Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. В помощь родителям.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Возрастная психология детей. Она подразделяется по конкретным возрастам и изучает саму динамику процессов психики в определенный период развития.Как важно всем, кто взаимодействует с дошкольниками быть осведомлёнными в таком райне важном вопросе, как развитие психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.periodizatsiya_d.belkonina.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. В помощь родителям.
Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность.
Исследования специалистов направлены на получение новой информации для создания максимально комфортных условий всестороннего развития ребёнка и преодоления различных кризисов в каждый возрастной период его развития. Полученные знания собраны в отдельной области Психологии - Возрастная психология детей. Она подразделяется по конкретным возрастам и изучает саму динамику процессов психики в определенный период развития.
Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе метра психологии Л.С.Выготского.
Изучая психику ребенка от рождения до 7 лет, Д. Б. Эльконин неизменно проводил свои работы и ориентировал исследования многочисленных учеников в определенном направлении: раскрыть роль и значение совместной деятельности ребенка со взрослыми, их деятельностного общения в его психическом развитии. В этой области Д. Б. Эльконин сделал многое — долгое время его считали специалистом именно по дошкольной психологии, поскольку он занимался проблемами детской игры, развития речи, сознания и личности дошкольников.
Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности:
"К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
Эпоха раннего детства (до 3 лет).
1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с пред метом. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.
На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования гак называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.
2. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности - предметно-манипуляторный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза.
В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять: "Я", "Я сам".
Эпоха детства (3-11 лет).
3. Дошкольное детство (3-6 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка паролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.
Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.
4. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха
Эпоха подросткового возраста (11-17 лет).
5. Младший подростковый возраст (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.
Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых - "трудный возраст", "переломный возраст"
6. Ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.
Таким образом, психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, так как ребёнок «заявляет» о своих новых потребностях или умениях. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.
Педагог-психолог Гент И.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация. Возрастная периодизация.
В работе представлены составляющие процессы социализации, ее средства и механизмы. Работа будет интересна как педагогам так и родителям....
Возрастная периодизация
Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, переживания и чувства....
Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике
Изучение специфики воспитания детей в традиционной семье кочевников сообразно возрастным особенностям является одной из актуальных задач современной педагогической и психологической науки....
Возрастная периодизация психического развития(по Д.Б.Эльконину)
Возрастная периодизация психического развития...
Основы психологии. Возрастная периодизация.
Возрастная периодизация: этапы развития, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основы новообразования. ...
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ...
Возрастная периодизация по Э.Эриксону. Позитивные и деструктивные новообразования на каждом возрастном этапе.
Согласно теории выдающегося психолога Эрика Эриксона, корни психологических проблем лежат не в событиях, которые случились ранее в нашей жизни, а в игнорировании или невозможности разрешения воз...