Социально-значимые акции как механизм активного включения родителей в образовательный процесс
методическая разработка
В числе задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
4. Социально-значимые акции как механизм активного включения родителей в образовательный процесс
Слайд 1 Титульник
Слайд 2 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости.
Слайд 3 В числе задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Слайд 4 Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни ребенка.
Слайд 5 Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Слайд 6 В этой связи, необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
«Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, изложенной в его книге «История развития высших психических функций» (1930-1931), на развитие психики оказывает влияние культурный контекст, результат исторического развития общества.
Слайд 7 Социальное взаимодействие между детьми и взрослыми необходимо для формирования способов мышления и поведения, соответствующих культуре, в которой растет ребенок. Л.С. Выготский утверждал, что индивидуальные психологические процессы обусловлены коллективными социальными процессами, процессами активного преобразования воспринимаемого внешнего мира.
Его теорию также называют социокультурной. Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Слайд 8 Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку социальных инициатив участников образовательных отношений.
Слайд 9 Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина.
Понимание образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст, оказывает влияние на содержание и формы организации образовательного процесса.
Слайд 10 Обеспечить поддержку социальной инициативы участников образовательных отношений позволяют такие формы работы как акции.
Данная форма способствует укреплению индивидуальной автономии и самостоятельности ребенка с одной стороны, а с другой – акцентирует его внимание на участии в организации своего социального и культурного окружения, принятия на себя доли ответственности, соответствующей уровню своего развития.
АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.
Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.
Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Таким образом, организация социально значимых акций позволяет преодолеть парадигму передачи знаний и опыта ребенку, обеспечивая полноправное участие ребенка в образовательном процессе, его субъектную позицию.
Слайд 11 Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса.
Слайд 12 Особенности организации акций в ДОО
- Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
«Добрая зима для птиц»
- В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
3.Алгоритм проведения акций:
- цель (каждая акция имеет свою цель);
- задачи (выполняются общие и конкретные);
- объект (на что направлено – птицы, деревья…);
- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Слайд 13 4.Этапы:
1. Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);
2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитически-завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.
Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.
Слайд 14 5. Принципы проведения социальных акций:
- Системность, последовательность - обязательная черта акций.
- Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация).
- Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.
- Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.
- Безопасность. Нельзя, например, подключать детей к уборке битого стекла или шприцов.
- Содействия и сотрудничества.
В детском саду акции могут проходить в течение всего учебного года.
Слайд 15 Социальная акция «Добрые крышечки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Включение родителей в образовательный процесс
"Формы работы с родителями при ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"...
Включение родителей в образовательный процесс
Педагогический коллектив ДОУ должен стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с се...
Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"
Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...
Мастер-класс для родителей «Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша»
Цель: Заинтересовать родителей в стремлении содействовать сенсорному развитию ребенка, создавая необходимые условия и принимать участие в его исследовательской деятельности.Задачи:1.Повысить уровень к...
«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...
Доклад " Социальная акция" как механизм активного включения родителей в образовательный процесс.
quot;Социальна акция" как механизм активного включения. родителей в образовательный процесс...
Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...