Роль социально-значимых акций в педагогическом процессе
статья (младшая группа)
Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Важнейшее значение акции - происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sotsialno-znachimykh_aktsiy_v_pedagogicheskom_protsesse.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль социально-значимых акций в педагогическом процессе.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня, состоит в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости. В числе разнообразных задач развития дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни ребенка. Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. В этой связи, необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребёнка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живёт и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку социальных инициатив участников образовательных отношений. Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина. Понимание образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст, оказывает влияние на содержание и формы организации образовательного процесса. Обеспечить поддержку социальной инициативы участников образовательных отношений позволяют такие формы работы как акции. Данная форма способствует укреплению индивидуальной автономии и самостоятельности ребёнка с одной стороны, а с другой – акцентирует его внимание на участии в организации своего социального и культурного окружения, принятия на себя доли ответственности, соответствующей уровню своего развития.
АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.
Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями. Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Таким образом, организация социально значимых акций позволяет преодолеть парадигму передачи знаний и опыта ребенку, обеспечивая полноправное участие ребенка в образовательном процессе, его субъектную позицию. Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, Д. Бруннер). Особенности организации акций в ДОО Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Алгоритм проведения акций:
- цель (каждая акция имеет свою цель);
- задачи (выполняются общие и конкретные);
- объект (на что направлено – птицы, деревья…);
- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Этапы:
1 подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);
2 организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3 аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д. Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально значимой акции по пропаганде идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»
Программа социально значимой акции по пропаганде идей здорового образа жизни «Разговор о правильном питании»...
Социально-значимая акция: «Дети против ДТП»
Участники проекта: дети младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Воспитатели и родители дошкольников. Цель:снижение случаев ДТП по средствам проведения социально-значимой ...
Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе.
Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе....
Социально-значимая акция по ПДД совместное мероприятие с сотрудником ГИБДД «Безопасная дорога».
Закрепление правил движения на велосипеде...
Экологическая социально-значимая акция по защите природы «Посвящение в волонтеры»»
КОНКУРС НА СОЗДАНИЕН СТЕНДОВ (УГОЛКОВ) «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» в образовательных организациях Мурманской области Экологиче...
Социально-значимые акции как механизм активного включения родителей в образовательный процесс
В числе задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценн...