Статья "СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАИЕ"
статья
Семейное воспитание - это самое главное в становлении личности ребёнка. От семейного воспитания зависит будущее ребёнка, его взгляды на жизнь, мировоззрение, становление его личности, выбор интересов на будущее и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семейное воспитание | 48.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение д/с № 441
СЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Консультация для родителей
Александрова Татьяна Сергеевна
Воспитатель 1 квалификационной категории.
Новосибирск 2016
Введение
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура.[2] Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести: репродуктивную— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;воспитательную— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;экономическо-материальную— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;организацию досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.[4]
Партнерский тип семьи - самый демократичный способ складывать отношения. В партнерской семье жизнь построена на доверии, равноправии и конструктивном диалоге. Не важно, сколько денег приносит в семью муж или жена – бюджет все равно организуется общий. Все проблемы и спорные вопросы решаются путем обсуждения и поиска лучшего способа выхода из сложившейся ситуации. Главным отличием демократической семьи является здоровая и радостная обстановка в доме.
В психологии семейных отношений считается, что это новый тип семьи, который зародился в нашем обществе не так давно, лишь чуть более века назад. В партнерской семье на первый план выступает забота о развитии каждого из ее членов – как супругов, так и детей.[3]
Специалисты выделяют два ключевых признака партнерской семьи: [6]
Все вопросы в партнерской семье решаются путем обсуждений, причем участвуют в обсуждениях все члены семьи, в том числе дети в меру своих возрастных возможностей.
Матриархальный тип семьи – довольно частое явление в современном мире. Здесь женщина либо зарабатывает больше и таким образом имеет влияние на супруга, либо является активисткой, которая любит заниматься семейным бюджетом, детьми, ремонтом – всем, что только успевает. Часто муж позволяет женщине брать на себя главенствующую роль из-за своей природной лени, неумения решать домашние проблемы. Бывают случаи, когда жена может полностью обеспечить семью, так что супругу не нужно работать – и он берет на себя функции домохозяйки.
Обязанности членов семьи не закреплены жестко, могут меняться в зависимости от ситуации, личных предпочтений каждого из членов семьи.
Главной ценностью в такой семье признается автономия личности, свобода выбора и уважение права партнера на этот выбор.
1.Исторический аспект изучения семьи и ее роли в воспитании личности
Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. В то же время эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм регулирования отношений между полами, другие имели более широкое распространение.[6]
Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность – ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.[7]
Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась экзогамия – более строгая форма брачных отношений, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.
По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия).
Полигамия – форма брака, когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы сохранилась в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.[8]
Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.[1]
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».
С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).
Понятие «потенциал» применимо к характеристике каждого конкретного общества и его отдельных сторон: говорят об экономическом, политическом, нравственном, техническом, научном потенциале и т.д. Применительно к семье также можно говорить о ее потенциале в целом, а вместе с тем и о ее экономическом, культурном, нравственном, рекреативном, репродуктивном и о воспитательном потенциале.[9]
Воспитательный потенциал – внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно. Они изменяются вместе с изменением функциональной деятельности семьи, прекращением или ослаблением одних функций и возникновением или усилением других. Конкретно-исторический характер воспитательных возможностей семьи, в конечном счете, детерминирован конкретно-историческим характером общественных и прежде всего производственно-экономических отношений.
Воспитательный потенциал семьи – обусловленная общественными отношениями степень развитости ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.
Формирование личности – процесс становления и развития человека как общественного существа. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в плане духовно-практической деятельности родителей, направленной на привитие детям определенных качеств, но и те, которыми обладает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Диалектико-материалистический подход к формированию личности требует учитывать их воздействие в единстве и взаимной связи. [6]Всякая недооценка микросредовых условий приводит к педагогическому волюнтаризму, к идеалистической, в конечном счете, точке зрения, что все зависит от воспитания. Опасен, однако, и вульгарный социологизм, находящий выражение в абсолютизации микросредовых условий и недооценке воспитательной деятельности взрослых. Поэтому определение возможных направлений совершенствования процесса формирования личности в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих состояние как семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны родителей.
В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. Через них в первую очередь воздействует на семью, на весь строй ее жизни материальная жизнь общества, господствующий в нем способ производства. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. На это обстоятельство было обращено внимание давно. Воспитательная
супругами неоднократно подчеркивалась В.А. Сухомлинским. «В хорошей семье, – писал он,– где мать и отец живут в согласии, где господствуют чуткие отношения к слову … перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному. Если вера эта разрушена, в детскую душу ворвется трагедия, горе. Нет ничего опаснее для семьи, для школы, для нравственной полноты жизни нашего общества, чем ребенок – страдающий, несчастный – на обломках своей веры». Вывод выдающегося педагога подтверждается многочисленными исследованиями. [9]
Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена в таких (с точки зрения ее структуры) типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Проведенные сравнительные исследования, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, проявляют заботу о родителях; структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации супружеских отношений.[5]
Важнее, однако, в интересующем нас аспекте выделение типов семьи с согласованными и
дезорганизованными супружескими отношениями и их различными модификациями. И первые, и вторые свойственны как демократическому, так и авторитарному типу семьи. Именно по отношению к ним, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, оказывается наиболее чувствительным психическое, нравственное и умственное развитие ребенка.
Не пройдя с ранних лет школы доброты, человечности, сердечности, чуткости, отзывчивости, а этой школой, по словам В.А. Сухомлинского, может быть «только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец – отца и матери», ребенок лишается морального иммунитета против зла.
Известным индикатором воспитательных усилий в различных типах семей может служить наличие или отсутствие у родителей четкой программы воспитания ребенка. Однако внимание к детям и наличие программы воспитания сводятся на нет, если родители не пользуются у ребенка авторитетом, а он немыслим без любовного и уважительного отношения ребенка к отцу и матери. Следовательно, в условиях гармоничности и полноценности нравственно-эмоциональной стороны семейных отношений больше шансов для утверждения родительского авторитета, а стало быть, в данных обстоятельствах значительно эффективнее реализуются нравственные установки и требования родителей, касающиеся поведения ребенка. И наоборот, шаткие основы для родительского авторитета в семьях с дезорганизованными, конфликтными отношениями ведут к тому, что заинтересованность взрослых в воспитании, активная стимуляция детей к достижениям зачастую не достигают цели. Немаловажное значение имеет и тот факт, что в условиях гармоничных супружеских отношений преобладает более эффективный демократический стиль воспитания, в основе которого лежат внимание и поощрение, тогда как в семьях с преобладанием конфликтных ситуаций отмечается авторитарный подход, основанный на строгости и наказании.[4]
Наконец, гармоничность и полноценность отношений родителей к детям, их нравственно-эмоциональная выразительность как важнейший воспитательный фактор, в конечном счете, есть выражение и отражение нравственно-эмоциональной сути супружеских отношений. Эта связь была замечена в свое время еще Гегелем, который писал: «Мать любит в ребенке супруга, а последний –жену; оба имеют в нем свою любовь перед собою». Неустроенность, конфликтность в семье способствуют утере гармоничности и эмоциональной полноценности отношений родителей к ребенку.[5]
Конечно, мы не склонны видеть единственную причину этого только в семейном неблагополучии. Утеря или ущербность эмоциональных контактов между родителями и детьми возможна как следствие слабости педагогических позиций родителей (все, например, виды ложного авторитета, о которых в свое время говорил А.С. Макаренко: чрезмерная опека и регламентация в поведении, гипертрофированное чувство родительской любви и т.п.). Нередко они возникают как результат противоречий, недопониманий, возникающих между родителями и детьми на почве нравственных, мировоззренческих убеждений. Однако названная выше причина в конфликтных семьях является одной из самых главных.
Таким образом, духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми.
2.Благополучные семьи
Благополучная семья – это такая ячейка общества, в которой все ее члены получают благо, т.е. добро, тепло, любовь, счастье. Кроме того, хорошее материальное положение и высокий стабильный социальный статус также играют немаловажную роль, когда речь идет о характеристике благополучной семьи.
Когда члены семьи любят, уважают друг друга, понимают, поддерживают в любых ситуациях, доверяют. Родители обязаны показывать пример своим детям, объяснять им, что муж и жена должны относиться друг к другу с теплотой и заботой. А дети, в свою очередь, должны доверять родителям, разговаривать с ними, рассказывать обо всех своих проблемах, делиться, просить совета и знать, что всегда найдут поддержку в своей семье. Любовь и взаимопонимание – вот основа любой добропорядочной ячейки общества.[2]
Семья должна быть материально обеспеченной. Это тоже немаловажный фактор. Нельзя назвать благополучной такую ячейку общества, члены которой недоедают, скудно и не по погоде одеваются, у которых не хватает средств на самые элементарные нужды. Необходимо, чтобы работали либо оба родителя, либо кто-то один, дабы обеспечивать в полной мере нужды и потребности всех членов семьи. Однако, согласитесь, нельзя назвать благополучной даже самую богатую ячейку общества, но в которой нет гармонии, в которой супруги не любят друг друга, каждый из них занят своими делами, а дети растут сами по себе, окруженные достатком, но лишенные элементарной родительской заботы и ласки.
Все же благополучная семья – это та, в которой преобладает любовь, взаимопонимание, уважение, поддержка, это то место, где каждый член семьи чувствует себя комфортно, там, где он хочет быть постоянно. Дети, выросшие в такой обстановке, всегда с удовольствием посещают родительский дом, приводят туда своих жен, мужей, детей и все они счастливы.
Семейное воспитание – вот что оставляет след в наших судьбах. И речь идет не только о намеренном и направленном воздействии на ребенка в виде нравоучений, замечаний, поощрений, наказаний. Что действительно оказывает существенное воздействие на ребенка, так это пример его родителей. Порой парочка слов, которыми обмениваются мама и папа, или понимающая улыбка могут оставить в сердце ребенка больший след, нежели длительные поучения, способные вызвать лишь раздражение.
- Благоприятный психологический климат. Семейная атмосфера, определяемая тем, как между собой общаются члены семьи, является социально-психологическим климатом, который составляет то главное, что определяет развитие ребенка (как социальное, так и эмоциональное).
- Авторитет родителей. Дети отождествляют себя с мамами и папами – людьми, которые кажутся им сильными, мудрыми, нежными и любящими. Важно научиться относиться к интересам и потребностям детей с уважением. При этом следует четко определить те области, в которых ребенок может действовать свободно, и те, где ему нужно подчиниться.
- Приемы и методы воспитания. Нейтральное или же холодное отношение к малышу неблагоприятно отражается на его общем развитии, обедняет, ослабляет и тормозит его. Эмоциональное же тепло нужно детям не меньше, чем вода и еда. Но и давать с преизбытком его не следует, потому как впоследствии сыну/дочери будет сложно начать самостоятельную жизнь.
- Наказания и поощрения. Дети рано учатся понимать, что является действительно правильным, а что — неправильным. Они действительно нуждаются в поощрении, похвале, признании, одобрении, когда поступают правильно, и в несогласии, критике и наказании в случае плохих поступков. В данном деле важно соблюдать баланс «3+1»: три похвалы на одно наказание. Поверьте: нельзя испортить ребенка, похвалив его за нечто хорошее лишний раз. Самым сложным наказанием для детей является «психологическое»: когда вы даете малышу понять, что с ним не согласны, что на определенный момент он останется без вашей симпатии и поддержки. Но при этом ребенок, конечно, не должен думать, что он потерял маму с папой навсегда.
- Мера сопереживания родителей к поступкам их детей. Есть родители, которые знают о своих чадах все, а есть те, которые не знают ничего. Здесь важно сохранить золотую середину: не настаивать на том, чтобы все и всегда вам рассказывалось, и нельзя оставаться безучастными к переживаниям детей. [3]
3.Неблагополучные семьи
Неблагополучная семья (Дисфункциональная) - Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Таким образом, дисфункциональные семьи — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой теплые, наполненные любовью отношения.
Дисфункциональная или проблемная семья: [1]
- Людям, живущим в дисфункциональных семьях, бывает трудно признать право на различность. В таких семьях быть другим — значит быть плохим. А это уже повод, чтобы тебя не любили.
- В проблемных семьях часто пытаются не замечать разногласия или «замалчивать» их. Сами по себе разногласия кажутся членам семьи чем-то плохим.
- Недоверие и страх не позволяет членам семьи открыто делиться с другими своими мыслями и чувствами
- Разговоры об удовольствии часто так же трудны, как и разговоры о боли.
Дисфункциональные семьи делают вид, что проблем нет.
Как правило, дети в неблагополучных семьях вырастают замкнутыми. Они не привыкли делитсья своими эмоциями или переживаниями, никому не доверяют и считают окружающих врагами. Такая форма поведения стандартна, ведь родители никогда не прислушивались к их проблемам и желаниям, что сформировало негативный взгляд на мир. Обычно воспитание детей в неблагополучных семьях влечет к психологическим травмам, которые уже могут быть неисправимы в будущем.
Материальные проблемы. Они могут быть связаны с безработицей одного или обоих родителей, с их низкой заработной платой, неумением планировать и расходовать семейный бюджет, с пьянством и др. Ребенок уже с дошкольного возраста замечает разницу в материальном достатке своей семьи и своих обеспеченных сверстников, которые имеют красивые игрушки, вкусные лакомства, компьютерные игры и т. д. У него зарождается зависть, желание быть богатым, все иметь. Отсюда — и детское воровство, и агрессия, и пр.[7]
Семьи делятся на явные и скрытые формы. К явным можно отнести семьи с алкогольной и другой зависимостью или конфликтные семьи. К скрытым формам относят семьи, в которых прослеживается соперничество между родителями в воспитании или материальном обеспечении, семьи с мнимым сотрудничеством, семьи с изоляцией родителей, в которых каждый живет своей жизнью и семьи и семьи которые полностью направлены на успех ребенка.
Что касается воспитания ребенка в семье с явными проблемами, то искоренив основную проблему – семья в большинстве случаев становится благополучной. Но родители часто забывают о своем долге перед родившемся человеком и пускают все на самотек. Лишь малый процент детей, выросших в таких семьях заводят свою счастливую семью. Дети подражают своим родителя, даже если сами этого не хотят. Они усваивают ту форму поведения, которую им демонстрировали в детстве, и другая для них не приемлема.[7]
Соперничество в семье – родители постоянно выясняют кто должен занимать главенствующую роль и принимать решения. В таких условиях дети вырастают без традиционных семейных условий, конфликт – это норма поведения, а в будущем он будет стараться занять лидирующее место в семейных отношениях.
Мнимое сотрудничество. Здесь основной конфликт прикрыт кажущейся гармонией и взаимопониманием в семейных отношениях, пока желания одного из супругов не начинают противоречить устоем и желаниям второго. Здесь ребенок не будет искать компромисс в будущих отношениях с обществом, а диктовать свои условия.[7]
Изоляция. Эмоциональное отчуждение супругов влечет к их семейному отчуждению. Они начинают вести семейное хозяйство отдельно и интересуются друг другом на уровне бытовых проблем. Человек, выросший в таких условиях, не знает что такое моральное переживание за близких, семейный быт и настоящая крепкая семья.
Прежде чем завести ребенка, нужно избавиться от собственных проблем и межличностных конфликтов. Появление малыша может усугубить многие проблемы, и ребенку придется расти в ненормальных семейных условиях. А такой ребенок не может стать счастливым взрослым.
Заключение
В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т.д. И здесь тоже нет мелочей, потому что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи. В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни. Например, отходя ко сну, трехлетняя Лиза заботливо укладывает своих «дочек» и «сынков» в их кроватки, потом идет прощаться на ночь с бабушкой и дедушкой, а затем папа несет ее в постель, садится рядом, говорит ласковые слова... Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые нервируют ребенка, а, следовательно, и взрослых.
Список использованных источников
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991.— 480с.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учебник для студентов средн. и высш. пед. учебных заведений.—М.: Академия,1999.—232с.
3. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985. - 448 с.
4. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, 1981. — 121с.
5. Мороз В.В. Дошкольное образование в год ребёнка//Современное дошкольное образование.—2007.—№ 1.— С. 11-20.
6. Соколова Л.В. Программа личностно ориентированных развивающих тренингов в работе с детьми 3 - 15 лет из неблагополучных семей, с. 13
7. Слабодзинская М. Н. Семейное воспитание в педагогической системе Лесгафта П. Ф.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1946. — С. 3—4, 26.
8. Шахвердов Г. Г. О труде П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание и его значение»// П. Ф. Лесгафт, собрание педагогических сочинений. — М., 1956. — Т. 3. — С. 30
9. Юстицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи// Семья и школа. 1979. — № 8. С. 95-98
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по гендерному воспитаию
План-конспект по гендерному воспитаию на тему "Мальчики и девочки"...
гендерное воспитаие
проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня юольшое количество исследователей и педагогов....