Программа дополнительно образования «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
рабочая программа
Предлагаю Вашему вниманию программу дополнительного образовани на тему «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovania_1.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад «Берёзка»
Городского округа город Сибай Республика Башкортостан
План работы по самообразованию
на тему
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников
через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».
группа «Ромашки»
на 2022-2023 учебный год
воспитатель : Валовитая Анастасия Андреевна
г.Сибай
Тема самообразования:
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка . Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, и отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Цель: -повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования, как средством развития технического творчества детей; умение активизировать творческие способности и умения;
-применять полученные знания на практике в ходе организации организованной образовательной деятельности.
Задачи: - изучение психолого-педагогической литературы по LEGO- конструированию (история возникновения LEGO-конструирования); актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками; - способствовать развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Ожидаемые результаты
-Расширение у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулирование детского научно-технического творчества. -Развитие пространственного мышления, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. -Развитие умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. -Сформировать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу Развитие мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
-Развитие коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей -Сформировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Повышение практической компетентности педагога
Дата | Методическая работа по теме самообразования | Формы работы | Практические результаты | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |||
сентябрь | Выбор темя для самообразования | диагностика детей с последующим анализом | Систематизация и обобщение результатов диагностики | ||
октябрь | анализ имеющихся условий; изучение методических разработок по ЛЕГО-конструированию; | Консультация «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»; | анализ педагогической компетентности родителей, выявление социального запроса семей воспитанников | Перспективный план по теме проекта на текущий год | |
ноябрь | Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г. | Разработать картотеку схем и образцов из конструктора Лего | Консультация для воспитателей «Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста» | памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» | Картотека схем и образцов из ЛЕГО-конструктора |
декабрь | Подбор необходимого оборудования, материалов. | Моделирование фигур людей. Цель: Закрепление навыков моделирования человеческой фигуры. Развитие конструктивного воображения детей. | Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа Лего | Изготовление дома роботов совместно с детьми | Оформление фотовыставки «Мой первый робот» |
январь | Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г. | Постройка общей ограды, башен, лестниц. Цель: Закрепление навыков построения ограды, башен, лестниц. Ознакомление с конструктивными особенностями башен. Введение понятий устойчивости башен. | Изготовление роботов из бросового материала, конкурсы, участие в выставках и совместных проектах. Рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с разными видами конструкторов; | Участие в конкурсе | |
февраль | Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. Курсы повышения квалификации | Создание модели любимого животного. Цель: Закрепления умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора. Развитие фантазии и диалоговой речи детей. | Открытое мероприятие: НОД «Веселый зоопарк» | Папка передвижка «Лего играть помогает и ум развивает» | Макет «Веселый зоопарк» |
март | «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г | Моделирование фантастического животного. Цель: Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. Обучение оформлению своего замысла путем предварительного рассказа. Развитие умения отбирать детали конструктора, для передачи характерных особенностей задуманного животного. | Памятка для родителей «Как правильно выбрать конструктор Лего, учитывая возрастные особенности ребёнка». | Оформление сборника консультаций по ЛЕГО-конструированию | |
апрель | «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г. | Моделирование ракеты по образцу. Цель: Развитие навыков анализа объектов и передачи его формы средствами конструктора. Закрепление умения следовать инструкциям педагога. Воспитывать желание строить и обыгрывать ракету. | Выставка детско-родительского творчества из ЛЕГО-конструктора «День космонавтики» для воспитанников детского сада | Модели поделок из конструктора Лего | |
май | Интернет ресурсы | Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. Цель: Развитие фантазии и конструктивного воображения. Продолжать обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном. Развитие умения отбирать необходимые детали конструктора для передачи характерных особенностей объекта. | Обобщение опыта по данной теме через презентацию Презентация: «Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» | Фестиваль по ЛЕГО-конструированию «Наш город в будущем» | Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения. |
Перспективное планирование для воспитанников средней группы
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! «Конструирование по замыслу» | Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с конструкторами: LEGO CLASSIK, конструктор LEGO DAKTA. |
Транспорт(ПДД) «Грузовая машина» | Развивать умение анализировать образец будущей постройки. Формировать умение работать с различными видами конструкторов, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Воспитывать умения обыгрывать постройку. | |
Октябрь | Осенний урожай. Сад (Фрукты). Конструирование красивых ворот для «фруктового сада». | -Развивать умения анализировать образец постройки – выделять в нем функционально значимые части (столбики – опоры и перекладины), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. Формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках, используя конструктор «Архитектор». Воспитывать желание трудиться. |
Всемирный день животных «Скачут зайки на лужайке» | Закрепить умение передавать характерные особенности животного средствами конструктора, используя конструктор «LEGO CLASSIK». Закреплять умения анализировать готовую постройку. Продолжать развивать активное внимание, моторики рук. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. | |
Ноябрь | Обувь «Построим обувной магазин» | Развивать умения следовать инструкциям педагога. Познакомить с основными частями конструкции магазина - стены, пол, крыша, окно, дверь, стеллажи, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга, используя детали конструктора «Строитель». Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. |
День Матери «Я и моя мама» Моделирование фигур людей – | Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы их соединения». Закреплять понятия «длинный – короткий». Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры с помощью конструктора.. Воспитывать желание трудиться. | |
Декабрь | Декада коренных народов «Чум» | Развитие активного внимания, тонкой моторики рук. Продолжать формировать видеть образ и соотносить с деталями конструктора. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. |
Новый год «Игрушки для елки» | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. | |
Январь | Народные праздники «Снежинки» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки. Воспитывать желание трудиться. |
Зимние забавы «Горка для детей» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. | |
Февраль | Животные холодных и жарких стран «Животные в зоопарке» | Развивать умение анализировать образец будущей постройки. Формировать умение собирать конструкцию по схеме. Воспитывать бережное отношение к конструктору. |
День защитников Отечества «Военная техника. Самолет» | Рассказать о профессии летчика. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. Учить строить самолет используя конструктор «Строитель», «LEGO DUPLO» выделяя функциональные части; правильно распределять детали конструктора.Воспитывать желание трудиться. | |
Март | Мой дом «Дом, в котором мы живем...» | Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. Вспомнить основные части дома. Формировать умение строить крышу «лесенкой». Воспитывать умение работать в коллективе. |
Мой город. «Мы едем, едем, едем…». | Вспомнить основные виды городского транспорта. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Формировать умение строить автобус. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. | |
Апрель | Перелетные птицы. «Встречаем птиц» | Вспомнить названия перелётных птиц. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить со схемой строения птицы. Воспитывать желание трудиться. |
День космонавтики «Космический корабль». | Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Продолжить формировать умение использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструирования. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании модели. | |
Май | Мир природы. «Аквариум для рыб». | Развивать чувство формы при создании конструкции. Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях, соединять их, соотносить постройки со схемой, подбирать адекватные приемы соединения. Воспитывать умение пользоваться одни набором деталей. |
«Творческое конструирование по замыслу» | Развивать воображение, память, внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умения обыгрывать постройку. Закрепить желание работать в коллективе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»
Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....
Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"
Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по у...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.Ф.И.О. психолога...
Программа дополнительного образования "Развитие речи".
Программа дополнительного образования "Развитие речи"....
Авторская рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок декоративно – прикладного творчества «Творческая мастерская» для детей подготовительной группы
программа дополнительного образования...
Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"
1-2 слайды.Внедрение инноваций в детском саду требует новые подходы к организации образовательной деятельности.Причина: вызов времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...
Развитие инженерного и технического творчества детей посредством конструирования.
Инженерные способности детей...