Развивающая предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию
консультация
Развивающая предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_po_muzykalnomu_vospitaniyu.docx | 66.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предметно-пространственная развивающая среда
Важнейшим условием реализации программы по музыкальному воспитанию дошкольников является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Созданная в нашем учреждении развивающая предметно – пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает:
∙ максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;
∙ активность жизнедеятельности воспитанников, становление их субъектной позиции;
∙ развитие творческих проявлений детей всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами;
∙ охрану и укрепление здоровья детей с учетом их особенностей и коррекцию недостатков в развитии;
∙ реализацию образовательной программы;
∙ учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации построена на следующих принципах:
∙ содержательности и насыщенности;
∙ трансформируемости;
∙ полифункциональности;
∙ вариативности;
- доступности;
∙ безопасности;
∙ здоровьесбережения;
∙ эстетической привлекательности.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Созданная эстетическая среда, вызывает чувство радости, эмоционально-положительное отношение к двигательной деятельности, желание заниматься в музыкальном зале, побуждает к активности, способствует развитию ребенка.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития физических качеств, психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области "Художественно – эстетическое развитие".
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиН и правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала условно разделено на зоны:
Рабочая зона Рабочую зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. В этой зоне соблюден важнейший принцип «глаза в глаза» (когда дети располагаются справа от музыкального руководителя). Оборудование рабочей зоны состоит из интерактивной панели и ноутбука (причем смонтированы технические средства обучения вне доступа детей), музыкального центра, фортепиано, расположенного таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, для демонстрации наглядного материала, столиков, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.
Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей.
Спокойная зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта для наглядного материала, стеллажа.
Приобщать детей к быту, традициям и праздничной культуре русского народа, воспитывать желание принимать участие в обрядовых играх, танцах, песнях, хороводах и праздниках, тем самым изучать историю своего народа – важная задача в воспитании чувства любови к Родине.
Для выполнения всех поставленных задач по приобщению детей к русской народной культуре в детском саду созданы определенные условия.
В музыкальном зале есть всё необходимое для знакомства с фольклором и для его изучения:
- народные костюмы для взрослых (сарафаны простые и праздничные, стилизованные платья, головные уборы), костюмы сказочных персонажей (лиса, волк, медведь, заяц, петух, курица и др.);
- костюмы для календарных праздников таких как: Ярмарка, Рождество, Святки - колядки, Масленица, Пасха;
- народные костюмы для детей (сарафаны яркие праздничные концертные и ситцевые повседневные в простом стиле, рубахи и косоворотки, венки, кокошники, ленты, косынки, платки, кепки);
- детские костюмы в стиле печворк, костюмы Гжель и Хохлома;
- костюмы для инсценирования русских народных сказок;
- детские музыкальные русские народные инструменты.
Для знакомства детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке, а так же обучению игре на русских народных музыкальных инструментах я использую наборы русских народных инструментов, комплекты колокольчиков различных систем, наборы деревянных ложек.
Принцип интегративности построения пространственно-развивающей среды музыкального зала позволяет объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка.
Этому способствует разнообразное тематическое оформление музыкального зала, выполненное художественно и эстетично.
Восприятие и передача образа позволяет ребенку раскрыться, импровизировать, позволяет эффективно реализовывать поставленные задачи, вызвать неподдельный интерес и эмоциональный отклик, усилить восприятие детьми музыкального фольклора, что несомненно благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.
Так же, на музыкальных занятиях применяется система творческих заданий, тем самым даю возможность каждому ребенку раскрыть художественный образ песни по-своему, проявить собственное творческое воображение и фантазию.
В песенном творчестве дети проявляют себя в театрализации, инсценировании песни, сопровождая мелодию детскими музыкальными инструмента ми, музыкально-ритмическими движениями.
Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни помогает созданная коллекция атрибутов, костюмов, предметов русских народных промыслов.
Продуманы и созданы декорации к вышеперечисленным сказкам, выполненные в русском народном стиле (деревья, кусты, колодец, дома, избушки), атрибуты народного быта (рукомойник, самовар, коромысло, топор, ухват, чугунок, сито, горшки, табуреты, лавки, половики, полотенца, подушки, салфетки), муляжи пироги-блины, оладушки, ватрушки, курица, бублики, шишки, грибы, ягоды, овощи, фрукты.
Для решения задачи по формированию ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного Камчатского края, пространственная среда пополняется новыми экспонатами, костюмами и атрибутами, позволяя детям в танцах, песнях и сказках воплощать образы национальной культуры региона.
Для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников педагог использует различные средства обучения:
- материальные средства обучения;
- технические средства обучения;
- художественные средства.
Материальные средства обучения (физические объекты, которые используют для детализированного обучения):
- картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, предметные картинки);
- музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон);
- детские музыкальные инструменты (колокольчики, маракасы, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, свистульки, дудки, трещотки, ложки, треугольник);
- музыкальные игрушки (игрушки, имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты): детские балалайки, погремушки, шарманка, музыкальные молоточки, бубенцы, самодельные шумовые инструменты;
- театрализованные игрушки;
- развивающие пособия: дидактические пособия и игры.
Технические средства обучения:
- интерактивное оборудование;
- мультимедийный проектор;
- переносная звуковая аудиосистема;
- магнитофон;
- ноутбук;
- музыкальный центр;
- телевизор.
Художественные средства:
- произведения искусства и иные достижения культуры;
- детская литература (в том числе справочная, познавательная);
- произведения национальной культуры (народные песни, танцы)
Для приобщения детей к истокам русской народной культуры имеется программное методическое обеспечение, которое постоянно пополняется новыми изданиями.
Для организации полноценной содержательной практической деятельности детей, подобрана и оформлена картотека различных народных игр, попевок, потешек, считалок, дразнилок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...