Статья "Организация клубной деятельности в дошкольной организации"
статья
Цель: совершенствовать условия продуктивного сотрудничества педагогов детского сада и семьи.
Задачи:
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и дома;
оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и развития;
использовать активные формы взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_klubnoy_deyatelnosti_v_doshkolnoy_organizatsii.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дерябкина Надежда Николаевна, воспитатель
Шунайлова Лариса Альбертовна, воспитатель
Детский сад № 8
г. Каменск-Уральский, Свердловская область
Организация клубной деятельности в дошкольной организации
На современном этапе модернизации системы образования особое место отводится роли семьи в образовательной деятельности детской сада. Сотрудничество с семьей закреплено и в новом Законе «Об образовании Российской Федерации», и в ФГОС ДО.
Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. А результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами. В основу должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Для многих коллективов дошкольных организаций актуальным стал поиск таких форм сотрудничества, которые позволят учесть потребность родителей и будут способствовать формированию активной родительской позиции. В нашем детском саду педагоги отдали предпочтение такой форме, как клуб по интересам. Сейчас родительскими клубами, университетами не удивишь. Они действуют во многих дошкольных организациях и наш детский сад не исключение. Практика работы в данном направлении показала, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
На первом этапе встала задача увлечь родителей идеей клубной деятельности, включить в активное взаимодействие с первых дней посещения ребенком детского сада. На втором этапе было проведено анкетирование, результат которого показал повышенный интерес к такой форме встреч и необходимость получения новых знаний практического характера. Итак, с 2009г. был организован клуб по интересам для родителей «Первые шаги». В 2013г. он начал свою деятельность уже в 3 раз. За эти годы уже трижды сменился состав родителей и по-прежнему такая форма взаимодействия востребована. Согласно, разработанного Положения были определены основные направления:
- повышение компетентности родителей;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
- успешная адаптация детей и родителей к условиям в ДОО.
Цель: совершенствовать условия продуктивного сотрудничества педагогов детского сада и семьи.
Задачи:
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и дома;
- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и развития;
- использовать активные формы взаимодействия.
Ожидаемый результат:
- гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение чувства ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.
Принципами работы клуба являются: добровольность, компетентность, открытость, согласованность действий, соблюдение педагогической этики, преемственность согласованных действий.
Безусловно оправданными формами взаимодействия являются интерактивные: тренинги, «круглый стол», семинар-практикум, мастер-класс, семейный конкурсы, совместные творческие выставки. В своей работе опираюсь на более результативные и востребованные формы взаимодействия, стремлюсь сделать взаимоотношения с родителями более конструктивными. Это стимулирует активность родителей, повышает их мотивацию к участию. Именно посредством этих форм у родителей появляется возможность поделиться интересным опытом семейного воспитания. Тематика встреч: «Здравствуйте, я пришел!», «Устами младенца», «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития», «Быть здоровыми хотим», «Детское питание», «Растем, играя», «Мы рисуем, мы играем», тренинги - «Похвали себя», «Какой я родитель», «Полезно-вредно», «Клубок эмоций».
Для родителей, которые не имели времени посещать заседания клуба, но хотели бы получать квалифицированную помощь, действовал «заочный университет», через сайт детского сада.
Результатом работы считаю следующее:
- Расширилось представление об особенностях развития детей.
- Повысилась роль родителей в формировании эмоционального образа ребенка.
- Отмечается стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; а также следовать советам воспитателя, психолога, врача.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.
В нашем Детском саду №8 организован еще семейный клуб «Здоровая семья». Работа клуба организована как будничные дни, так и выходные. Тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клуба принимают участие разные специалисты ДОО (медицинские работники, педагог-психолог), а также родители воспитанников, и сами дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Развитие такого взаимодействия выстраивается по образовательным областям:
- «Физическое развитие» предусматривает организацию спортивных праздников, совместных походов, консультаций.
- «Социально-коммуникативное развитие» предусматривается проведение таких форм как: досуги, развлечения, психологические тренинги, работа над портфолио.
- «Художественно-эстетическое развитие» предусматривают: конкурсы, выставки совместных творческих работ, мастер-классы, художественные досуги.
- «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» предполагает следующие формы взаимодействия: мастер-классы, семинары-практикумы, проектная деятельность, беседы и консультативные встречи.
В результате использования интерактивных форм взаимодействия совершенствуется родительская компетентность, улучшаются детско-родительские отношения. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало проведение оздоровительных мероприятий в выходной день, не зависящих от времени года. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких встреч выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.
Материалы деятельности семейного клуба «Здоровая семья» представлены в виде проекта. Проект реализуется в три этапа.
Цель проекта: укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
- Активизировать и обогатить знания и умения родителей.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
- Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Главным считаем то, что необходимо уделять должное внимание семье, признавая ее главную роль в развитии и образовании ребенка, в уходе за ним. Считаем, что нельзя формальным делать работу в данном направлении.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Итак, благодаря деятельности клубов по интересам для родителей (а у нас в Детском саду № 8 их четыре) можно с уверенностью говорить о том, что наладилась прочная взаимосвязь с семьями, активизировались родители, большая часть которых стала проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.
Список литературы:
- Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2006. – 144с.
- Давыдова О.И. Организация клубной деятельности в ДОУ. Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением» , № 7 2009
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203с.
- Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» - М. ВАКО, 2011. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО...
Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор достижения качественного образования
Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в о...
Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Закрепление знаний в образовательных областях, видах и формах организации деятельности детей....
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...
Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...
Проектная деятельность в дошкольной организации
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта ...
Консультация «Современные формы и методы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольных организациях».
В консультации кратко описываются методы ,приемы театральзовованной деятельности....