Беседа по сказке Ю.Подкорытова "Торопливая работа" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель беседы: расширить представления детей о значении труда в жизни человека. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toroplivaya_rabota_1.docx | 777.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Беседа по сказке Ю.Подкорытова «Торопливая работа»
для детей подготовительной группы
Воспитатель
И.Г.Яншаева
Аша
2023 год
Цель: воспитание нравственных качеств дошкольников на примере сказки Ю.Подкорытова «Торопливая работа».
Задачи:
Образовательные задачи:
-Способствовать проявлению интереса к рукоделию русского народа.
Развивающие задачи:
- Обогащение словаря (кудель, дело в руках горело, дармовое, верхоглядом, за пояс заткну).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать трудолюбие, прилежность, нравственные качества.
«Торопливая работа» - бытовая сказка. Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.
- Ребята, мы уже читали произведение «Торопливая работа», сегодня мы проведём беседу об этом произведении.
Это еще при наших дедах-прадедах было. Они-то и рассказывали — жили на земле Уральской высокого мастерства люди. На руку твердые, на глаз острые. Ремесло свое отменно знали. Издавна о таких говорили: швец, жнец и на дуде игрец.
Именно таким человеком и был старик один. Дедом Куделькой его звали.
Присказка у деда была любимая:
- Не бойся работы, пусть она тебя боится.
(Ребята, не зря героя нашего сказа зовут Куделька, уменьшительно – ласкательное от КУДЕЛЬ – волокна льна для изготовления пряжи, полотна для шитья. Из названия можно догадаться, что этот человек как-то связан с тканями. А кому в работе необходима ткань? Конечно, это швеи, мужчин называют портные и дед Куделька был превосходным матером шитья)
Глаз у него приметливый, на работу веселый. Все у него получалось, любое дело в руках горело.
(Ребята, а что значит ДЕЛО В РУКАХ ГОРЕЛО – значит человек так быстро и умело разрешает дела, что они буквально исчезают (сгорают) в его руках)
Уважали деда Кудельку, за советом не раз приходили.
Народ на Урале рослый, могучий. Все больше по горному делу старались, а который и зверем пушным промышляли.
Но и такие были люди, на которых и слов хороших тратить не хочется.
Соседом у деда Кудельки никудышный жил мужичонка. Шаромыга-Торопыга Алёша.
(Второму герою нашего сказа не зря дали такое прозвище, по нему мы разу можем понять, что этот человек не был уважаемым в своём селе. Шаромыжник – тот, кто любит пожить за чужой счёт, мошенник, бродяга). Как начнёт Алёша говорить да рассказывать. Словами туда-сюда, а делами никуда. За десяток работ сразу брался, да ни одной до конца не доводил. Все верхоглядом, оттого его Верхушкой назвали. (Что значит ВЕРХОГЛЯДОМ, значит расспросил, разузнал как да что делается и думает, что теперь он мастер в этом деле). А на язык подковыристый, занозистый. Работник так себе, зато на еду-питье дармовое — лютый! (Дармовое – бесплатное)
Ну, народ у нас не жадный, последним куском поделятся. Заходи в дом, угощайся.
Верхушка и повадился. К одному, к другому столу прибьется. Поест, попьет, языком помелет-почешет.
Похваляется:
- Человек сыт одним хлебом да еще одним ремеслом. Я вот — столько ремесел держу – растопырил пальцы…И то могу, и другое, и третье.
Мастером себя выставляет.
А ему отвечают:
- Дело мастера хвалит. Ремесло не языком держится. Ты бы, Верхушка, работенку какую одолел. И народу польза, и тебе пропитанье. Вон дед Куделька — и швец, и жнец, и на дуде игрец.
И верно. У деда талантов много. Кафтан пошьет —любой красавцем писаным станет. В поле с серпом выйдет—ни один колос даром не пропадет. На дуде заиграет — ноги сами в пляс идут.
Мужчины деда за тонкую работу уважали, а девушки да женщины за ремесло портняжное особенно.
Осенью хлеба уберут, по амбарам-закромам развезут, так и свадьбы играть начинают. Забегают тетушки да мамушки:
- Ты уж, дедушка, одежонку нашей невесте поприглядней да пофасонистей смастери. Один раз замуж-то выходят. И жених новую рубаху просит.
- Ну, как тут молодым не угодить? Невеста — ягодка-красавица. А жених — точно дубок молодой.
Вот н Верхушка задумал портняжному ремеслу обучиться у деда Кудельки.
«Ладно,— думает,— я ведь страсть какой башковитый, враз деда за пояс заткну».
(За пояс заткну – это значит, что Верхушка хотел быть лучше, превзойти деда Кудельку в его ремесле. Не столько он хотел ремеслу научиться, сколько завидовал деду и хотел быть его лучше).
Приходит и говорит:
- Я, слышь, ремесло портняжное осилить хочу. Мужиков наших в кафтаны новые наряжать буду. Научи!
Отвечает дед:
- Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Я свои секреты не таю. Только ремеслу много учиться надо.
- Да чего там! Я понятливый — враз науку осилю.
- Ну, смотри. Однако языком болтать-не дело делать.
Проучился Верхушка у деда три дня. Где иглой ткнет, где утюгом прижжет, где черное белой ниткой пришьет.
На четвертый день говорит:
- Давай мне иглу да припас — сам себе мастером буду.
Дед сомневается:
- Не рано ли ?
- В самый раз. Ученого учить — портить! — отмахнулся Верхушка и прочь со двора.
Всем объявил: я, мол, у самого Кудельки учился и его в портняжной науке превзошел. Дед мне иглу волшебную подарил.
Поверили ему. Невесте одной платье шить заказали.
- Будет! — важничает Верхушка.— Нам лишь бы мерку снять да задаток взять. Такой фасон сварганим — с бантами да с оборками!
И сварганил. Кулёк не кулёк, мешок не мешок. Примерила невеста платье и в слезы:
. — Не желаю быть посмешищем!
Жених осерчал:
- Подать мне мастера этого, я из него душу вытряхну!
Завертелся юлой Верхушка:
- Это все дед Куделька виноват! Подсунул вместо волшебной иглы простую, разве это по совести!
- Что взять с неумехи?..
(Ребята, а как вы думаете, почему Верхушке поверили, что он хорошо шьёт, ведь знали про него, что это человек болтливый и не надёжный? Потому что он сослался в своих знаниях на уважаемого человека и обманул людей, сказав, что теперь он шьёт лучше).
Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.
Посмотрите, пожалуйста, на кукол, они одеты в русские-народные костюмы, в каких когда-то ходили наши деды и прадеды.
Предлагаю вам посмотреть на рисунок и по образцу выложить девочкам – одежду девочки, а мальчикам – одежду для мальчиков. В этом вам помогут «Чудо-крестики» (Игры Воскобовича). Молодцы, ребята! Работу вы выполнили отлично.
Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть:
Мы весёлые портные
Измеряем мы длину(наклон вперёд, пальцы рук касаются пола)
Высоту (руки вверх, встали на носочки)
И ширину (руки в стороны)
Шьём, утюжим, вышиваем ( показываем действия руками)
Никогда не унываем (пружинка)
Будут все красивые, ( покружились)
Умные, счастливые (наклон, руки в стороны)
Итак, вернёмся к нашему сказу, что же происходило дальше….
Плетется Верхушка по дороге и думает:
Не получилось шить научиться, пусть меня дед Куделька на дуде играть обучит. Буду народ веселить, глядишь, и уважать меня станут. А на свадьбах музыканта всегда угощают, да лучший кусок пирога дают».
Пришел Верхушка к деду и покаялся. Для виду, конечно.
- Кафтаны шить —таланту нету. Поучи меня, дед, на дуде играть. Тоже ремесло.
Отвечает Куделька:
- Так ведь опять же и на дуде умеючи надо. А ты —раз, два и готово! Не годится это. Всякое дело терпение н время любит.
Загорячился Верхушка:
- Вот увидишь, не хуже тебя играть буду!
Не стал спорить дед. Кто знает, может, и впрямь из Верхушки на дуде игрец получится. Учить стал.
Дня через три, когда деда не было дома, Верхушка взял его дудочку, пришел на свадьбу и говорит:
- Превзошел я деда Кудельку в игре. Он меня по отчеству называл, дуду свою отдал и наказал: весели народ честной!
- (Ребята вы обратили внимание, что Верхушка снова показал свой плохой характер, а что он сделал не красивого, неправильного? Взял без спросу чужие вещи – дудочку, и обманул людей, сказав, что Дед Куделька, уважаемый человек, его веселить народ отправил).
- Заиграл Верхушка на дуде, словно поросенок заверещал.
Зашумела свадьба:
- Да ты что, такой-сякой, праздник хочешь испортить? Гоните его в шею!
Взяли мужики Верхушку и в крапиву жгучую выкинули.
А дуду вернули хозяину.
Загудел дед Куделька веселую плясовую. Ударили по земле крепкие ноги, закружилась, поплыла белой лебедью по кругу невеста. Зашумела свадьба, все молодых поздравляют, наказывают жить-поживать, ремесло в руках держать.
Торопливая работа всегда вкривь да вкось идет.
- О чём мы сегодня беседовали, ребята?
-Понравились вам герои сказки?
-На кого из героев сказки вы хотите быть похожими?
За что люди уважали деда Кудельку? Почему пренебрежительно относились к Верхушке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего утренника "Сказка Старика -Годовика" для детей подготовительной группы
Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы ДОУ....
"Новогодняя сказка" - сценарий праздника для детей подготовительной группы.
Новогодний сценарий для детей подготовительной группы.На празднике Маленькая Фея помогает детям попасть в волшебную сказку,в которой дети встречают Царя и его старого знакомого - Посла из "замор...
"Осень в гостях у сказки" Осенний утренник для детей подготовительной группы по мотивам сказки "Репка"
Сценарий оеннего утренника по сказке "Репка", для детей 6 -7 лет...
Конспект познавательной беседы «ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ» для детей подготовительной группы детского сада.
Конспект познавательной беседы на тему :"ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ" с этементами ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. Интересное путешествие по нашему любимогу городу...
Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы (6-7 лет) с ЗПР. "Государственные символы России"
Цель: Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явл...
Беседа "Незнакомец звонит в дверь" для детей подготовительной группы
Формирование у дошкольников элементарных правил безопасности в ситуации, когда дети остаются дома одни....
Беседа "Правила поведения на природе" для детей подготовительной группы
Формировать знания детей о правилах поведения на природе в осенний период....