Классификация возрастных периодизаций по Л.С. Выготскому
презентация
Цель любой периодизации - обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Он отмечал, что большинство периодизаций при пристальном рассмотрении оказываются формальными, не затрагивающими сути развития, поскольку исходят из внешних и почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка. Все возрастные периодизации он разделил на три группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_vozrastnyh_periodizatsiy_po_l.s._vygotskomu.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель любой периодизации - обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Он отмечал, что большинство периодизаций при пристальном рассмотрении оказываются формальными, не затрагивающими сути развития, поскольку исходят из внешних и почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка. Все возрастные периодизации он разделил на три группы.
Первую составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. К этой группе относится периодизации С. Холла и К. Гетчинсона. Ко второй группе (самой многочисленной) Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Поэтому он называет их моносимптоматическими. Пример такой периодизации - периодизация П.П. Блонского. Основание его периодизации – дентиция, т.е. появление зубов у ребенка. Третью группу составляют периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Одной из таких периодизаций Выготский считал периодизацию А. Гезелла. К этой же группе он отнес и периодизацию, разработанную им самим.
Возрастное новообразование - это тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Возрастные новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его ход развития в данный период. В основу возрастной периодизации Выготским положено также понятие о критических и литических периодах. Литический период - это плавное, незаметное внутреннее изменение личности ребенка. Развитие в этот период осуществляется за счет «микроскопических» изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Критические периоды - это периоды бурного революционного развития. Кризис - это кульминация микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.
Основные характеристики кризисных периодов: Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Кризис возникает незаметно - трудно определить момент его наступления и окончания. В любом кризисе существует кульминационная точка, в которой кризис достигает эпогея. Развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу, т.е.носит негативный характер: отчетливо начинают проявляться трудновоспитуемость, падение успеваемости. Течение кризисных периодов имеет большее количество вариантов, чем течение литических периодов. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде; он теряет прежние интересы; прежде сложившиеся формы внешних интересов как бы запустевают.
Структура возрастного кризиса по Выготскому имеет трехчленное строение. Он вводит деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. Предкритическая фаза (этап эмансипации) состоит в том, что наблюдается скрытое (латентное) обострение между средой и переживанием ребенка. Критическая фаза: противоречие проявляется в трудновоспитуемости и достигает эпогея. Посткритическая стадия: противоречие разрешается через установление гармонии между средой и переживанием ребенка, создается новая ситуация развития. При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и как следствие - ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде.
Последовательность возрастных периодов в периодизации Выготского определяется чередованием стабильных и критических периодов: Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2мес до 1 г.). Кризис одного года. Раннее детство (1-3 лет). Кризис трех лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Кризис семи лет. Школьный возраст (8-12 лет). Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14 - 18 лет) Кризис 17 лет.
Исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода — социальная ситуация развития (ССР). Социальная ситуация развития - специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. ССР имеет в себе внутреннее противоречие, разрешение которого является основной задачей на данном этапе развития. Она не может быть решена вне деятельности.
Выготский вводит понятие идеальной формы. Идеальная форма - это то, чего у ребенка нет в данный момент его жизни, но есть в обществе. Важность идеальной формы заключается в том, что если ребенок развивается в среде, где отсутствует идеальная форма, то он будет развиваться очень медленно, своеобразно и никогда не достигнет того уровня, которого мог бы достичь, когда в среде есть соответствующая идеальная форма. Если в среде нет соответствующей идеальной формы, и развитие ребенка протекает в силу каких-либо причин, вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.
Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Ведущая деятельность характеризуется тремя основными признаками: Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так обучение возникает в игре уже в дошкольном возрасте. Ребенок начинает учиться, играя. Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так в игре формируются процессы активного воображения, в учении - процессы отвлеченного мышления. Это такая деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. В игре дошкольник осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация. Возрастная периодизация.
В работе представлены составляющие процессы социализации, ее средства и механизмы. Работа будет интересна как педагогам так и родителям....
Возрастная периодизация
Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, переживания и чувства....
Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике
Изучение специфики воспитания детей в традиционной семье кочевников сообразно возрастным особенностям является одной из актуальных задач современной педагогической и психологической науки....
Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. В помощь родителям.
Возрастная психология детей. Она подразделяется по конкретным возрастам и изучает саму динамику процессов психики в определенный период развития.Как важно всем, кто взаимодействует с дошкольниками быт...
Возрастная периодизация психического развития(по Д.Б.Эльконину)
Возрастная периодизация психического развития...
Возрастная периодизация по Э.Эриксону. Позитивные и деструктивные новообразования на каждом возрастном этапе.
Согласно теории выдающегося психолога Эрика Эриксона, корни психологических проблем лежат не в событиях, которые случились ранее в нашей жизни, а в игнорировании или невозможности разрешения воз...
Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)
Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому) • Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная...