гендерное воспитаие
консультация (старшая группа)

Никитина Надежда Васильевна

проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня юольшое количество исследователей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospit.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Гендерная воспитание дошкольников»

Введение

 В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается  развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.  Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Как известно в детстве происходит становление образа «Я - мальчика» (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет. Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

 В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Основная часть

 Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Данная тема является актуальной, рассмотрим ее с позиции семьи и дошкольного учреждения.                                                               - Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. - Педагогический коллектив детского сада. Здесь половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. - Окружение ребенка. Здесь все то, что окружает ребенка  помогает осознать себя и действовать согласно своему половому признаку. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

Воспитание в семье

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.В семье осуществляется формирование гендерной идентичности, представлений о месте и роли мужчины и женщины в современном мире. Заслуживает внимания позиция Б.И. Кочубея, отмечающего, что отец и мать, реализуя различные, не противоречащие друг другу модели взаимодействия с дочерью и сыном, дают детям возможность познакомиться с разными способами поведения в окружающем мире, и вклад обоих родителей создаст условия для полноценного развития ребенка, оптимального становления мужской или женской индивидуальности. Следует также подчеркнуть неизбежность влияния родителей на развитие детей: семья воспитывает ребенка через систему отношений между собой, способствует дальнейшему вхождению ребенка в общество.Но к сожалению не все родители владеют информацией по данной теме в достаточном объеме. Во- первых, многие родители воспитывались в неполных семьях, неблагополучных; во- вторых, не имели свою семью ; в- третьих, являлись детьми бабушек, нянек, а родители делали свою карьеру. В воспитании в семье существенным является буквально все. Из- этого важен и уход, и климат семейной жизни, вся эмоциональная сфера, в которой растет малыш. Согласна с такой точкой зрения, что самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.Для меня главное, чтобы мы учили мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.                                                                              Помнили, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость. Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в своих силах.

Воспитание в ДОУ

Данная проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание. Таким образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.  Итак, формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки могли бы общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могли бы  проявить свои индивидуальные особенности. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Считаю, что задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми может поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов -  Формирование гендерной идентификации у детей.

Заключение

Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет строить свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Завершая свое эссе, я бы еще раз сделала акцент на том, что воспитание детей  во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье, в окружении. И во многом сами родители должны строить свои отношения так, как им хотелось бы увидеть это в детях. К сожалению, мы повторяем ошибки своих родителей, сами этого не замечая. С каждым годом мир становиться все более озлобленным и нам и нашим детям приходится выживать в тяжелых условиях. Я пожелаю всем нам оставаться людьми, чтобы не случилось, так как мы в большей степени храним тот очаг под названием «семья, дети, мир, наша планета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по гендерному воспитаию

План-конспект по гендерному воспитаию на тему "Мальчики и девочки"...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА.

Изменения, происходящие в дошкольном образовании, прослеживаются  во всей работе ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого  ребёнка...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Статья "СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАИЕ"

Семейное воспитание - это самое главное в становлении личности ребёнка. От семейного воспитания зависит будущее ребёнка, его взгляды на жизнь, мировоззрение, становление его личности, выбор интересов ...