Совершенствовать навык работы с ножницами. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию. Расширять словарь детей: поросята, хвост крючком, рыльце пяточком.

Режиссерская игра "Скотный двор"                   "Отгадывание загадок".

Нарисуй по  точкам.                    (1-ая подгруппа)                        Выложи по образцу.                      (2-ая подгруппа

Т.Г.Неретина          стр.115

Лепка

Птичий двор.

Учить детей передавать характерные особенности домашних птиц, соотносить по величине, с помощью сетки передавать оперение.

Вызвать интерес к домашним птицам, закреплять умение сглаживать поверхность фигуры. Развивать мелкую моторику.

Игра                     "Птичий двор".

Рассматривание картинок.      

Т.Г.Казакова "Развивайте у дошкольников творчество"          стр.133                           Т.С.Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе"   стр.98

Аппликация

Посмотри, посмотри, прилетели снегири.

Учить изображать

снегиря аппликационным способом. Совершенствовать умения вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника. Учить работать с клеем аккуратно.

Развивать интерес к аппликации, уточнять представления о форме и размере. Закрепить знания детей о зимующих птицах.  Развивать моторику рук.

Д/и "Где сидит птица"                   П/и  "Ветер и птицы"                        

Наблюдение за птицами на прогулке.

Т.Г.Неретина стр.107

                                                                                                       ЯНВАРЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка

По замыслу.

Воспитывать стремление задумывать интересное содержание своей лепки, доводить начатое дело до конца. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки. Воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество.

Закреплять умение задумывать содержание работы. Развивать мелкую моторику рук

Игры детей по желанию.

Комарова                        стр.114

Аппликация

Петрушка на елке.

Учить  детей создавать изображение из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображение на большой лист. Формировать навыки коллективной работы

Закреплять знание о круглой и овальной форме. Развивать мелкую моторику рук.

Чтение стихов о Новом годе.         Загадывание загадок.

Пение песен.      Игры на музыкальных инструментах

Комарова                         стр.110, 124

Лепка

Что нам нравится зимой.

Учить лепить фигуру человека в зимней одежде; плотно скреплять части фигуры, использовать сетку для подрисовки. Пользоваться водой при сглаживании мест соединения частей.

Развивать умения лепить фигуру  человека. Расширять словарный запас детей: снежный ком, снежки....

Рассматривание картинок с изображением людей.

Игры детей по желанию.

Т.Г.Неретина               стр.106

Аппликация

Две сестрички-рукавички.                       ( работа в парах)

Учить работать в паре, составлять одинаковый узор из геометрических фигур. Закреплять умении вырезать круг из квадрата путем закругления углов, разрезать квадрат по диагонали. Добиваться точности составления одинаковых узоров. Развивать эстетическое чувство.

Расширять представления детей об одежде, упражнять в составлении узоров. Развивать мелкую моторику рук.

Д/и                  "Найди пару".        Отгадывание загадок.

Обведи по трафарету    (одежда, 1-ая  подгруппа)

Закрась рукавичку   (2-ая подгруппа)

Т.Г.Неретина               стр.109

                                                                                                       ФЕВРАЛЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка на пластилине

Интерьер детской комнаты

Развивать навыки коллективной работы, формировать умение совместно планировать и распределять работу. Развивать  навыки размазывания пластилина.

Развивать воображение, учить размазывать пластилин по картону или дощечки.

"Что может понадобиться для создания и сборки мебели".      (загадки)

Игры детей по желанию.

О.А.Скорлупова "Тематическое планирование часть 2"                   занятие 24 стр.37

Аппликация

Неваляшка.        (аппликация из мятой бумаги и бумажных шариков)

Развивать интерес к аппликации, закрепить представления об игрушках, упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, в работе с бумагой, клеем, развивать мелкую моторику рук.

Упражнять детей в работе с бумагой; развивать моторику, тактильное восприятие.

Вспомнить и рассказать стихотворения А.Барто                "Игрушки".      Экскурсия в магазин игрушек.

Игры  детей с неваляшкой.         Рисование, раскрашивание контурного изображения неваляшки.

Игры  детей с неваляшкой.         Рисование, раскрашивание контурного изображения неваляшки.

Лепка

Кувшинчик.          Посуда для кукол.

Учить лепить кувшин (из комка глины, пластилина в форме шара) с высоким горлышком, используя приемы оттягивания,  вдавливания. Учить сглаживать поверхность при помощи смоченных  в воде пальцев.

Закрепить приемы лепки, учить лепить разнообразную посуду. Упражнять в сглаживании. Развивать мелкую моторику рук

Игра "Накрой стол"                       Чтение К.Чуковского     "Федорино горе".

Выложи по образцу                    "Веселый чайник" (палочки Кюизенера)

Комарова                             стр.122, 136

Аппликация

Наша армия.

Закреплять у детей умение коллективно выполнять аппликацию, использовать навыки вырезывания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников.

Учить детей работать коллективно, правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.

Заучивание стихотворений  об армии.                       Просмотр телепередач об армии.

Рассматривание альбома на тему "Наша армия"       Игры детей с военной техникой

Т.Г.Казакова     стр.123

                                                                                                   МАРТ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка

Все работы хороши.

Учить через лепку передавать свои знания о знакомых профессиях, определяя содержание своей работы по желанию. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа, используя знакомые приемы лепки.

Закреплять приемы лепки. Развивать словарный запас детей

Д/и " Кому что нужно для работы?"                Чтение художественной литературы     "Чем пахнут ремесла".

С\р игра      "Магазин".

Т.Г.Неретина   стр.160

Аппликация

Подарок для бабушки.

Учить придумывать содержание поздравительной открытки. Напомнить, что оформление открытки должно  отражать содержание праздника. Продолжать учить вырезывать круги, учить делать надрезы. Развивать творчество.

Развивать у детей интерес к аппликации.  Совершенствовать навык работы с ножницами, развивать мелкую моторику рук. Расширять словарный запас.

Рассматривание иллюстраций, поздравительных открыток.        

Пение песен, игры на музыкальных инструментах.

Т.Г.Неретина                стр.160

Лепка

Красивые цветы.

Учить накладывать пластилин на твердую основу, тщательно заглаживая поверхность и края; украшать площадь углубленным рельефом с помощью сетки и печаток, составлять узор из двух-трех элементов.

Развивать чувство композиции, фантазии и воображения.

Пальчиковая гимнастика     "Наши алые цветы".                     Рассматривание открыток с цветами

"Нарисуй красивый цветок"                          (1-ая подгруппа)                    "Обведи по трафарету"                      (2-ая подгруппа)

Т.Г.Неретина                стр.116

Аппликация

Лесные друзья.             (из рваной бумаги)

 Развивать интерес  детей к аппликации, закрепить представления о форме, размере и цвету частей предмета, упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении  изображения из частей на плоскости, в работе с клеем, развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Развивать умение изображать  диких животных, передавая их строение и особенности внешнего вида, совершенствовать навык работы с клеем. Расширять словарь детей, развивать мелкую моторику рук.

Д/и  "Кто где живет?"                      "У кого кто?".

Лепка из пластилина  животных.

Ю.В.Рузанова                 стр.61

                                                                                                   АПРЕЛЬ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка

Сказочный домик из колбасок.

Обучать умению создавать общую поделку из пластилина. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями ладони, соединять бревнышки между собой, составляя крепкое строение.

Учить детей учувствовать в общей работе. Развивать воображение и фантазию. Расширять словарь: избушка, бревна, строение.

Рассматривание иллюстраций к сказкам: "Заюшкина избушка", "Лиса, заяц и  петух", "Три медведя".

Выложи из палочек "Сказочную избушку".

Т.Г.Неретина    стр.124

Аппликация

Трамвай.

Учить вырезать основные части силуэта трамвая, передавая их величинные соотношения. Закреплять умение вырезать бумагу по прямой и закруглять углы, вырезая круг из квадрата, предметов одинаковой формы из бумаги сложенной гармошкой. Развивать интерес к технике.

Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности. Уточнить представления детей о форме, размере и цвете частей предмета, развивать тактильное восприятие, моторику рук.

Игра "Кто, чем управляет?"           "На чем ездят пассажиры?"

Игры детей с машинами.

Т.Г.Неретина    стр.125

Лепка

Грузовая машина.

Учить передавать в лепке характерные особенности  грузовой машины: кузов, кабина, колеса, используя разные приемы лепки: конструктивный, комбинированный. Устойчиво располагать изображение на подставке.

Продолжать использовать знакомые приемы лепки. Развивать наблюдательность и внимание.

Д/и                 "Назови лишнее".             Рассматривание иллюстраций автомобилей.  "Угадай и назови".

Обведи по трафарету (машины)

Т.Г.Неретина    стр.125

Аппликация

Весенний ковер.

Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном  расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приёмах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие.

Учить детей передавать характерные особенности цветов. Упражнять в умении обводить заготовку и вырезать точно по контуру. Закреплять умение пользоваться клеем.

Игра                   "Что бывает весной?"      "Подбери картинки".

Выложи по образцу      "Страна блоков и палочек"    (палочки Кюизенера)

Т.С.Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в ст. гр".                              стр.107

                                                                                                   МАЙ

     Занятие

       Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Литература

 I-подгруппа

II-подгруппа

Лепка

Мечта о лете.

Учить передавать в лепке   несложный сюжет: игры детей летом. Закреплять умение лепить  фигуру человека, передавая форму частей тела, их относительную величину. Развивать воображение память.

Упражнять в использовании различных приемов лепки. Расширять словарь детей: веселая пора, бадминтон, классики. Развивать мелкую моторику рук.

Игры с песком детей на прогулке.

Т.Г.Неретина         стр.126-127

Аппликация

Цветущая весна.

Закрепить знания о строении  дерева, весенних изменениях в растительном мире; учить работать в новой технике, создание изображения с помощью ткани наклеенной на картон. Учить самостоятельно, продумывать последовательность выполнения  работы.

Развивать у детей наблюдательность, умение передавать в аппликации изменения в природе, упражнять в различении и назывании цветов и оттенков, совершенствовать навык работы с клеем. Развивать мелкую моторику.

Д/и           "Когда это бывает?"            Чтение стихотворений о весне.

Рассматривание на прогулке деревьев: строение, особенность коры.

О.А.Скорлупова    "Тематическое планирование"  часть№2 стр.64

Лепка

Малиновка в гнезде.

Развивать навыки лепки из целого куска пластилина; учить новому приему плетения из пластилина.

Воспитывать  заботливое отношение к птицам, передавать образ птицы в лепке, самостоятельно использовать навыки, умения.

Слушание пение птиц в записи.   Рассматривание иллюстраций малиновки.

Наблюдение за птицами покормить их.

О.А.Скорлупова    "Тематическое планирование"  часть№2 стр.80

Аппликация

Божья коровка.

Учить передавать характерные особенности насекомого. Закреплять симметричное вырезывание, умение вырезывать круг, овал; при наклеивании - накладывать одну деталь на другую. В определенной последовательности.

Продолжать развивать интерес к аппликации, уточнять представления о форме, размере; расширять знания о насекомых. Развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Игра       "Сложи картину".          "Узнай по части".

Игры с пальчиками.

Ю.В.Рузанова           стр.72              Т.Г.Неретина "Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР"                            стр.130

                                                                 Список используемой литературы.

 1. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией / Т.Г. Казакова. – Москва: Просвещение, 1985.

2. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты. Автор: Г. С. Швайко

Издатели: Владос, год выпуска 2003. Серия: Пособие для педагогов дошкольных    

3. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного       учреждения: Программно-методическое пособие. Колесникова В.В. Кузнецова Г.А. Тарамышева С.М. (под ред. Неретиной Т.Г.). - М., Баласс, 2004.

 4.Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть, 2.

Автор: Скорлупова О.А.Издательство «Скрип-торий 2003», год 2006

 5.Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток: Пособие для воспитателей и заботливых родителей. Автор: Ю. В. Рузанова. Издательство: КАРО, 2009

6. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспект занятий

Автор: Комарова Т.С. 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы использования логико-математических игр с детьми старшей группы

Перспективный план работы использования логико-математических игр с детьми старшей группы на 2013-2014 учебный год...

Перспективный план работы по ранней проф. ориентации с детьми 1 мл. группы

ТемаСодержание работыСрокРабота с родителями«Кто нас лечит?» (профессия-доктор)Беседа: «Если, вдруг, ты заболел…»;Продуктивная деятельность: рисование «Яблочки для здоровья»;С/р игра: «Больница для зв...

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает д...


 

Комментарии

Трунова Ирина Сергеевна

Воспользовалась, спасибо!