Консультация «Современные формы и методы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольных организациях».
консультация

В консультации кратко описываются методы ,приемы театральзовованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_teatru.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колокольчик»

Сообщение    «Современные  формы  и методы  работы  по  организации  театрализованной  деятельности  в  дошкольных  организациях».

Выполнила воспитатель:

Пивоварова Н.Г.

                                      г. Камень -на -Оби 2022 г.



Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты, решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Основные методы театрализованной деятельности :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы :
• Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
• Проводится анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
• Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
• Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
• Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
• Проигрываю отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
• Проигрывание этюдов (сценки из жизни , передающие черты характера различных знакомых людей.
• Проигрываю этюды с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
По мнению М. Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду.

Они могут включать в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры- драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.

Методика работы с детьми по театрализованной деятельности на занятиях строится поэтапно:
1) на первом этапе мы с детьми коллективно воспроизводим текст сказки;
2) на втором этапе одному ребенку предлагаю читать за всех персонажей сказки;
3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);
4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.

Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Задачи театрализованной деятельности в детском саду :
• Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
• Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
• Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
• Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
• Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• Расширять элементарные математические , экологические, нравственные представления посредством театрализованной деятельности;
• Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
• Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
• Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности  с дошкольниками, определяется  ее содержание  работы в ДОУ.

При этом  формы  организации  могут  быть  различными, выделяют  следующие  формы организации  театрализованной деятельности:

-совместная  театрализованная  деятельность  взрослых и детей

- театрализованные занятия

-музей  кукол

-самостоятельная  театрально-художественная деятельность

-театрализованная  игра  на  праздниках  и развлечениях

-театрализованные  игры в  повседневной жизни

-мини – игры  на музыкальных  занятиях

-мини – игры  на  других  занятиях

-театрализованные  игры  спектакли

-посещение  детьми  театров  совместно с родителями

Выделяют  следующие  типы  театрализованных  занятий:

-типовые, которые  включают  следующие  виды  деятельности,театрально-игровую,ритмопластику,художественно-речевую,театральную азбуку(элементарные знания  о  театральном искусстве)

-доминантные- доминирует один  из  указанных  видов деятельности

-тематические, на  которых  все  виды деятельности объединены  одной  темой, например  «Что такое хорошо и что  такое  плохо?»,  «О собаках  и кошках» и тд.

- интегрированные, где  в  качестве стержневого  вида  деятельности выступает  не  только художественная, но  и  любая  другая деятельность

- репетиционные, на которых  осуществляется  прогон подготавливаемого к  постановке  спектакля  или  его  отдельных  фрагментов

-комплексные на  которых дается  представление  о  специфики  видов  искусств(театр, хореография, поэзия, музыка ,живопись) .Объединяют  все  виды  художественной  деятельность, чередуются, находятся черты  близости   и различия в  произведениях ,средства  выразительности  каждого  вида  искусства, по-своему  передающих  образ.

Подводя  итоги, формы  театрализованной  деятельность-это и совместная  театрализованная  деятельность взрослых  и детей, театрализованная игра на  праздниках  и развлечения, а  также  самостоятельная -художественная  деятельность, театрализованная  игра в  повседневной  жизни, мини-игры  на  других  занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение  детьми  театров  совместно с родителями, мини  сценки  с куклами, привлечение  куклы в решении  познавательных  задач.

В качестве  результатов  работы  по  организации театрализованной  деятельности  детей  в ДОУ  можно  назвать  следующее:  дети  становятся  более  эмоциональными, учатся понимать искусство  и высказывать  свои  впечатления, открыто и честно. Ребенок  умеющий  создавать образ  на сцене, перевоплощаться  и выражать свои эмоции  становится эмоциональной, открытой, культурной  и творческой  личностью.

Из многообразия средств часто включаю такие как:

• Специальные театральные этюды и упражнения;

• Игры на превращения;

• Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;

• Ритмопластика;

• Игры на развитие двигательных способностей;

• Ритмический этюд;

• Музыкально-пластические импровизации;

• Жесты;

• Артикуляционная гимнастика;

- зарядка для губ,

- зарядка для шеи,

- зарядка для языка.

• Упражнения на дыхание;

• Сочини сказку;

• Придумай диалог;

• Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;

• Скороговорки.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.