Тема самообразования
методическая разработка (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Должны быть обязательно,
Кроме родителей,
Четыре коня, как четыре матери:
Родная земля,
Родной язык,
Родная культура,
Родная история…
М. Шаханов
Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании мира людей и природы, они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни.
Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному краю имеет его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая Родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи,
содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию
личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Сейчас в период нестабильности в обществе, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, великодушии, справедливости, гражданственности, и в связи с растущей бездуховностью молодежи особое значение и актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств, прежде всего чувства любви и уважения к родителям, семье, родному краю и его истории, Родине. Одним из средств разрешения этой проблемы является приобщение дошкольников к этнокультурным ценностям калмыцкого народа, а именно формирования у детей осознанного отношения к себе, как к части семьи, рода, нации, за счет изучения родословной.
Введение этнокультурного направления в воспитательно – образовательный процесс для детей дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- побуждать в детях любовь к родной земле, формировать черты национального характера;
- знакомить с историей, культурой и природой родного города, края;
- расширять объем словаря с опорой на активное познание детьми их окружения; - - формировать и совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь и речевое общение.
Выполнение этих задач обеспечивается благодаря комплексно – тематическому подходу и интеграции следующих образовательных областей:
- Социально – коммуникативное
- Познавательное
- Речевое
- Художественно – эстетическое
- Физическое
Региональный компонент вводится в работу с дошкольниками у счетом принципа от малого к большому, от более близкого ребенку (личностно значимого), к менее близкому (культурно – историческим фактам). Успешность развития зависит от активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.
Этнокультурное воспитание проходит красной нитью во всех видах деятельности.
Воспитательный потенциал народных игр велик: он позволяет расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность («Махла», «Бʏс»),
Дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности («Занимательные кубики»),
В организованной деятельности дети знакомятся с предметами быта, национальной одеждой, с особенностями традиционно жизненного уклада; с интересом знакомятся с животным и растительным миром Калмыкии
Так как я работаю в группе ФФН, то вся индивидуальная работа строится с учетом речевых навыков и особенностей, помогая закрепить полученные знания.
Формированию любви к родному краю способствуют экскурсии в музей им. Пальмова, рассказы о прошлом дедушек и бабушек наших воспитанников. Каждый народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного искусством, литературой, историей. 13. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
Калмыцкие праздники («Цаhан Сар», «Урюс Сар», «Зул» помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам.
Одна из опор в познании родной культуры и языка – это семья. Только в сотрудничестве с семьей ребенок может проникнуться традициями и обычаями своего рода, понять их искренность и глубину.
Встречи с родителями способствуют установлению связей между поколениями, укрепляют взаимоотношения детского сада и семьи (родительские собрания, дни открытых дверей, выпуски газет, стенгазет)
Хорошо продуманная предметно-развивающая среда с национальным колоритом помогает проявляться этнокультурным творческим способностям.
15. Ожидаемый результат:
1. Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей Родины и готовности к её защите;
2. Пробуждение у детей интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, традициям и обычаям калмыцкого народа.
3. Расширение активного словаря; формирование и совершенствование грамматически правильной речи.
4. Воспитание гармонически развитого, эмоционально благополучного и счастливого ребенка.
«Золотая формула» этнопедагогики:
без исторической памяти нет традиций,
без традиций нет культуры,
без культуры нет воспитания,
без воспитания нет духовности,
без духовности нет личности,
без личности нет народа.
Г.Н. Волков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...