Статья "Организация клубной деятельности в дошкольной организации"
статья

Шунайлова Лариса Альбертовна

Цель: совершенствовать условия продуктивного сотрудничества педагогов детского сада и семьи.  

     Задачи:

  •   активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать   их  уверенность  в собственных педагогических возможностях;

  •   выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и дома;

  •    оказывать квалифицированную  консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и  развития;     

  •   использовать активные формы взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дерябкина Надежда Николаевна, воспитатель

Шунайлова Лариса Альбертовна, воспитатель

Детский сад № 8

г. Каменск-Уральский, Свердловская область

                                                                                                                           

               Организация клубной деятельности в дошкольной организации

       На современном этапе модернизации системы образования особое место отводится роли семьи в образовательной деятельности детской сада. Сотрудничество с семьей закреплено и в новом Законе «Об образовании Российской Федерации», и в ФГОС ДО.  

      Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. А результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами. В основу должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

     Для многих коллективов дошкольных организаций актуальным стал поиск таких форм сотрудничества, которые позволят учесть потребность родителей и  будут способствовать формированию активной родительской позиции.  В нашем детском саду педагоги отдали предпочтение такой форме, как клуб по интересам. Сейчас родительскими клубами, университетами не удивишь. Они действуют во многих дошкольных организациях и наш детский сад не исключение. Практика работы в данном направлении показала, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

      На первом этапе встала задача  увлечь родителей идеей клубной деятельности, включить в активное  взаимодействие с первых дней посещения ребенком детского сада. На втором этапе было проведено анкетирование, результат которого показал повышенный интерес к такой форме встреч и необходимость получения новых знаний практического характера. Итак, с 2009г. был организован клуб по интересам для родителей «Первые шаги». В 2013г. он начал свою деятельность уже в 3 раз. За эти годы уже трижды сменился состав  родителей и  по-прежнему такая форма взаимодействия востребована. Согласно, разработанного Положения были определены основные направления:    

- повышение компетентности родителей;

- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;

- успешная адаптация детей и родителей к условиям в ДОО.

     Цель: совершенствовать условия продуктивного сотрудничества педагогов детского сада и семьи.  

     Задачи:

  •   активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать   их  уверенность  в собственных педагогических возможностях;
  •   выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и дома;
  •    оказывать квалифицированную  консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и  развития;        
  •   использовать активные формы взаимодействия.

   Ожидаемый результат: 

  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • повышение чувства ответственности родителей за благополучное развитие  и  воспитание своих детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.

    Принципами работы клуба являются: добровольность, компетентность, открытость, согласованность действий, соблюдение педагогической этики, преемственность согласованных действий.

    Безусловно оправданными формами взаимодействия являются интерактивные: тренинги, «круглый стол», семинар-практикум, мастер-класс, семейный конкурсы, совместные творческие выставки. В своей работе опираюсь на более результативные и востребованные формы взаимодействия, стремлюсь сделать взаимоотношения с родителями более конструктивными. Это стимулирует активность родителей, повышает их мотивацию к участию. Именно посредством этих форм у родителей появляется возможность поделиться интересным опытом семейного воспитания. Тематика встреч: «Здравствуйте, я пришел!», «Устами младенца»,  «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития», «Быть здоровыми хотим», «Детское питание», «Растем, играя»,  «Мы рисуем, мы играем», тренинги - «Похвали себя», «Какой я родитель», «Полезно-вредно», «Клубок эмоций».

    Для родителей, которые не имели времени посещать заседания клуба, но хотели бы получать квалифицированную помощь,  действовал «заочный университет», через сайт детского сада.

    Результатом работы считаю следующее:                                  

  • Расширилось представление об особенностях развития детей.
  •  Повысилась роль родителей в формировании эмоционального образа ребенка.
  •  Отмечается стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; а также  следовать советам воспитателя, психолога, врача.

     Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.

      В нашем Детском саду  №8 организован еще семейный клуб «Здоровая семья». Работа клуба организована как будничные  дни, так и выходные. Тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клуба принимают участие разные специалисты ДОО (медицинские работники, педагог-психолог), а также родители воспитанников, и сами дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

     Развитие такого взаимодействия выстраивается  по образовательным областям:

- «Физическое развитие» предусматривает организацию спортивных праздников, совместных походов, консультаций.

- «Социально-коммуникативное развитие» предусматривается проведение таких форм как: досуги, развлечения, психологические тренинги,  работа над портфолио.

- «Художественно-эстетическое развитие» предусматривают: конкурсы,  выставки совместных творческих работ, мастер-классы, художественные досуги.

- «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» предполагает следующие формы взаимодействия: мастер-классы, семинары-практикумы, проектная деятельность, беседы и консультативные встречи.  

     В результате использования интерактивных форм взаимодействия совершенствуется родительская компетентность, улучшаются детско-родительские отношения. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало проведение оздоровительных мероприятий в выходной день, не зависящих от времени года. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких встреч  выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.    

     Материалы деятельности семейного клуба «Здоровая семья» представлены в виде проекта. Проект реализуется в три этапа.

     Цель проекта: укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Активизировать и обогатить знания и умения родителей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

     Главным считаем то, что необходимо уделять должное внимание семье, признавая ее главную роль в развитии и образовании ребенка, в уходе за ним. Считаем, что нельзя формальным делать работу в данном направлении.

    Организация взаимодействия детского сада  и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

     Итак, благодаря деятельности клубов по интересам для родителей (а у нас в Детском саду № 8 их четыре) можно с уверенностью говорить  о том, что наладилась прочная взаимосвязь с семьями, активизировались родители, большая часть которых стала проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.

Список литературы:

  1. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2006. – 144с.
  2. Давыдова О.И. Организация клубной деятельности в ДОУ. Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением» , № 7 2009
  3. Сертакова  Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203с.
  4. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» - М. ВАКО, 2011. – 240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Образовательная  деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО...

Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор достижения качественного образования

Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в о...

Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Закрепление знаний в образовательных областях, видах и формах организации деятельности детей....

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...

Проектная деятельность в дошкольной организации

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта ...

Консультация «Современные формы и методы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольных организациях».

В консультации кратко описываются методы ,приемы театральзовованной деятельности....