Выступление на ГПС 09.02.2023г. Интеллектуальные игры и развлечения как один из способов формирования математической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
методическая разработка
«Деньги-это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в
дошкольном возрасте» А. С. Макаренко.
Финансовая грамотность –это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы ,педагоги, должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Один из способов формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста – интеллектуальные игры.
Интеллектуальная игра — это вид игры, который основывается на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gps_09.02_23g.docx | 48.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация
Интеллектуальная настольная игра
«Крути, считай, задания выполняй».
1 слайд «Деньги-это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в
дошкольном возрасте» А. С. Макаренко.
Финансовая грамотность –это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы ,педагоги, должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Именно поэтому я взяла тему для ИОМ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности ».
Один из способов формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста – интеллектуальные игры.
Интеллектуальная игра — это вид игры, который основывается на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.
Я адаптировала игру, которую мы разработали с коллегой, для темы «Финансовая грамотность».
Данная игра универсальная:
- Способствует всестороннему развитию;
- Можно использовать как при закреплении пройденной темы, так и при изучении нового материала или для проверки знаний;
- Игра поможет вам выявить индивидуальные особенности детей (закомплексованный, стеснительный, неуверенный, или же одарённый ребёнок).
2 слайд Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста знаний по
основам финансовой грамотности посредством игры «Крути, считай, задания выполняй».
Задачи:
- Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда человека.
- Упражнять в умении различать товар и услугу, потребности и желания.
- Развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.
- Формировать навыки командной работы, умение договариваться, выполнять задания в определённых условиях.
- Воспитывать положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера, уважение к людям труда.
Правила игры.
Нужно разделиться на 2 команды.
Первый игрок крутит спиннер. Если стрелка указала на сектор со знаком «+1», игрок передвигает шарик вперёд на 1 и попадает на прямоугольник с цифрой 2. Значит команды будут выполнять задание №2. А если стрелка укажет на сектор со знаком «-», а вычитать пока не из чего, команды выполняют дополнительное задание. Побеждает команда, которая быстрее дойдёт цифры 10.
3слайд Воспитатель говорит детям, что в группу пришло письмо от Мальвины. Показывает конверт, даёт рассмотреть детям, затем открывает конверт, достаёт письмо читает:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Мальвина. Я знаю, что вы уже много знаете, ведь вы самые старшие среди других детей в детском саду. Мне нужна ваша помощь, потому что сама я не успеваю, заболел Пьеро, нужно его лечить. Ребята, вы помните, как Буратино потерял 5 золотых монет? Так вот, чтобы научить Буратино правильно пользоваться деньгами, я разработала финансовую игру. Вам нужно будет вместе с Буратино поиграть вместо меня. Вам будет помогать лиса Алиса. Она попросила прощения за обман и тоже захотела помочь Буратино. Очень надеюсь на вашу помощь, ребята. Заранее большое вам спасибо! Желаю спеха!»
Воспитатель: Ребята, от кого письмо? О чём просит Мальвина? Поможем? (ответы детей)
Появляются Буратино и лиса Алиса.
Буратино: Здравствуйте, ребята!
Лиса Алиса: Какое небо голубое…всем привет!
Дети здороваются.
Воспитатель: Рады вас приветствовать в своей группе, здравствуйте, Буратино и лиса Алиса!
Лиса Алиса: А правда, что вы, ребята, уже много знаете?
Буратино: И что вы самые старшие? (ответы детей)
Воспитатель: конечно, правда, мы подготовительная группа, скоро в школу пойдём, когда садик закончим.
Лиса Алиса: Мальвина не обманула.
Буратино: Мальвина никогда не обманывает! (обращается к ребятам) У нас игра от Мальвины. Поиграем все вместе?
Лиса Алиса: Поможете нам с Буратино, ребята?
Воспитатель, дети: Да, конечно, поможем. Мальвина прислала нам письмо и попросила поиграть вместо неё.
Буратино: Мальчики готовы? А девочки?
Лиса Алиса: Тогда начинаем!
Буратино и лиса Алиса показывают игру детям и воспитателю.
Буратино: Посмотрите, у игры есть игровое поле, посередине спиннер со стрелкой, 4 сектора : +1, -2, +2, -1.
Справа на синих прямоугольника цифры от 1 до10. Слева красные прямоугольники с цифрами. Поэтому будет необходимо разделиться на 2 команды: «синих» и «красных». Делиться будем при помощи фишек красного и синего цвета, на которых указаны цифры от 1 до 10.
Дети делятся на две команды.
Лиса Алиса: Первым ход начинает игрок под №1. А какая команда, «синих» или «красных», узнаем с помощь считалочки.
Мы играем в магазин.
Продавец у нас один.
Раз, два, три, четыре, пять –
Кто кассир? Пора узнать.
Тут считалочке конец:
Тот, кто крайний – продавец!
Первый игрок крутит спиннер. Если стрелка указала на сектор со знаком «+1», игрок передвигает шарик вперёд на 1 и попадает на прямоугольник с цифрой 2. Значит команды будут выполнять задание №2. А если стрелка укажет на сектор со знаком «-», а вычитать пока не из чего, команды выполняют дополнительное задание. Побеждает команда, которая быстрее дойдёт цифры 10.
(Задания находятся в конвертах синего и красного цвета, пронумерованы от 1 до 10. Дополнительные задания в отдельном конверте).
Задание 1. «Размен». Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, номиналом в 1рубль, 2рубля, 5 рублей и 10 рублей. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала (10 и 20 рублей). Задача: разменять купюры монетами.
Задание №2. «Разложите товар». Необходимо разложить картинки-товар по соответствующим конвертам-магазинам. Например: «Продукты», «Бытовая техника», «Одежда», «Инструменты», «Детский мир» и т.д.
Задание №3. «Услуги и товары». Буратино: Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.
У детей картинки с изображением сюжетов, например: «Парикмахер стрижёт ребёнка», «Пекарь печёт хлеб» и т.д. Командам нужно распределить картинки на «Товары» и «Услуги».
Задание №4. «Дорого-дёшево». Разложить товары-карточки на «дешёвые» и «дорогие». В конверт с большим кошельком- «дорогие» , с маленьким – «дешёвые».
Динамическая пауза «Монетки».
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки/ идут по кругу, держась за руки/.
Звонко катимся по кругу, / идут вприпрыжку/.
Жмемся спинками друг к другу. /Прижимаются спинкой к соседу/.
Дружно скачем: скок да скок… - /прыгают на месте/
И обратно в кошелек.
/Монетки – дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг/.
Задание №5. Финансовые загадки.
1. Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек? /Деньги/.
2. У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка – свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырки я кладу, когда их станет много, жду. /Копилка/
3. Из какого аппарата выдается нам зарплата? /Банкомат/.
4. На товаре быть должна, обязательно…/ Цена/.
5.За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробьет… /Кассир/.
6. И врачу и акробату, выдают за труд… /Зарплату/.
7. Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы …/ Ссуду/.
8.Все , что в жизни продается,
Одинаково зовется:
И крупа и самовар
Называется… /Товар/.
Задание №6. И сейчас мы поиграем в игру «Доходы - расходы» / с мячом/.
Мама купила продукты в магазине – расход.
Папа получил зарплату - доход.
Мама купила игрушку – расход.
Мама вырастила картошку в огороде и продала – доход.
Сын порвал брюки – расход.
Папа выиграл в лотерею – доход.
У мамы сгорел утюг – расход.
Задание №7. Дидактическая игра «Много - мало»
Цель: познакомить детей с понятием «спрос».
Задачи:
1. Дать представление детям о том, что такое «спрос».
2. Закрепить представление о «потребности».
3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.
Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет
приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т.п.
Задание №8. Игра «Назови профессии»
Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами
Трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.
Материалы: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.
Содержание игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию,
связанною с удовлетворением определенной потребности.
Задание №9. Дидактическая игра «Надо» и «хочу»
Цель: формировать умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи: 1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
2. Сформировать представление о том, что желание и реальная потребность не совпадают.
3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две
категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из
одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например,
любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в
хорошем состоянии).
Дополнительное задание.
Пословицы.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Больше денег – больше и хлопот.
- Копейка рубль бережет.
- Деньги к деньгам липнут.
- Денежки – это голуби, где обживутся, там и поведутся.
- Вовремя копейка, дороже рубля.
- Курица по зернышку клюет, да сыта живет!
- Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережет и миллионы.
Подведение итогов, вручение призов.
По окончании выполнения заданий Буратино и лиса Алиса хвалят ребят за проявленный ум, смекалку, сообразительность. Буратино говорит, что с помощью ребят научился правильно использовать деньги. А лиса Алиса обещает больше никого не обманывать.
В качестве приза герои дарят детям шоколадные монетки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.
Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...
Выступление "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста...
Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Статья на тему "Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»
Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...
Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...