Развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ
проект (средняя группа)
Проект направлен на формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_11_gruppa_po_motorike.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 157 «Тополек»»
город Барнаул
Проект в подготовительной группе № 11 №Теремок»
по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста
через мелкую моторику и методы ТРИЗ»
Выполнила: Ивченко С.С.
2019 - 2020 г.
Пояснительная записка
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление не литературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
•Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Понимание значимости и сущности, своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навыки письма.
Цель проекта
Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ.
Задачи
- формировать графические навыки (подготовить руку ребенка к овладению письмом, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук,
развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность).
- совершенствовать движения рук, развивая - психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей, умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.)
- активизировать творческие и мыслительные процессы детей; находить свое решение проблемы;
- учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве;
- способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных загадок, сказок;
- закреплять и развивать словарный запас у детей;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- воспитывать у детей интерес к процессу познания;
- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Гипотеза
- предполагается, что использование разнообразных приемов через мелкую моторику и методы ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна проекта
- состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту через мелкую моторику и методы ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.
Ожидаемый результат
- педагоги овладевают новыми методами и приемами работы по развитию речи дошкольников; развитию речи дошкольников;
- создаются условия для реализации проекта (пополняется ПРС группы, разрабатываются картотеки, пополняется методическая база и т.д;
- активизируется познавательная деятельность детей;
- расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию, любознательность, активность, самостоятельность, коммуникабельность;
- детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
- у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
- речь детей становится более образной, выразительной;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
- Теоретическое обоснование проекта
Ставятся цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных), логике отдельного предмета (грамоте) в рамках подготовки к школе, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.
ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Метод «мозговой штурм» (МШ)
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема, подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия и другие
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии веду поэтапно:
1. Подводим детей к проблеме многофункционального использования объекта.
Например: Как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
2. Выявление и разрешение противоречий. Далее с детьми выявляем противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.
3. Сочинение загадок.
4. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
5. На последнем этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
2. Проектная часть
Реализовывать проект планируется в три этапа:
1 этап. Организационный
2 этап. Практический
3 этап. Заключительный
Вид проекта
- долгосрочный (ноябрь – апрель), исследовательский, познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 6 - 7 лет, родители.
1 этап. Организационный (НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ)
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку. Изучение специальной педагогической литературы, содержание ТРИЗ-технологии, выбор подходов, методов работы к реализации проекта.
Проведение педагогической диагностики.
Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у детей.
Создание развивающей среды.
2 этап. Практический (ОКТЯБРЬ-АПРЕЛЬ)
Работа с детьми:
“Пальчиковый игротренинг”.
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминугки, пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковый алфавит.
- Пальчиковый театр.
- Театр теней.
Использование элементов ТРИЗ( теория решения изобретательских задач) в развитии мелкой моторики.
- Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой, спичкой, и т.д.
- Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
- Лепка из соленого теста.
- Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек, листьев, ваты и др.).
- Конструирование из бумаги - оригами.
Ручной труд в развитии мелкой моторики.
- Шитье.
- Вышивание.
- Макраме.
- Плетение
- Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
Развитие графической моторики.
- Рисование по трафаретам.
- Рисование по фигурным линейкам.
- Штриховка.
- Раскрашивание.
- Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
- Работа в занимательных прописях для дошкольников.
Деятельность по развитию мелкой моторики проводится регулярно, используя разные формы работы:
- Выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий.
- В совместной деятельности воспитателя с детьми;
- В самостоятельной деятельности детей.
- игровые упражнения, игры-говоломки, сочинение загадок и сказок;
- игры с элементами ТРИЗ;
- НОД с ТРИЗ технологиями;
- обогащение среды, развивающие центры для самостоятельной деятельности;
- самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.
Работа с родителями:
- консультирование, беды о технологии ТРИЗ;
- распространение буклетов с информацией о технологии ТРИЗ;
- развлечения, игровые тренинги;
- сочинение сказок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
3 этап. Заключительный (НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ)
- промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ;
- отчетная реализация проекта (презентация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ»
Цель мастер – класса:Привлечение интереса педагогов к использованию ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста и побуждение к дальнейшему их применению в практической пед...
Презентация к мастер-классу "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ"
Презентация к мастер-классу Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
Составление сказок детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода ТРИЗ "Морфологический анализ"
В статье представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по составлению сказок с использованием метода ТРИЗ...
ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач. Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, спос...