Познавательный проект по духовно-нравственному воспитанию "Народное творчество" для детей средней группы
проект (средняя группа)
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный проект по духовно-нравственному воспитанию "Народное творчество" | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект
по духовно-нравственному воспитанию
"Народное творчество"
для детей средней группы
(4-5 лет)
2021-2022 уч.г.
Актуальность проекта
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа.
«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость» А. С. Макаренко.
Цель проекта: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта:
- Приобщать детей к устному народному и декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
- Создать условия для активации творческого мышления детей.
- Уметь использовать нетрадиционные техники рисования и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
- Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
- Расширять сотрудничество с родителями.
- Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми
Образовательные задачи:
Развитие речи.
- обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих предметы,
явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок,
загадок, небылиц и т.д.);
- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким
картинкам;
- умение составлять описательные рассказы;
- умение пересказывать сюжет услышанного произведения;
- усовершенствование просодической стороны речи (выразительности): темпа, высоты, тембра, силы голоса.
Познавательное развитие.
- представление об истории России;
- представление о декоративно-прикладном искусстве;
- расширения кругозора детей.
- понимание детьми того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.
Ознакомление с художественной литературой.
- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок,
загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
- умение характеризовать героев сказок и былин, сопереживать им;
- умение находить различия между сказкой, рассказом, стихотворением.
- потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Изобразительная деятельность.
- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской,
хохломской росписей (знать и изображать элементы,
использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).
-развитие эстетического отношения и интереса детей к красивым предметам быта, изделиям декоративного искусства.
- развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.
-удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Народные игры
- знание и умение играть в русские народные игры.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Вид проекта:
– по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Сроки реализации: долгосрочный (9 месяцев)
Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечь родителей к участию в проекте через оформление выставки совместной взросло-детской деятельности «Народное творчество» (макеты, поделки, рисунки и пр.)
Основные формы организации проекта:
- Беседы с детьми с детьми
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстрации
- Творческая мастерская (продуктивная деятельность)
- Подвижные игры
- Индивидуальная работа.
- Экскурсии.
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей
- Информация на стенде
- Папка-передвижка
- Памятка
- Совместная работа с детьми
- Участие в выставке совместного творчества
Методы и приемы:
1.Наглядный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;
- экскурсия.
2. Словесный метод:
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, дидактические, игры-драматизации, народные игры);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по иллюстрациям, моделирование сказок.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, аппликация.
- проведение экскурсий
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
- Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
- Сказкотерапия.
Продукт проекта: выставка совместной взросло-детской деятельности «Народное творчество» (макеты, поделки, рисунки и пр.)
Ожидаемый результат:
для детей:
- Проявление устойчивого интереса к народному творчеству.
- Знания о народных промыслах.
- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
- Пополнение словарного запаса.
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к национальной культуре в этическом и эстетическом направлении.
- для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области этического и эстетического воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (разработка проекта),
Деятельность педагогов:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта),
– Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
- Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы.
III этап – заключительный (обобщающий),
- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
- Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
- оформление выставки совместной взросло-детской деятельности (макеты, поделки, рисунки и пр.)
- Презентация на педсовете ДОУ
Приложение
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), работа с детьми и родителями воспитанников
Тема | Задачи | Содержание деятельности | |
Сентябрь | |||
«Фольклор» Декоративно-прикладное искусство. | Познакомить детей с фольклором (дразнилки, скороговорки, потешки, чистоговорки). Способствовать восприятию художественного образа. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям. | Разучивание дразнилок, потешек, скороговорок, чистоговорок. Беседа «Кто народ веселил?» Музыкальные игры: «Веселые матрешки», «Веселый бубен». Слушание народных песен. Дидактические игры «На чем играю» «Подбери петрушке шарик». Игры-драматизации Настольный театр. Русские народные подвижные игры: «Совушка», «Карусель». Ознакомление детей с народно –прикладным искусством «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». | |
Октябрь | |||
«В гости к бабушке Матрене» | Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Совершенствовать знания правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре. | Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям». Сюжетно – ролевая ситуация «День рождение куклы Кати». Музыкальная игра: «Танец с платочками», «День рождения». Дидактическая игра «Что лишнее?». Игра со счетными палочками: «Печь», «Колодец». Рисование: «Украсим платочек». Лепка «Миска» Русские народные подвижные игры: «У медведя во бору» | |
Ноябрь | |||
«Сядем рядком да поговорим ладком». Беседа с использованием презентации "Традиции и быт русского народа". | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Объяснение смысла пословиц. расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях людей; воспитывать интерес, уважение к этим традициям; развивать познавательный интерес у детей; продолжать знакомить детей с богатством народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки; воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за свой народ. | Чтение пословиц, поговорок, прибауток, заучивание некоторых. Слушание русских народных песен. Сказкотерапия. Загадывание загадок о предметах обихода. Музыкальные игры: «Чья музыка?», «Узнай по голосу». Русские народные подвижные игры: «Жмурки».
| |
Декабрь | |||
«Зимние святки» | Способствовать накоплению знаний о лучших традициях национальной культуры, побуждать к импровизации с использованием различных выразительных средств. | Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Разучивание загадок о зиме, примет, колядок: «Коляда, коляда, поехала по дрова», «Коляда, коляда. Я у батюшки одна.» Оригами: «Подарок другу». Рисование: «Новогодняя елка». Дидактическая игра: «Шкатулка загадок», «Угадай, что получится». Музыкальная игра: «Зимний хоровод», «Два Мороза», «Снежная карусель». | |
Январь | |||
«Колыбельная песня» Национальный костюм | Знакомство с новыми колыбельными песнями, исполнение детьми уже знакомых песен. | Чтение колыбельных песен с рассматриванием иллюстраций. Игровая деятельность в уголке ряженья. Слушание и исполнение колыбельных песен. Видео-презентация «Так мы раньше одевались»: исследование характерных особенностей русских национальных костюмов. Выставка рисунков «Головные уборы русского народа» Дидактическая игра «Оденем русский национальный костюм». | |
Февраль | |||
«Жихарка» Посещение историко-краеведческого музея. | Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Узнавание знакомых сказок по определенным фразам из них. Совместная творческая деятельность педагога и детей с привлечением родителей для оформления выставки поделок и макетов . | Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое ложки» Рассматривание деревянных ложек. Игра на ложках. Инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки «Жихарка», «Теремок». Рисование «Ложечка резная, ручка расписная». Лепка «Чудо ложка». Беседа с детьми "Традиции и быт родного края». Задачи: обобщать знания детей по теме проекта. | |
Март | |||
Масленица | Познакомить детей со старинным русским праздником Масленица. Углубить интерес к культуре своего народа. На музыкальных развлечениях познакомить с малыми формами фольклора, хороводными играми, народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора, привлекать к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений | Рассказ воспитателя «Масленица дорогая - наша гостюшка годовая». Беседа «Зима весну пугает, а сама тает» Рассматривание иллюстраций: «Весна», «Русские праздники». Разучивание закличек, загадок о весне. Участие в празднике детского сада «Русская масленица». Чтение художественной литературы: Ф.Тютчев «Зима», русские народные песенки «Солнышко ведрышко» Разучивание хороводов «Дружочек», «Солнышко- колоколнышко» Аппликация «Первые весенние цветы», «Подарок маме». | |
Апрель | |||
«Встреча весны» | Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Побуждать к обогащению словаря с помощью русских народных песенок. | Беседа «Пришла весна красна». Наблюдение за погодой, за приметами весны. Рассматривание картин: И.Левитан «Весна», Л.Бродская «Март». Рассматривание альбома «Весна». Чтение для запоминания русских народных песенок «Иди, Весна, иди, красна». Заучивание закличек «Весна красна». Знакомство с народными приметами. Разучивание загадок о весне, пословиц и поговорок. Подвижная игра " Ручей". | |
Май | |||
«Веселые посиделки» | Способствовать развитию способности воспринимать художественный образ .Побуждать употреблять глаголы в разных временах; знакомить с народной музыкой. | Беседа: «Что такое посиделки?» Наблюдения за погодой, за приметами. Рассматривание альбома: «Русские праздники». Чтение и заучивание частушек. Игровая деятельность: Д/и «Чудесный мешочек» Проведение русских народных игр: «Ай ду, ду», «Солнышко – ведрышко». Музыкальная деятельность: Слушание русских народных песен. Дидактические игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?» |
Творческие мастерские в течение реализации проекта
Знакомство с материалами | Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразитель-ного искусства. | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. |
Путешествие в страну дымка. | Дымковская игрушка самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне город Киров. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. |
Знакомство с филимоновской игрушкой. | При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. | Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чѐрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелѐный, жѐлтый цвета — игрушки получаются яркими и весѐлыми. |
Рисуем узоры по мотивам дымки. | Продолжаем знакомить детей с народным промыслом. Учить правильно работать кистью. Аккуратно накладывать краску на кисть. | Дети внимательно рассматривают наглядное пособие. Воспитатель показывает и говорит, как правильно надо рисовать, и дети повторяют за воспитателем и начинают работать. Узоры получаются разного цвета. Дети внимательно рассматривают какими оттенками они работают. |
Знакомство с росписью филимоновской игрушки. | Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными. | Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У узора: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». |
Рисуем филимоновские узоры на игрушки. | Научить правильно рисовать узоры на изделии или на шаблоне. Какие оттенки присутствуют. | «Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания. |
История Загорской матрешки. | Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрѐшек является город Загорской (по названию города матрѐшка называется ). | Знаменитая русская матрѐшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот, сравнительно небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. . |
Познакомить детей с керамической посудой. | Показать детям керамическую посуду. Учить внимательно рассматривать. Рассматривать какие узоры изображены на изделии. | Сделать небольшую выставку керамических изделий. Рассказать, как правильно делают керамическую посуду. Как добывают глину. На каких станках работают чтобы получился красивый предмет. Внимательно рассматривать роспись изделия. |
III этап – заключительный (обобщающий) |
|
Работа с родителями
Консультация для родителей «Роль детской сказки в нравственном этическом и эстетическом развитии дошкольников» |
Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта», «Нравственное воспитание ребенка – основа формирования будущей личности» |
Рекомендации по "Декоративно-прикладное искусство детям" |
Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!» |
Совместная работа с детьми: Разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок. Посещение «Историко-краеведческого музея» Выставка: "Народное творчество" Привлечение к обогащению РППС группы наглядным и дидактическим материалом по теме проекта. |
Наглядно-дидактические пособия:
- Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г
Литература
- Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
- Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
- Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
- Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград: Учитель, 2013. -231с.
- Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2010. -160 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. / - М.: «Педагогика», 1988;
- Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М.: ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
- Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева 2012
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д., - СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- 18. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект семейных традиций в воспитании культуры поведения в средней группе «Радуга хорошего поведения»
Цель проекта: Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила. Пополнение предметно-пространств...
Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «День Победы!» в средней группе
Технологическая карта проекта...
Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «День Победы!» в средней группе
Цель проекта:Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Воспитание гражданско-патриотических чувств, гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, у...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Познавательно- творческий проект на тему «Дружба - это радость» для детей средней группы
Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками....
Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...