Отчет по формированию навыков толерантных взаимоотношений у дошкольников через адаптированную дополнительную программу Дом, в котором живет Уважение!
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

Умение принимать и любить себя, в то же время уважать действия и точку зрения другого, умение увидеть в себе и другом уникальную и самоценную личность – основа, на которой формируется благополучная с точки зрения социальной  адаптированности  личность, формируются нравственные качества дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpgРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

                МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______

Отчет

по дополнительному образованию по формированию навыков толерантных взаимоотношений у дошкольников через адаптированную дополнительную программу

C:\Users\Тамара\Desktop\дети.jpg       

Подготовила:

Куприянская Тамара Петровна,

педагог дополнительного образования

                                         

с. Мыс Каменный, 2019г

  1. Программа дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность развить индивидуальные способности ребенка, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие работы ОУ по предоставлению услуг дополнительных образования.

Развитие ребенка дошкольного возраста есть не что иное, как развертывание личностного потенциала, формирование сознания, нравственных качеств, приобщение к общечеловеческим ценностям. Источником развития является накопленный человечеством социально-исторический опыт, имеющий определенную структуру. Продуктивное накопление этого опыта может происходить благодаря соответствующему построению педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности наших детей, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условия гармоничных отношений в обществе.

На территории нашего государства издавна проживают не только русские, но и представители других национальностей. В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой поликультурности и толерантности. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого. Сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к другим людям, приобщить к культурным ценностям как своего, так и других народов – одна из задач современного общества и нашего образовательного учреждения.

     Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе с детьми  становится воспитание толерантности детей через социокультурный системный подход, который обеспечивается  программой дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение».

        Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей  дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время проводимых мною дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.

    Основной целью программы «Дом, в котором живет Уважение» является формирование у  дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.

      Гипотеза: успешность сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста была возможна при внедрении в  образовательный процесс детского сада программы по формированию толерантных взаимоотношений у детей  дошкольного возраста.

      Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной
гипотезы поставлены следующие
задачи:

  • способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;
  • знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;
  • формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;
  • воспитывать культуру толерантности.

Данная программа предполагает реализацию таких методов и средств  

Методы

Средства

Убеждения;

Внушения;

Стимулирования и мотивации; Коррекция поведения;  Воспитывающей ситуации;  Социальные пробы (испытания);

Наблюдения;

 Рефлексия.

Занятия- путешествия

Беседы;

Прогулки;

Игровые ситуации;

Праздники;

Чтение художественной литературы;

Прослушивание музыкальных произведений разных стран мира;

Выставки, игры народов мира.

      Реализация программы включает в себя 32 занятия, продолжительностью 25-30 минут.

Все мероприятия решают задачи воспитания и развития  дошкольников. Первое и последнее занятия носят диагностический характер (анкетирование, тестирование)

Учитывая возрастные особенности, интеллектуальные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: беседа, рассказ, игра, викторина, упражнения,  рисование, и другие виды воспитательной работы.

        Условия проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю.  Опыт общения с детьми показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа состоит не более чем из 6-8 детей    тогда ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость.

При определенной нежесткой структурированности занятий (приветствие, несколько игр, проводимых мною, практическая деятельность, рефлексия и прощание), каждый ребенок имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а я или сверстники  хвалят его за маленькие успехи.

После занятий всегда провожу обсуждение: ребята делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали, дети  объясняют свои поступки. В конце  каждого занятия подводится итог  результат групповой и собственной деятельности.

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов: 

  • Конвенции ООН о правах ребенка;                                                        
  • Конституции Российской Федерации;
  • Закона РФ «Об образовании».

 

 Оценка результативности педагогической работы по программе

«Дом, в котором живет Уважение»

Для того чтобы, во-первых, определить уровень сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, во-вторых, выявить степень эффективности собственной профессиональной деятельности, проводила диагностику детей  с точки зрения рассматриваемой проблемы. Диагностика позволяет корректировать процесс воспитания, индивидуализировать работу с детьми, формировать у дошкольников качества, которые пригодятся им для благополучной адаптации в будущей жизни, помогает решить проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении, совершенствовать способы работы с детьми.

Для оценки результативности работы по данной программе, применяется входной и итоговый контроль. Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений у дошкольников, формы оценки: диагностическое анкетирование, устный опрос, собеседование с детьми. Итоговый контроль имеет различные формы итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставки, оформление альбомов и стендов и т. д.

Сравнительный анализ позволил сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.

         Следует учесть,  что проведение диагностик тесно вплетено в процесс формирования у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений и поэтому само по себе уже является воспитательным актом. Это значит, что при помощи диагностик я не только выявляла, фиксировала и оценивала результаты работы, но и формировала у детей социально-ценностные отношения к самим себе, к другим людям, к своим правам. Следовательно, проведение диагностик требовало определенного уровня педагогического мастерства.

Уровень сформированности толерантности дошкольников выявлялся с помощью диагностического инструментария - методик из «Практикума по исследованию и диагностики толерантности личности». /Приложение 1/ Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/NE6d/FA7vD2s9m

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров («Стол переговоров», «Коврик Мира»). Поэтому для оценки уровня сформированности у дошкольников компетентности социального взаимодействия мной была использована методика оценки уровня конфликтности личности.

                                                                 

Таблица

Уровень конфликтности

начало уч. года

конец уч. года

Ниже среднего

-

5%

Чуть ниже среднего

7%

19%

Средний

67%

62%

Чуть выше среднего

11%

9%

Выше среднего

15%

5%

Уровень конфликтности

                                                                                                            Диаграмма

Полученные данные свидетельствуют о снижении уровня конфликтности как отдельных  дошкольников, так и всей группы в целом: уменьшились показатели «чуть выше среднего» с 11% до 9%, «выше среднего» с 15% до 5%, возросло количество дошкольников, чей уровень конфликтности «чуть ниже среднего» с 7% до 19%, «ниже среднего» с 0% до 5%. Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что в межличностных отношениях детей наметилась тенденция к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию. Одновременно ребята приобретают позитивное отношение к жизни, что увеличивает их стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Итак, полученные данные показали, в течение данного возраста, произошли значительные изменения, и подтвердили эффективность определенных мной педагогических условий формирования толерантности у дошкольников. Кроме того, выявлены возможности образовательного учреждения как социализирующей среды, его огромный воспитательный потенциал для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на ребенка и нивелирования, коррекции, компенсации негативных влияний.

  Выводы:

         Воспитательная среда в детском саду – это та действительность, которая окружает ребёнка на протяжении всего времени нахождения его в ДОУ, из которой он черпает знания об отношениях. Первый, кто подает пример толерантности – воспитатель. Хочу отметить, что воспитывая толерантность в своих воспитанниках, педагог, в первую очередь, должен сам быть примером толерантности. Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

В современном образовании наблюдается своеобразный «взрыв» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания педагога оказался ребенок, его внутренний мир, требует от каждого воспитателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое педагогом». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена педагогом и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Умение принимать и любить себя, в то же время уважать действия и точку зрения другого, умение увидеть в себе и другом уникальную и самоценную личность – основа, на которой формируется благополучная с точки зрения социальной  адаптированности  личность, формируются нравственные качества дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют с...

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»

Задача педагогов,  родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантн...

Адаптированная дополнительная программа «Дом, в котором живет Уважение» по воспитанию у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений

     Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, сост...

Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - пора формирования духовного мира ребёнка. Задача педагогов дошкольного учреждения разработать и организовать каждое событие в детском саду так, чтобы оно было незабываемым: открыт...

программа самообразования на 5 лет "Развитие толерантности у старших дошкольников через взаимодействие с детьми с ОВЗ."

Развитие толерантности у старших дошкольников через взаимодействие с детьми с ОВЗ....

Формирование навыков социальной коммуникации у дошкольников через создание бесконфликтной образовательной среды»

Цель: сплочение группы родителей и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:1. Способствовать формированию благоприятного психологического климата в группе родителей;2. ...