Составление сказок детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода ТРИЗ "Морфологический анализ"
статья (подготовительная группа)

В статье представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по составлению сказок с использованием метода ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_analiz_iz_opyta_raboty.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Составление сказки детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода ТРИЗ «Морфологический анализ»

(из опыта работы)

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки - трансформеры, занятия-путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.

Одним из элементов ТРИЗ-технологии является метод морфологического анализа. Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

         Метод создан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. Получил известность с 1942 г. (США).

         Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

         Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. 

Последовательность действий при этом следующая:

1.     Точно сформулировать проблему.

2.     Определить важнейшие элементы объекта.

3.     Определить варианты исполнения элементов.

4.     Занести их в таблицу.

5.     Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6.     Выбрать оптимальный вариант.

Рассмотрим на конкретном варианте:

              Разберем на конкретном примере из практики работы. В рамках тематической недели “Вот мой дом, я здесь живу, вам про это расскажу” с детьми группы конструировали дом, но не обычный, а сказочный.  Для реализации данного метода берется небольшая подгруппа детей из 5-6 человек.

Для начала детям предлагается ватман, разлинованный в клетку. С детьми обсуждаем, что по горизонтали придумываем и обозначаем/пишем варианты частей сказочного дома.

По вертикале берем различные вариации деталей дома. Воспитанники предложили записать их в виде геометрических фигур.

Далее для определения конечного варианта, дети по очереди бросали кубик, а воспитатель отмечала на таблице выпавший вариант, это помогает воспитанникам при выполнении продуктивной деятельности.

Варианты выбора могут быть различные, например: по считалочке, по очереди, вытягивать вариант из “волшебного мешочка” и другие.

Следующим этапом воспитанники воспроизводят на бумаге получившиеся дома (результаты детей см. изображение 2). Допустим любой другой вариант продуктивной деятельности: аппликация, конструирование, лепка и другие виды.

Все дети очень любят фантазировать и сочинять сказки. В развитии их фантазии может помочь морфологическая таблица. На первых этапах, когда в группе начинается апробация данного метода, воспитатель сам предлагает опорные моменты детям, подсказывает, наводит на мысль. Наиболее эффективно сочиняется сказка, если в подгруппе не более 5-6 человек.

Аналогично предыдущему примеру расчерчивается морфологическая таблица (см. изображение 3).По горизонтали располагаются варианты, которые выпадают на кубике, по вертикале возможные варианты сюжета будущей сказки.

Следующий этап- заполнение таблицы (см. изображение 4). Воспитанники придумывают, воспитатель записывает в таблицу варианты главного героя, друзей главного героя, врагов главного героя, придумывают задания для главного героя, препятствия, которые ему могут встретиться на пути, неожиданные встречи, которые могут ожидать его, далее варианты финала-развязки всей сказки и завершающий этап-название сказки.

Далее начинается самый интересный этап-сочинению сказки. Дети по очереди бросают кубик, воспитатель отмечает в таблице выпавший вариант (см. изображение 5). Затем воспитатель (или дети, умеющие читать) зачитывает варианты, которые выпали, и приступают к сочинению самой сказки (воспитатель записывает под таблицей, или на листок). После воспитатель ещё раз полностью зачитывает сказку, которая получилась у ребят!

По результатам данного метода можно сделать с воспитанниками книжки-малышки (или одну общую книжку на подгруппу).

Таким образом, ТРИЗ - метод «Морфологический анализ» способствует у дошкольников умению давать большее количество вариантов в рамках заданной темы, комбинировать информацию, делать самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, оценивать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО «В избушке Зимушки-зимы» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием метода обучения в сотрудничестве)

Цель :Создать декоративный образ морозного узора. Задачи:         Развивающая- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ми...

Конспект занимательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «План – дело – анализ» Тема: «Мы - коллекционеры»

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и при организации их жизни, мы используем технологию «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ». Данная технология обеспечивает детям позицию полноправных ...

Конспект развивающей образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ «Страна слов»

(Образовательная область «Познавательное развитие»)Программное содержание: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширя...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...