"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"
статья (старшая группа)

Болдова Марина

Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика ненасилия или принципы гуманистической педагогики.

Педагогика ненасилия — относительно новое и непривычное понятие. Однако это направление обретает все большую популярность, становясь приоритетным в современной теории и практике.

Личность не подчиняется жесткому управлению извне. Она обладает защитными механизмами противодействия любому насилию, включая педагогическое. Становление личности происходит в детстве и ребенок особо чувствителен и близок к природе. Природная  потребность личности -  в самоутверждении. Именно поэтому общение педагога, который придерживается авторитарных ориентаций, чревато межличностными осложнениями с детьми и их родителями.

Мне посчастливилось в период обучения в Самарском педагогическом университете общаться со светилой гуманистической педагогики – академиком Шалвой Александровичем Амонашвили, слушать его лекции и участвовать в  мастер-классах, видеть и понимать как работают принципы гуманистической педагогики, какой качественный эффект имеют. Мудростью, уважением к ребенку, к нам, студентам, к своим коллегам пронизано все общение этого незабываемого человека.

Сущность принципа гуманистической  педагогики заключается в следующих идеях:

- воспитание через любовь,

- доверие и терпимость к ребенку,

- опора на положительные нравственные качества,

- следования природе ребенка.

Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния и противоборства.. Однако воспитание предполагает неуклонное преодоление психологического насилия, которому все еще подвергаются дети в большей мере — трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей — благополучные, исполнительные, послушные.

Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего — это "вербальное избиение", результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии.

К проявлениям насилия над ребенком относятся:

- унижение и подавление,

- обзывание, использование как "козла отпущения",

- отвержение, бойкотирование,

- манипулирование, ложь, приписывание обмана,

-демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы,

- пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование.

 Следствием эмоционального унижения являются:

- враждебность,

-подрыв самооценки,

- тревожность,

- бесчувственность,

- негативизм,

- комплекс неполноценности.

В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т.е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния педагога.

Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слышать, слушать А главное - говорить искренне и правдиво.



Предварительный просмотр:

Педагогика ненасилия или принципы гуманистической педагогики.

Педагогика ненасилия — относительно новое и непривычное понятие. Однако это направление обретает все большую популярность, становясь приоритетным в современной теории и практике.

Личность не подчиняется жесткому управлению извне. Она обладает защитными механизмами противодействия любому насилию, включая педагогическое. Становление личности происходит в детстве и ребенок особо чувствителен и близок к природе. Природная  потребность личности -  в самоутверждении. Именно поэтому общение педагога, который придерживается авторитарных ориентаций, чревато межличностными осложнениями с детьми и их родителями.

Мне посчастливилось в период обучения в Самарском педагогическом университете общаться со светилой гуманистической педагогики – академиком Шалвой Александровичем Амонашвили, слушать его лекции и участвовать в  мастер-классах, видеть и понимать как работают принципы гуманистической педагогики, какой качественный эффект имеют. Мудростью, уважением к ребенку, к нам, студентам, к своим коллегам пронизано все общение этого незабываемого человека.

Сущность принципа гуманистической  педагогики заключается в следующих идеях:

- воспитание через любовь,

- доверие и терпимость к ребенку,

- опора на положительные нравственные качества,

- следования природе ребенка.

Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния и противоборства.. Однако воспитание предполагает неуклонное преодоление психологического насилия, которому все еще подвергаются дети в большей мере — трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей — благополучные, исполнительные, послушные.

Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего — это "вербальное избиение", результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии.

К проявлениям насилия над ребенком относятся:

- унижение и подавление,

- обзывание, использование как "козла отпущения",

- отвержение, бойкотирование,

- манипулирование, ложь, приписывание обмана,

-демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы,

- пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование.

 Следствием эмоционального унижения являются:

- враждебность,

-подрыв самооценки,

- тревожность,

- бесчувственность,

- негативизм,

- комплекс неполноценности.

В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т.е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния педагога.

Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слышать, слушать А главное - говорить искренне и правдиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика ненасилия

Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности....

педагогика ненасилия

Здесь вкратце дана история педагогики ненасилия ....

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...

Эссе на тему: «Готова ли я к реализации идей гуманистической педагогики?»

Размышления на тему: «Готова ли я к реализации идей гуманистической педагогики?»...

Гуманистическая педагогика

О том, как можно еще...

"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"

Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании....