Самообразование
материал (средняя группа)

Толпыгина Ольга Георгиевна

Дидактические игры и упражнения в обучении детей дошкольного возраста основам математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения в обучении детей дошкольного возраста основам математики

Тема для самообразования воспитателя средней группы

На 2021-2022г.

Выполнила: Толпыгина О.Г.

Воспитатель средней группы

2021год


Цель: 

Формирование математических представлений дошкольников через дидактические игры.

Задачи: 

•        Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры

•        Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

•        Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

•        Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

•        Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Актуальность:

 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. В последнее время возникла тенденция: система образовательной работы с дошкольниками стала использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счёту, чтению и письму. Региональная комплексная программа включает ориентиры и требования по овладению содержанием дошкольного образования, очерчивая ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Изучая научную и методическую литературу, пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников

М.: Просвещение

Смотреть тетрадь по самообразованию

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием

М.: Просвещение

Смотреть тетрадь по самообразованию

Бантикова С. Геометрические игры

Дошкольное воспитание

Смотреть тетрадь по самообразованию

Белошистая А.В. «Занятия по развитию математических способностей детей4-5 лет»

М:ГИЦ,

Смотреть тетрадь по самообразованию

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

«Дидактическая игра в обучении детей основам математики»

Буклет

«Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики» 

Мастер-класс

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Дидактические игры и ребенок(«

Анкетирование

«Как люди научились считать»

Беседа с детьми

«Веселая математика»

Дидактические игры

«Путешествие на поезде»

Сюжетно-ролевые игры

«Домик»

Конструирование

«Танграмм»

Математическое развлечение

«Подбери колеса для машины»

Игры с крышками от бутылок

«Окошки»

Рисование

«Кораблик»

Аппликация

«Аист, аист длинноногий»

Физкультминутка

«Цветные автомобили»

Подвижная игра

«Палочки-считалочки»

Составление из счетных палочек разнообразные фигуры

«В гостях у бабушки Наташи»

Математическое развлечение

«Какмужик корову продавал»

Чтение художественных произведений

«Посчитайка»

Настольно-печатные игры

«Геометрические фигурки»

 Игры с Блоками Дьенеша

«Разноцветные узоры»

Составление узоров

«Какая цифра убежала?

Дидактическая игра

«Интересные палочки»

Игры с палочками Кюинзера

«Занимательные игры»

Изготовление картотеки дидактических игр

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
  • Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
  • Выступление на педсовете
  • Консультация
  • Семинар-практикум
  • Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
  • Выставки детского творчества

«Веселая игра»

Выставка детских работ

«Обучение детей основам математики посредством дидактических игр»

Изготовление папки-передвижки

«Дидактические игры по математике»

Консультация для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...