Выступление на ГПС 09.02.2023г. Интеллектуальные игры и развлечения как один из способов формирования математической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Попова Ирина Владимировна

«Деньги-это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в
дошкольном возрасте» А. С. Макаренко.

Финансовая грамотность –это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы ,педагоги,  должны объяснить  детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

 Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

 Один из способов формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста – интеллектуальные игры.

Интеллектуальная играэто вид игры, который основывается на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gps_09.02_23g.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

Интеллектуальная настольная игра

«Крути, считай, задания выполняй».

1 слайд «Деньги-это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в
дошкольном возрасте» А. С. Макаренко.

Финансовая грамотность –это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы ,педагоги,  должны объяснить  детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

 Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Именно поэтому я взяла тему для ИОМ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности ».

Один из способов формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста – интеллектуальные игры.

Интеллектуальная игра — это вид игры, который основывается на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.

Я адаптировала игру, которую мы разработали с коллегой, для темы «Финансовая грамотность».

Данная игра универсальная:

- Способствует всестороннему развитию;

- Можно использовать как при закреплении пройденной темы, так и при изучении нового материала или для проверки знаний;

- Игра поможет вам выявить индивидуальные особенности детей (закомплексованный, стеснительный, неуверенный, или же одарённый ребёнок).

2 слайд   Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста знаний по

основам финансовой грамотности посредством игры «Крути, считай, задания выполняй».

Задачи: 

  • Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда человека.
  • Упражнять в умении различать товар и услугу, потребности и желания.
  • Развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.
  • Формировать навыки командной работы, умение договариваться, выполнять задания в определённых условиях.
  • Воспитывать положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера, уважение к людям труда.

Правила игры.

Нужно разделиться на 2 команды.

Первый игрок крутит спиннер. Если стрелка указала на сектор со знаком «+1», игрок передвигает шарик вперёд на 1 и попадает на прямоугольник с цифрой 2. Значит команды будут выполнять задание №2.  А если стрелка укажет на сектор со знаком «-», а вычитать пока не из чего, команды выполняют дополнительное задание. Побеждает команда, которая быстрее дойдёт цифры 10.

3слайд Воспитатель говорит детям, что в группу пришло письмо от Мальвины. Показывает конверт, даёт рассмотреть детям, затем открывает конверт, достаёт письмо читает:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Мальвина. Я знаю, что вы уже много знаете, ведь вы самые старшие среди других детей в детском саду. Мне нужна ваша помощь, потому что сама я не успеваю, заболел Пьеро, нужно его лечить.  Ребята, вы помните, как Буратино потерял 5 золотых монет? Так вот, чтобы научить Буратино правильно пользоваться деньгами, я разработала финансовую игру. Вам нужно будет вместе с Буратино поиграть вместо меня. Вам будет помогать лиса Алиса. Она попросила прощения за обман и тоже захотела помочь Буратино. Очень надеюсь на вашу помощь, ребята. Заранее большое вам спасибо! Желаю спеха!»

Воспитатель: Ребята, от кого письмо? О чём просит Мальвина? Поможем? (ответы детей)

Появляются Буратино и лиса Алиса.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Лиса Алиса: Какое небо голубое…всем привет!

Дети здороваются.

Воспитатель: Рады вас приветствовать в своей группе, здравствуйте, Буратино и лиса Алиса!

 Лиса Алиса: А правда, что вы, ребята, уже много знаете?

Буратино: И что вы самые  старшие? (ответы детей)

Воспитатель: конечно, правда, мы подготовительная группа, скоро в школу пойдём, когда садик закончим.

Лиса Алиса: Мальвина не обманула.  

Буратино: Мальвина никогда не обманывает! (обращается к ребятам) У нас игра от Мальвины. Поиграем все вместе?

Лиса Алиса: Поможете нам с Буратино, ребята?

Воспитатель, дети: Да, конечно, поможем. Мальвина прислала нам письмо и попросила поиграть вместо неё.

Буратино: Мальчики готовы? А девочки?

Лиса Алиса: Тогда начинаем!

 Буратино и лиса Алиса показывают игру детям и воспитателю.

Буратино: Посмотрите, у игры есть игровое поле, посередине спиннер со стрелкой, 4 сектора : +1, -2, +2, -1.

Справа на синих прямоугольника цифры от 1 до10. Слева красные прямоугольники с цифрами. Поэтому будет необходимо разделиться на 2 команды: «синих» и «красных». Делиться будем при помощи фишек красного и синего цвета, на которых указаны цифры от 1 до 10.

Дети делятся на две команды.

Лиса Алиса: Первым ход начинает игрок под №1. А  какая команда, «синих» или «красных», узнаем с помощь считалочки.

Мы играем в магазин.
Продавец у нас один.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Кто кассир? Пора узнать.
Тут считалочке конец:
Тот, кто крайний – продавец!

Первый игрок крутит спиннер. Если стрелка указала на сектор со знаком «+1», игрок передвигает шарик вперёд на 1 и попадает на прямоугольник с цифрой 2. Значит команды будут выполнять задание №2.  А если стрелка укажет на сектор со знаком «-», а вычитать пока не из чего, команды выполняют дополнительное задание. Побеждает команда, которая быстрее дойдёт цифры 10.

(Задания находятся в конвертах синего и красного цвета, пронумерованы от 1 до 10. Дополнительные задания в отдельном конверте).

Задание 1. «Размен». Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, номиналом в 1рубль, 2рубля, 5 рублей и 10 рублей.  А себе оставьте несколько банкнот разного номинала (10 и 20 рублей). Задача: разменять купюры монетами.

Задание №2. «Разложите товар».  Необходимо разложить картинки-товар по соответствующим конвертам-магазинам. Например: «Продукты», «Бытовая техника», «Одежда», «Инструменты», «Детский мир» и т.д.

Задание №3. «Услуги и товары». Буратино: Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.

У детей картинки с изображением сюжетов, например: «Парикмахер стрижёт ребёнка», «Пекарь печёт хлеб» и т.д. Командам нужно распределить картинки на «Товары» и «Услуги».  

Задание №4. «Дорого-дёшево». Разложить товары-карточки на «дешёвые» и «дорогие». В конверт с большим кошельком- «дорогие» , с маленьким – «дешёвые».

Динамическая пауза «Монетки».

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки/ идут по кругу, держась за руки/.

Звонко катимся по кругу, / идут вприпрыжку/.

Жмемся спинками друг к другу. /Прижимаются спинкой к соседу/.

Дружно скачем: скок да скок… - /прыгают на месте/

И обратно в кошелек.

/Монетки – дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг/.

Задание №5. Финансовые загадки.

1. Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек? /Деньги/.

2. У меня игрушка есть,

И монеток в ней не счесть.

Моя игрушка – свинка,

Дырка у нее на спинке.

Монетки в дырки я кладу, когда их станет много, жду. /Копилка/

3. Из какого аппарата выдается нам зарплата? /Банкомат/.

4. На товаре быть должна, обязательно…/ Цена/.

5.За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробьет… /Кассир/.

6. И врачу и акробату, выдают за труд… /Зарплату/.

7. Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы …/ Ссуду/.

8.Все , что в жизни продается,

Одинаково зовется:

И крупа и самовар

Называется… /Товар/.

Задание №6. И сейчас мы поиграем в игру «Доходы - расходы» / с мячом/.

Мама купила продукты в магазине – расход.

Папа получил зарплату - доход.

Мама купила игрушку – расход.

Мама вырастила картошку в огороде и продала – доход.

Сын порвал брюки – расход.

Папа выиграл в лотерею – доход.

У мамы сгорел утюг – расход.

Задание №7. Дидактическая игра «Много - мало»

Цель: познакомить детей с понятием «спрос».

Задачи:

1. Дать представление детям о том, что такое «спрос».

2. Закрепить представление о «потребности».

3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.

4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет

приобрести:

- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

- семья, состоящая из мамы, папы и сына;

- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

- семья, живущая на Крайнем Севере;

- семья, живущая на юге и т.п.

Задание №8. Игра «Назови профессии»

Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами

Трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.

Материалы: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.

Содержание игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию,

связанною с удовлетворением определенной потребности.

Задание №9. Дидактическая игра «Надо» и «хочу»

Цель: формировать умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи: 1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.

2. Сформировать представление о том, что желание и реальная потребность не  совпадают.

3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две

категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из

одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например,

любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в

хорошем состоянии).

Дополнительное задание.

Пословицы.

 - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Больше денег – больше и хлопот.

- Копейка рубль бережет.

- Деньги к деньгам липнут.

- Денежки – это голуби, где обживутся, там и поведутся.

- Вовремя копейка, дороже рубля.

- Курица по зернышку клюет, да сыта живет!

- Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережет и миллионы.

Подведение итогов, вручение призов.

 По окончании выполнения заданий Буратино и лиса Алиса хвалят ребят за проявленный ум, смекалку, сообразительность. Буратино говорит, что с помощью ребят научился правильно использовать деньги. А лиса Алиса обещает больше никого не обманывать.

В качестве приза герои дарят детям шоколадные монетки.

E:\ГПС\rQrea5Pp_dI.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Выступление "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Статья на тему "Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...

Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...