Развитие познавательной активности и интереса у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Ребенок младшего дошкольного возраста - настоящий исследователь. Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skan_001.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта
Тема: « Развитие познавательной активности и интереса у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Топорищева Е.И.
Ребенок младшего дошкольного возраста - настоящий исследователь. Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт. Через:
Ознакомление с явлениями общественной жизни;
С предметами ближайшего окружения;
С природой.
Для решения познавательных задач, использовала различные виды
деятельности: Непосредственно образовательную деятельность, наблюдения, беседы, рассматривание, поисковую деятельность, труд. Важное место отводила играм: дидактическим, сюжетно-ролевым, подвижным, театрализованным, чтению
художественной литературы, изобразительной деятельности.
Знакомила детей с трудом взрослых — помощника воспитателя, врача,
повара, прачки, продавца, водителя. Ходили на экскурсию в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню — дети увидели, как работают люди разных профессий, какие выполняют действия, пользуются орудиями труда. Дети ежедневно видят результаты их труда: чистая группа, чистое бельё, вкусный обед. Объясняю, что надо много потрудиться, чтобы добиться хорошего результата. Своим примером показываю, как можно помочь няне, прачке. Игрушки не разбрасывать и не мусорить. Хорошо умываться и тогда белье будет более чистое. Дети учатся дежурить по столовой, и осознают, что их помощь необходима няне.
Ежемесячно совершаем целевые прогулки по улице к перекрестку.
Рассматриваем, как двигаются машины, пешеходы. Как одеваются люди, какие
стоят дома, растут растения. Каждый раз дети узнают что-то новое о профессии
шофера, транспорте, о безопасности пешеходов, велосипедистов. В группе,
рассматривая картинки «Что случилось на улице», дети уже рассуждают и учат
персонажей, как правильно надо переходить дорогу, делятся своими знаниями.
В течении дня организовывала различные сюжетно-ролевые игры разного
содержания «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Шофёры».
Где разыгрывали различные ситуации:
«Мама заболела»;
«На приеме у врача»;
«К нам едет скорая помощь».
Чтобы у детей постоянно развивался интерес к игре, своим примером
показываю различные игровые действия, веду ролевые диалоги, вношу новые
атрибуты. Так внесение ручного массажера в больницу, позволило открыть
массажный кабинет. Появление в группе атрибута — бензоколонки дети узнали о
необходимости шофера заезжать и заправляться бензином.
В утренние часы,
рассматривая альбом «Профессии», беседуем о важности труда разных людей,
об их необходимости. Тут же ставлю проблемную ситуацию «Чтобы было, если
бы не было доктора?».
На прогулке и во вторую половину дня играли в дидактические игры:
«Веселые профессии»,
«Кем быть?»,
«Кому что нужно?»
«Кто куда?»
«Профессии»
Разнообразные игры с куклами:
«В гостях у куклы»,
«Угощение куклы»,
«День рождения куклы»,
«Устроим кукле комнату»;
«Оденем куклу на прогулку»,
«Купание куклы»,
«Уложим куклу спать»,
«Кукла заболела»;
позволяли закрепить последовательность бытовых процессов, которые дети
сами совершают в жизни.
Собираясь и возвращаясь с прогулки с детьми,закрепляла знание одежды, последовательность одевания и раздевания, умение сложить аккуратно вещи в определенное место в шкафчике.
Часто к детям приходит Фея вежливости — через инсценировки,
режиссерские игры она учила детей культуре поведения, общению.
Рассматривая предметы и играя, дети учатся выделять существенные и
несущественные признаки, свойства, группируют и обобщают в группы
«Посуда», «Одежда», «Обувь», «Фрукты», «Ягоды» и т.д. Дети называют их,
Учились обобщать одним словом, чтобы легче усваивать эти понятия, проводила
дидактические упражнения:
«Что в сундучке?» (одежда),
«Куда, что положить» (посуда, одежда),
«Чудесный мешочек» (фрукты, овощи),
«Узнай по запаху» (фрукты).
Играя, дети учились обследовать предметы, определять цвет, величину,
форму. Полученные знания закреплялись с помощью — настольно-
дидактических игр.
«Лото»,
«Третий лишний»,
«Зоологическое лото»,
«Что к чему»,
«Овощи фрукты»,
«Назови одним словом».
Домино:
«Игрушки»,
«Транспорт»,
«Животные»,
«Фрукты-ягоды».
В группе много различных мелких предметов: кукольная одежда, мебель,
муляжи фруктов и овощей, разная посуда, транспорт. Они помогали ежедневно
закреплять знания детей в игровых упражнениях.
«Устроим кукле комнату» (мебель),
«Катя пришла с прогулки» (одежда).
Рассматривали предметные картинки в тематических альбомах, дети
закрепляли полученные знания. В предметно-развивающей среде группы. в
достаточном количестве разнообразного дидактический материалла. Дети
играли с мозаиками, пирамидками, вкладышами, закрепляли знания цвета,
величины, формы.
В игре дети знакомятся не только с предметами, но и с правилами
пользования. Так в группе появилось Дерево «Мудрости» с напоминающими
знаками, которое, подсказывает детям, как надо пользоваться предметами в
различных ситуациях.
Мои малыши очень любознательны, их привлекает все новое, необычное,
яркое. Но не всегда они сами видят какие-то незначительные изменения в
природе. В этом им помогает «Старичок, - Лесовичок», (хозяин природы).
Он приглашал детей в гости к своим друзьям в лес: к птицам, животным.
Вся деятельность проходила в игровой форме, загадывал загадки, задал разные вопросы, приносил рассмотреть листья, плоды, семена.
В его «ящике ощущений» появляются различные природные загадки —
шишка, желудь, орех, веточка калины и другие предметы. Все это помогало установить связь между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, птиц, насекомых. Вместе с «Лесовичком» дети отправлялись в путешествие по
экологической тропе. На ней мы встречались с обьектами наблюдений.
с собой брали увеселичительные лупы, чтобы иметь возможность
хорошо рассмотреть насекомых. И узнавали, что у жучка много лапок и
есть усы, он умеет и ползать, и летать.
Наблюдали за воробьями, воронами, голубями, ежиком, лягушкой
в разные сезонные периоды, я сопровождала эти наблюдения рассказыванием
коротеньких стихов, рассказов, каких-то историй об этих объектах.
Ежедневные кратковременные наблюдения за погодой позволяли детям
увидеть, что с наступлением осени погода становится холодней, солнышко
появляется редко и не греет. Или же часто идет дождь, много луж на земле.
Здесь читала детям народные заклички:
«Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко нарядись,
Красное, покажись!»
«Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить».
Приходя в гости к дереву ореху, знакомились с его строением, рассматривали листья, плоды. Сравнивали с листьями клена, калины, выясняли, что они разной величины, формы и запаха.
Замечали первые разноцветные листья: «Почему листочки — стали
разноцветными?». Любовались листопадом, слушали, как листья шуршат под
ногами. Играли в игры:
«Найди такой же листок»
«С какого дерева лист?»
«Найди сходство и различие»
«Раз, два, три к дереву беги»
Чтобы выяснить есть ли на улице ветер, брали с собой ветряные вертушки.
Сколько радости было у детей, когда они видели, что дует ветер и с какой силой.
Такие разнообразные ежедневные наблюдения формировали у моих
малышей умение анализировать и делать выводы. Свои знания они
выражали в имитационных и подвижных играх, входя в различные образы.
«Жуки и бабочки»
«Дождик»
«Листопад»
«Ветер и листочки»
«Воробышки и автомобиль»
«Солнышко и дождик»
«Вороны»
Знакомя детей с живыми объектами природы, учила понимать их, что все они
живые и все чувствуют наше к ним отношение. В группу «Лесовичок», приносил
первые природоохранные знаки. Рассматривая их, дети узнали, что нельзя рвать цветы и траву, ломать ветки, обижать насекомых, птиц, животных.
Учились заботиться о наших друзьях. Летом поливали цветы, палочками рыхлили
землю. Осенью собирали листья и сухие ветки в ведерки. Зимой подкармливали
птиц на участке.
В группе в уголке природы знакомимся и ухаживаем растениями, поливали, протирали пыль с листьев. В зимний период посадили огород на окне «Огород бабы и деда». Дети имели возможность увидеть, что все растения на
улице от холода уснули. А у нас в группе тепло, светло, есть водичка и просыпаются растения и семена. Наблюдали за ростом и развитием гороха, лука, редиски, картофеля, в процессе ухаживания.
Чтобы уточнить и закрепить знания детей об окружающем мире, предлагаю со мной поиграть в различные дидактические игры:
«Кто, где живет?»
«Животные»
«Чей малыш?».
В течение дня дети имели возможность, совместно со мной и
самостоятельно, рассматривать познавательные книги для малышей,
тематические альбомы на разные темы. Беседовали и разговаривали об
увиденном.
В течение года, регулярно проводила поисково-исследовательскую работу.
Два раза в неделю, дети делали маленькие открытия о растениях, о предметах, о
себе.
«Как цветочек пьет воду»,
«Что слышат наши ушки?».
Все свои впечатления, знания дети выражают в рисунках:
«Идет дождь,
«Выглянуло солнышко»,
«Снегопад».
Лепили различные предметы: «Посуда», «Птички», «Самолеты», «Зайка»,
«Улитка» и др. В аппликациях украшали одежду, составляли из форм
различные предметы.
В результате работы в детях развита познавательная активность, любознательность, интерес, желание действовать и экспериментировать. Видна воспитанность у детей и потребность в деятельности в течение всего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...
программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»
В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...
Развитие познавательной активности и компетентности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно расс...
Доклад из опыта работы «Использование лего-конструирования для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченн...