программа самообразования на 5 лет "Развитие толерантности у старших дошкольников через взаимодействие с детьми с ОВЗ."
рабочая программа (подготовительная группа)
Развитие толерантности у старших дошкольников через взаимодействие с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа самообразования | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования педагога
на 2016-2021
Тема «Волонтерская деятельность, как средство
эффективной социализации дошкольников»
Воспитателя МБДОУ д.с.№14
Субботиной Т.В.
Стаж работы 15лет
1 категория
Актуальность
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
Волонтерская деятельность предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников млад-шим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, где в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворе-ния.
Цель :
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи следующие:
- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;
- Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опы-та (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- Формирование у дошкольников милосердия, инициативы.
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; совместные спортивные мероприятия; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова)).
Ожидаемые результаты:
- Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- Они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечиваются способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Волонтерское движение помогает детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
- Теоретический этап
Содержание работы:Изучение литературы по данной теме. Изучение опыта педагогов. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. Составление перспективного плана, разработка системы мер направленных на решение данного вопроса. Изготовление папки –передвижки « Волонтеры- кто они» Картотека игр. Демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование. Формулировка целей и задач работы над темой. - Прослушать авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе»
Прогнозирование результатов. Создание личной психолого- педагогической копилки.
Анкетирование родителей по теме « Волонтерское движение в ДОУ. Его связь с формированием положительных личностных качеств у детей»
Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы. Наличие методической копилки по теме. организации культурной практики в группе.
- Практический этап
Проведение диагностики. Проведение развивающих занятий. Внедрение элементов волонтерской деятельности в режимные моменты. Наблюдения за поведением детей. Пополнение картотеки игр. Пополнение видеотеки. Чтение худ.произведений. Беседы с детьми :«Кто такие волонтеры?»«Возможно ли стать волонтерами?»«Чему мы можем научить малышей?»
Просмотр мультфильмов. Оформление фотовыставки. Оформление папки передвижки для родителей,Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников» . Проведение родительского собрания. Оформление тематических стендов.
Организация в группе волонтерского уголка.Проведение театрализованных представлений. Помещение разработок на сайте. Участие в волонтерских акциях. Акция: «День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.
- Заключительный этап
Подготовка плана работы на год. Анализ созданных педагогических условий волонтерской деятельности. Подведение итогов. Организация волонтерской деятеьности. Доклад для педагогов « Волонтерская деятельность- средство социализации дошкольников». Посещение детей с ОВЗ. Фотоотчет. Участие в акциях по теме.Размещение результатов в сети Интернет. Презентация по итогам.
Литература
1. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
2. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
3.Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета.. 1988. 30 июня
4. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99
5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
7. Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь.с.75
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
10. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147913&lfrom=236997940 «Письма о добром»: Азбука, АзбукаАттикус; СПб.:; 2013 ISBN 9785389058774
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"...
Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...
Программа самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС» (2020- 2021 гг.)
Программа самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС» (2020- 2021 гг.)...
План по самообразованию «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через художественную литературу» на 2019-2020 г.
Подготовительная группа...
Ранняя профориентация старших дошкольников через взаимодействие с родителями
Ранняя профориентация старших дошкольников через взаимодействие с родителями...
Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
«Патриотическое воспитание старших дошкольников через взаимодействие с социумом».
Из опыта работы по патриотическому воспитанию....