"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"
статья (старшая группа)
Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогика ненасилия или принципы гуманистической педагогики.
Педагогика ненасилия — относительно новое и непривычное понятие. Однако это направление обретает все большую популярность, становясь приоритетным в современной теории и практике.
Личность не подчиняется жесткому управлению извне. Она обладает защитными механизмами противодействия любому насилию, включая педагогическое. Становление личности происходит в детстве и ребенок особо чувствителен и близок к природе. Природная потребность личности - в самоутверждении. Именно поэтому общение педагога, который придерживается авторитарных ориентаций, чревато межличностными осложнениями с детьми и их родителями.
Мне посчастливилось в период обучения в Самарском педагогическом университете общаться со светилой гуманистической педагогики – академиком Шалвой Александровичем Амонашвили, слушать его лекции и участвовать в мастер-классах, видеть и понимать как работают принципы гуманистической педагогики, какой качественный эффект имеют. Мудростью, уважением к ребенку, к нам, студентам, к своим коллегам пронизано все общение этого незабываемого человека.
Сущность принципа гуманистической педагогики заключается в следующих идеях:
- воспитание через любовь,
- доверие и терпимость к ребенку,
- опора на положительные нравственные качества,
- следования природе ребенка.
Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния и противоборства.. Однако воспитание предполагает неуклонное преодоление психологического насилия, которому все еще подвергаются дети в большей мере — трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей — благополучные, исполнительные, послушные.
Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего — это "вербальное избиение", результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии.
К проявлениям насилия над ребенком относятся:
- унижение и подавление,
- обзывание, использование как "козла отпущения",
- отвержение, бойкотирование,
- манипулирование, ложь, приписывание обмана,
-демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы,
- пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование.
Следствием эмоционального унижения являются:
- враждебность,
-подрыв самооценки,
- тревожность,
- бесчувственность,
- негативизм,
- комплекс неполноценности.
В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т.е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния педагога.
Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слышать, слушать А главное - говорить искренне и правдиво.
Предварительный просмотр:
Педагогика ненасилия или принципы гуманистической педагогики.
Педагогика ненасилия — относительно новое и непривычное понятие. Однако это направление обретает все большую популярность, становясь приоритетным в современной теории и практике.
Личность не подчиняется жесткому управлению извне. Она обладает защитными механизмами противодействия любому насилию, включая педагогическое. Становление личности происходит в детстве и ребенок особо чувствителен и близок к природе. Природная потребность личности - в самоутверждении. Именно поэтому общение педагога, который придерживается авторитарных ориентаций, чревато межличностными осложнениями с детьми и их родителями.
Мне посчастливилось в период обучения в Самарском педагогическом университете общаться со светилой гуманистической педагогики – академиком Шалвой Александровичем Амонашвили, слушать его лекции и участвовать в мастер-классах, видеть и понимать как работают принципы гуманистической педагогики, какой качественный эффект имеют. Мудростью, уважением к ребенку, к нам, студентам, к своим коллегам пронизано все общение этого незабываемого человека.
Сущность принципа гуманистической педагогики заключается в следующих идеях:
- воспитание через любовь,
- доверие и терпимость к ребенку,
- опора на положительные нравственные качества,
- следования природе ребенка.
Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния и противоборства.. Однако воспитание предполагает неуклонное преодоление психологического насилия, которому все еще подвергаются дети в большей мере — трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей — благополучные, исполнительные, послушные.
Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего — это "вербальное избиение", результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии.
К проявлениям насилия над ребенком относятся:
- унижение и подавление,
- обзывание, использование как "козла отпущения",
- отвержение, бойкотирование,
- манипулирование, ложь, приписывание обмана,
-демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы,
- пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование.
Следствием эмоционального унижения являются:
- враждебность,
-подрыв самооценки,
- тревожность,
- бесчувственность,
- негативизм,
- комплекс неполноценности.
В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т.е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния педагога.
Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слышать, слушать А главное - говорить искренне и правдиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика ненасилия
Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности....
педагогика ненасилия
Здесь вкратце дана история педагогики ненасилия ....
Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики
В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...
Эссе на тему: «Готова ли я к реализации идей гуманистической педагогики?»
Размышления на тему: «Готова ли я к реализации идей гуманистической педагогики?»...
Гуманистическая педагогика
О том, как можно еще...
"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"
Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании....