Адаптированная дополнительная программа «Дом, в котором живет Уважение» по воспитанию у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности наших детей, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условия гармоничных отношений в обществе.
Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_s_semey.docx | 70.22 КБ |
deklaratsiya_printsipov_tolerantnosti.docx | 24.55 КБ |
dom_v_kotorom_zhivet_uvazhenie_-_dlya_starshih_doshkolnikov.docx | 149.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»
Автор-составитель:
Куприянская Тамара Петровна,
воспитатель
с. Мыс Каменный
Формы работы | Мероприятия |
Сентябрь | |
Коллективная | Родительское собрание «Поговорим о толерантности» |
Индивидуальная | Консультация «Сильнее всех – владеющий собой» |
Наглядно-информационная | Задание на дом: «Создание эмблемы толерантности» |
Октябрь | |
Коллективная | Консультация «Лабиринты детской души» |
Индивидуальная | Консультация «Сказка ложь – да в ней намек» |
Наглядно-информационная | Выставка литературы «Здравствуй, сказка» |
Ноябрь | |
Коллективная | Конкурс «Национальное блюдо нашей семьи» |
Индивидуальная | Консультация «Народная мудрость о воспитании» |
Наглядно-информационная | Библиотека для родителей «Почитайте детям» |
Декабрь | |
Коллективная | Совместное развлечение «Новогодние приключения или хоровод дружбы» |
Индивидуальная | Консультация «Игры и развлечения за праздничным столом» |
Наглядно-информационная | Традиции и обряды в семье «Рождество и Новый год» |
Январь | |
Коллективная | Круглый стол «Наши увлечения» |
Индивидуальная | |
Наглядно-информационная | Информация «Народные календарные праздники» |
Февраль | |
Коллективная | Родительское собрание «Права ребенка» |
Индивидуальная | Знакомство с законом «О правах ребенка» |
Наглядно-информационная | Памятка «Меморандум от Вашего ребенка» |
Март | |
Коллективная | Оформление плаката «Наши права» |
Индивидуальная | Консультация «Игры народов мира в воспитании детей» |
Наглядно-информационная | Выставка рисунков «Мир такой огромный» |
Апрель | |
Коллективная | Совместный досуг «Мы – славяне» |
Индивидуальная | Консультация «Национальный орнамент в детском творчестве» |
Наглядно-информационная | Фотовыставка «В стране добрых дел» |
Май | |
Коллективная | Акция «Уютный детский сад» |
Наглядно-информ. | Оформление выставки «Мы – дети Земли» |
Предварительный просмотр:
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
(извлечения)
Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО
от 16 ноября 1995 года
Преамбула
Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября — 16 ноября 1995 года,
- памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности,… и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,
- напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,
- напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),
- принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
• Международный пакт о гражданских и политических правах;
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
• Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
• Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;
• Конвенцию о правах ребенка;
• Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;
• Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
• Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;
• Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
• Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
• Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма;
• Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека;
• Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;
• Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;
• Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,
• памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации. Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
• учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5. 14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности , а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности ,
• испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражениеубеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,
- обращая особое внимание на обязанность государств - членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
- принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности ,
- преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:
Статья 1. Понятие толерантности
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность т-это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в
международных правовых актах в области прав человека.
1.4. Проявление толерантности , которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностями обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2. Государственный уровень
2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-пропессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и мар-гинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности , а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (ст. 1.2).
Статья 3. Социальные аспекты
3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
Статья 4. Воспитание
4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Статья 5. Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6. Международный день, посвященный толерантности
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»
Утверждаю
Заведующая МБДОУ «Мыскаменский
детский сад»
_____________ Б.Г. Искакова
Приказ №_7_от_30.08_2019г.
Принята
на педагогическом совете
Протокол № _1_ от _30.08._2019_г.
«Дом, в котором живет Уважение»
Программа дополнительного образования по формированию толерантности у детей дошкольного возраста
Автор-составитель:
Куприянская Тамара Петровна,
Воспитатель
с. Мыс Каменный, 2019г.
Паспорт программы по дополнительному образованию «Дом, в котором живет Уважение» для детей дошкольного возраста
Наименование программы | Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста «Дом, в котором живет Уважение» |
Дата принятия решения о разработке программы | Сентябрь 2019 года |
Цель программы: | формирование у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений. |
Задачи программы: |
|
Формы подведения итогов реализации программы | Диагностика. Итоговое мероприятие с участием родителей «Мы славяне» |
Нормативно-правовая база | Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции) Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №3511. |
Сроки реализации | 1 год |
Краткое содержание | Программа ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность. |
Формы работы: |
|
Ожидаемые результаты |
|
Основные показатели знаний и умений |
|
Пояснительная записка
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
Развитие ребенка дошкольного возраста есть не что иное, как развертывание личностного потенциала, формирование сознания, нравственных качеств, приобщение к общечеловеческим ценностям. Источником развития является накопленный человечеством социально-исторический опыт, имеющий определенную структуру. Продуктивное накопление этого опыта может происходить благодаря соответствующему построению педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности наших детей, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условия гармоничных отношений в обществе.
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом. Она полностью соответствует тем воспитательным задачам, которые ставит перед нами современное общество.
На территории нашего государства издавна проживают не только русские, но и представители других национальностей. В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой поликультурности и толерантности. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого. Сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к другим людям, приобщить к культурным ценностям как своего, так и других народов – одна из задач современного общества.
В исследованиях ученых (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) в отношении дошкольного возраста толерантность рассматривается как реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между сверстниками и взрослыми»
В. А. Сухомлинский считал терпимость важнейшим элементом духовной культуры личности ребенка, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров». Основными методами работы с детьми считал: рассказы, беседы, чередующиеся с чтением книг о людях разных стран, о тяжелых испытаниях, современном труде. В. А. Сухомлинский выделил в своей работе следующие «заповеди»:
1. Береги, щади неприкосновенность другого человека, уязвимость, ранимость.
2. Знай, что твое неразумное холодное слово может обидеть, огорчить, вызвать смятение, ошеломить.
3. Нельзя смешивать зло. Против зла надо бороться.
4. Большое зло – унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой».
5. Дорогим для тебя должно стать не «мое», а «наше», т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.
Только через формирование гуманного отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов можно воспитывать человека с активной жизненной позицией, ответственного за жизнь на Земле. Социальные, экологические, духовные, нравственные проблемы встали не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством. И по сути имеют одну основу – проблему развития и жизни человека в современном мире. Каков человек – такова его деятельность и мир, который он создает вокруг себя.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, развивается осмысление себя. Самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, появляется готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Любознательность заставляет ребенка искать ответы на вопросы о происхождении мира, взаимосвязи явлений природы. К 5-7 годам появляется осознание своего социального «я» и возникновения на этой основе внутренней позиции. Он постигает азбуку человеческого общения, поэтому именно в этом возрасте «необходимо уделить внимание развитию понимания себя и других людей, связывая его с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой.
Задача педагогов, родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантность зарождается с любви к своей семье, своим близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И только потом возникает любовь к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе с детьми становится воспитание толерантности детей через социокультурный системный подход, который обеспечивается программой дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение».
Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.
Принципы воспитания толерантной личности
Успешность воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности воспитателя реализуется ряд принципов.
- Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и само коррекции в отношениях с другими людьми.
Условиями реализации данного принципа являются:
- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- учет интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
Условиями реализации данного принципа являются:
- соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в ближайшем социуме;
- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения);
- коррекция воспринимаемой воспитанниками разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности навыков толерантных отношений у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
- мониторинг изменений навыков толерантных отношений толерантного сознания в ребенке;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
- учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на формирование навыков толерантных отношений;
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений воспитанников к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:
- стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
- совместный с воспитателем анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
- стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений.
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в образовательном процессе гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в группе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации вне учебной деятельности, при этом творчество рассматривается детьми и воспитателем как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично можно изобразить следующим образом:
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
- опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия;
- создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях воспитателей и воспитанников;
- использование демократического стиля педагогического руководства;
- организация диалога и сотрудничества в коллективе;
- организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
Именно эти принципы, при правильном их толковании и разъяснении, занимают сегодня доминирующие позиции в воспитательной системе.
Считаю, что программа «Дом, в котором живет Уважение», обладает следующими положительными моментами:
- учитывает возрастные особенности детей;
- является ориентиром в планировании и деятельности воспитателя;
- предполагает использование различных форм и методов работы.
- работа по формированию навыков толерантных взаимоотношений проводится в тесном контакте с родителями.
Основной целью программы «Дом, в котором живет Уважение» является формирование у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.
Гипотеза: успешность сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста возможна при внедрении в образовательный процесс детского сада программы по формированию толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной
гипотезы поставлены следующие задачи:
- способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;
- знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;
- формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;
- воспитывать культуру толерантности.
Данная программа предполагает реализацию таких методов и средств воспитания, как:
Методы | Средства |
Убеждения; Внушения; Стимулирования и мотивации; Коррекция поведения; Воспитывающей ситуации; Социальные пробы (испытания); Наблюдения; Рефлексия. | Занятия- путешествия Беседы; Прогулки; Игровые ситуации; Праздники; Чтение художественной литературы; Прослушивание музыкальных произведений разных стран мира; Выставки, игры народов мира. |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Исходя из поставленных в программе цели и задач воспитательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование дошкольников ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.
К ним относятся:
- интерес к самому себе;
- управление самим собой;
- самопризнание себя, как личности;
- эмоциональная устойчивость;
- уважение чужого мнения;
- желание действовать и совершать поступки.
Степень сформированности этих знаний и умений в результате педагогической деятельности проверяется по нескольким основным показателям:
- поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
- круг распространения толерантного поведения (поведение со сверстниками и взрослыми);
- устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
- характер переживания (что и как переживается);
- сознание воспитанниками важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений.
Ведущая роль в формировании у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений принадлежит воспитателю.
Реализация программы рассчитана на 1год и включает в себя 32 занятия, продолжительностью 25-30 минут.
Все мероприятия решают задачи воспитания и развития дошкольников. Первое и последнее занятия носят диагностический характер (анкетирование, тестирование)
Учитывая возрастные особенности, интеллектуальные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: беседа, рассказ, игра, викторина, упражнения, рисование, и другие виды воспитательной работы.
Условия проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество участников группы: 6-8 детей. Опыт общения с детьми показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа состоит не более чем из 6-8 детей – тогда ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость. При определенной нежесткой структурированности занятий каждый дошкольник имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а воспитатель или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.
После занятий проводится обсуждение: дошкольники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали, объясняют свои поступки. В конце каждого занятия подводится итог – результат групповой и собственной деятельности.
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании».
Схема 1
Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, идущих по миру с миром»
С. Ашикова
Тематический план
№ п/п | Тема |
| Кол-во | часов |
теория | практика | всего | ||
1 | Диагностика: «Я и мир вокруг меня» | - | 1 | 1 |
2 | Кто я такой? | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | «Мои качества» | - | 1 | 1 |
4 | «Я сам» | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | «Разнообразие» | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | «Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании» | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | «Самый, самый, самый» | - | 1 | 1 |
8 | «Ласковое словечко – доброе сердечко» | - | 1 | 1 |
9 | «4 ноября День воинской славы России — День народного единства» | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | «День толерантности» | - | 1 | 1 |
11 | «Ты мне нравишься» | 1 | - | 1 |
12 | ««У каждого человека есть свой дом» | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | «Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)» | 1 | - | 1 |
14 | «Наши соседи» | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран) | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | «В гостях у народов Севера» | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | «Добро и зло» | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | « Маленькие дети с большими правами» | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | «Добрые отношения с друзьями» | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | «Игры и увлечения детей разных стран» | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | «Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения) | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | «Постройка ледяного дома» | - | 1 | 1 |
23 | «Зимние забавы» | - | 1 | 1 |
24 | «Путешествие в Африку» | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | «Мы - славяне» (с участием родителей) | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | Изготовление плаката по правам «Имею право на...» | - | 1 | 1 |
27 | «Оформление «Уголка мира»» | - | 1 | 1 |
28 | «Толерантность — дорога к миру» | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | «Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки) | - | 1 | 1 |
30 | «Дружат дети на планете» | 0,5 | 0,5 | |
31 | День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле) | - | 1 | 1 |
32 | Диагностика: «Я и мир вокруг меня» | - | 1 | 1 |
Итого: | 11 | 21 | 32 |
Содержание раздела
№ п/п | Тема занятия | Цели, задачи, направления | Формы проведения занятий |
1. | Диагностика: «Я и мир вокруг меня» | Диагностика представлений детей о людях других национальностей | Практическое занятие |
2. | Кто я такой? | Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе (ф.и.о., домашний адрес, национальность и пр.) | Беседа-знакомство |
3. | «Мои качества» | Создать условия для осознания своей индивидуальности и своих личностных качеств; развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, сотрудничать; воспитание уважения и бережного отношения к индивидуальным особенностям других людей. | Тренинг |
4. | «Я сам» | Формирование позитивного отношения к собственному «Я». Поддержать процесс самопознания детей. Дать возможность воспитанникам осознать особенности своей личности, адекватно оценивать себя через рефлексию и активное взаимодействие с другими. | Занятие |
5. | «Разнообразие» | Формирование понимания того, что у людей много общих черт, но также много отличий | Беседа с элементами тренинга |
6. | «Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании» | Обучение терпимости к другому человеку, непохожему на всех. | Беседа с элементами тренинга |
7. | «Самый, самый, самый» | Сознательная и личностная самоидентификация детей в коллективе сверстников. | Игровая программа |
8 | «Ласковое словечко – доброе сердечко» | Познакомить дошкольников с нормами и правилами поведения, формировать умение договариваться, взаимодействовать друг с другом, получать удовольствие от совместной деятельности; Развивать творчество, фантазию; Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, создавать атмосферу тепла, любви. | Занятие-игра |
9 | «4 ноября День воинской славы России — День народного единства» | Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины. | Праздник |
10 | «День толерантности» | Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков. | Праздник |
11 | «Ты мне нравишься» | Формировать навыки речевого этикета, учить проявлять нетерпение к недостаткам других, считаться с их интересами; развивать умение решать конфликты без насилия; воспитывать отзывчивость, сострадание, миролюбие. | Беседа с элементами тренинга |
12 | ««У каждого человека есть свой дом» | Познакомить детей с потребностью человека в жилище, систематизировать знания о жарких странах, о том, как могут выглядеть дома в зависимости от климата. Развивать интерес к другим культурам, умение делать постройки из бумаги, создавать условия для реализации творческого замысла. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Практическое занятие |
13 | «Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)» | Познакомить детей с законом РФ «О правах ребенка»; развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью слов; воспитывать отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение к правам человека, желание следовать им. | Беседа |
14 | «Наши соседи» | Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение и толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма. | Занятие-путешествие |
15 | Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран) | Познакомить дошкольников с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; развивать интерес к культурам разных стран; вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в празднике. | Вечернее развлечение |
16 | «В гостях у народов Севера» | Продолжать знакомить дошкольников с природой и бытом Севера, образцами орнамента, характерными признаками национальной одежды, развивать интерес к культуре других народов; воспитывать уважение к культуре других народов. | Беседа с элементами игры |
17 | «Добро и зло» | Подвести воспитанников к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях | Беседа с элементами тренинга |
18 | «Маленькие дети с большими правами» | Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. | Беседа-диалог Занятие - игра |
19 | «Добрые отношения с друзьями» | Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия; формирование навыков точного межличностного восприятия. | Беседа с элементами тренинга |
20 | «Игры и увлечения детей разных стран» | Формировать умение передавать информацию и чувства при помощи мимики, движений, используя музыку и изобразительные средства; продолжать развивать интерес к людям других национальностей; стимулировать желание участвовать в подвижных играх. | Игра-путешествие |
21 | «Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения) | Познакомить дошкольников с особенностями национальных костюмов некоторых народов; развивать интерес к другим народам, их быту, традициям; воспитывать патриотические чувства. | Занятие – игра. |
22 | «Постройка ледяного дома» | Продолжать знакомить с жилищем людей Севера, совершенствовать навыки работы со снегом, используя необходимый инструмент. Развивать интерес к своей культуре. Воспитывать чувство коллективизма, желание принимать участие в общем деле. | Прогулка |
23 | «Зимние забавы» | Продолжить формировать представлен6ия детей о здоровом образе жизни. | Развлечение на улице |
24 | «Путешествие в Африку» | Продолжать знакомить детей с культурой разных стран, расширить представления о животном мире Африки; развивать детское творчество, интерес к играм других стран; воспитывать дружелюбное отношение ко всем людям. | Занятие-путешествие |
25 | «Мы - славяне» (с участием родителей) | Формировать представление о себе, как части многонационального общества, носителе его культуры; способствовать освоению детьми системы отношений между людьми с помощью народных игр и моделируемых ситуаций; воспитывать любовь к своей стране, гордость за нее. | Открытое мероприятие с участием родителей |
26 | Изготовление плаката по правам «Имею право на...» | Систематизировать имеющийся практический опыт работы по данной теме; Закрепить знания детей о правах и обязанностях. Учить работать в парах. Воспитывать взаимоуважение. | КТД |
27 | «Оформление «Уголка мира»» | Организация предметно-развивающей среды. Умение детей находить нужный материал, работать сообща. | КТД |
28 | «Толерантность — дорога к миру» | Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи воспитанников. | Беседа с игровыми тренингами |
29 | «Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки) | Научить составлять аппликацию нанайских орнаментов, основанных на образе жизни и практической деятельности нанайского народа; формировать толерантное сознание; воспитывать уважительное отношение представителям других национальностей. | Практическое занятие |
30 | «Дружат дети на планете» | Продолжать формировать понятие об уникальности каждого человека; развивать интерес к культуре и традициям других стран; воспитывать дружелюбное отношение к людям других национальностей. | Занятие - игра |
31 | День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле) | Продолжить знакомство с праздником Дня защиты детей; развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей. | Досуг |
32 | Диагностика: «Я и мир вокруг меня» | Диагностика представлений детей о людях других национальностей | Практическое занятие |
Основные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- Привлечения родителей к проведению занятий.
- Участия родителей в выставках семейного творчества.
- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
- Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в д/с.
- Создания мини-музеев: семейных коллекций и сказки в групповой комнате.
- Проведения совместных прогулок и экскурсий.
- Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе. Детско-родительские проекты: «В мире сказок» (результат-создание сказочно-игрового пространства, включающего: книжный уголок со сказками народов мира, мини-музей народной сказки и набора игр по сказкам разных народов); «Куколки из бабушкиного сундука» (результат-создание коллекции народных кукол)
- Участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение дошкольников в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия. Хотелось бы, чтобы взросление воспитанников ложилось в здоровую почву и собственное нравственное «толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в детском саду были преданными друзьями. Потому что у нас разный интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.
Оценка результативности педагогической работы по программе
«Дом, в котором живет Уважение»
Для того чтобы, во-первых, определить уровень сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, во-вторых, выявить степень эффективности собственной профессиональной деятельности, педагог проводит диагностику - изучение, исследование детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой проблемы. Диагностика позволяет корректировать процесс воспитания, индивидуализировать работу с детьми, формировать у воспитанников качества, которые пригодятся ему для благополучной адаптации в будущей жизни, помогает решить проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении, совершенствовать способы работы с детьми.
Для оценки результативности работы по данной программе, применяется входной и итоговый контроль. Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений у дошкольников, формы оценки: диагностическое анкетирование, устный опрос, собеседование с детьми. Итоговый контроль имеет различные формы итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставки, оформление альбомов и стендов и т. д.
Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
Следует учесть, что проведение диагностик тесно вплетено в процесс формирования у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений и поэтому само по себе уже является воспитательным актом. Это значит, что при помощи диагностик мы не только выявляем, фиксируем и оцениваем воспитательные результаты, но и формируем у детей социально-ценностные отношения к самим себе, к другим людям, к своим правам. Следовательно, проведение диагностик требует от воспитателя определенного уровня педагогического мастерства.
При использовании диагностических методик важно учитывать следующие условия:
- важно грамотно подходить к подбору наиболее эффективных диагностических методик, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
- утверждения анкеты должны дублировать друг друга, что позволит сделать результаты анкетирования более объективными;
- у детей должна быть свобода выбора мнения, взгляда, поступка и т. д.; никакого давления никаких подсказок «правильного» ответа (решения);
- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения дошкольников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого необходимо предоставить детям возможность анонимного заполнения анкеты взрослым. Кроме того, важно так формулировать тезисы опросника, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах ребенка заведомо общественно одобряемым;
- цель изучения должна быть скрыта от детей; должно быть исключено взаимное влияние друг на друга, в противном случае результаты диагностики не могут считаться объективными;
- дети должны быть уверены в том, что результаты изучения не будут использованы против них, им во вред;
- для наглядности результатов диагностика должна быть регулярной, только в этом случае можно увидеть тенденцию динамики развития изучаемых качеств;
- все результаты изучения дошкольников должны фиксироваться и сравниваться, чтобы по ним можно было строить дальнейшую работу с детьми.
Литература:
- Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал.- 2001.-№24 - С. 61-63.
- Асмолов А.Г. Слово о толерантности //Век толерантности .- 2001.- №1 - С. 32-39.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России.- М., 1998.-135 с.
- Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача //Мы - сограждане (СМИ и общество) / Под общ. ред. Л.И.
- Артеменок Е.Н, Борисевич А.Р. Методика изучения воспитанности школьника – М. Красико-Принт, 2008
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998
- Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1974.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский.- М., 1984.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
- Иванова М. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные». // Классный руководитель. – 2006.- 4.- С. 92-96.
- Коломский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе/ Я.Л. Коломский.- Минск, 1969- 240с.
- Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008
- Семиной .-М.: Изд-во «Бонфи», 2002. Т. 2- С. 270- 278.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч. Т.З. М.,
- Сухомлинский В.А. Павлышевская ср. школа // Избр. пед. соч. Т.2.М.,1981.
- Титовой Е.В. «Если знать, как действовать».
- Толстой Л.Н. Соединить в себе любовь к делу и к ученикам // Учитель: Статьи. Док-ты.-М.,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьёй в воспитании у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города
Так как одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий характер взаимодействия родителей, педагогов и детей, то я считаю необходимым повышать компетентность родителей в вопросах ...
Воспитание у дошкольников основ толерантности в детском саду
Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем селе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседству...
Семинар для педагогов "Проектный метод в воспитании у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге"
Цель семинара систематизация знаний педагогов о правилах дорожного движения, создание условий для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма мреди воспитанников ДОО....
Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»
Задача педагогов, родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантн...
Отчет по формированию навыков толерантных взаимоотношений у дошкольников через адаптированную дополнительную программу Дом, в котором живет Уважение!
Умение принимать и любить себя, в то же время уважать действия и точку зрения другого, умение увидеть в себе и другом уникальную и самоценную личность – основа, на которой формируется благополуч...
Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»
Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.Задача детского сада состоит в том, чтобы из ег...
Адаптированная дополнительная программа "Юный патриот"
Адаптированная дополнительная обшеобразовательная программа "Юный патриот" для детей старшего дошкольного возраста...