Тема: «Дорогие сердцу символы» (5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе знакомства детей с неофициальными символами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogie_serdtsu_simvoly.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательной деятельности
Тема: «Дорогие сердцу символы» (5-6 лет)
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе знакомства детей с неофициальными символами.
Задачи:
Обучающие: уточнить представления детей о понятии «символы»;
Развивающие: развивать творческие способности, воображение, речь, память;
Воспитывающие: воспитывать интерес к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству;
воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре, семейным традициям.
Предварительная работа:
- экскурсии в «Русскую избу», «Юрту»;
- знакомство детей с государственными символами Хакасии;
- заучивание стихов, чтение легенд о почитании огня, солнца;
- взаимодействие с семьей: подготовка творческих проектов «Символы моей семьи».
Оборудование:
- картинки с изображением солнца, березы, цветов колокольчика, жарков;
- сенсорные углы и лучик;
- колокольчик;
- макет огня, игрушки-матрешки;
- карточки со слогами для выкладывания слова «Родина»;
- тексты стихов, загадок, легенды о Царь-Солнце;
- предметы декоративно-прикладного искусства;
- принадлежности для рисования;
- запись песни «Светлячок».
Методические приемы:
- проектный метод;
- интеграция видов деятельности;
- поисковая, исследовательская деятельность;
- методика Базарного;
- сюрпризный момент;
- беседы, диалог;
- рассказывание;
- творческие задания;
- ТРИЗ;
- словарная работа.
Ход занятия
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, я вам приготовила сюрприз, у меня в руках лучик, но он не простой, а волшебный. Лучик поможет нам найти знакомые символы.
Игра «Волшебный лучик».
Лучик указывает на сенсорные углы, где расположены изображения флага, герба, колокольчика, светлячка. Дети узнают флаг и герб Хакасии.
Воспитатель: - Флаг и герб – это главные, официальные символы любой страны, республики.
- Хотите познакомиться с теми символами, которые дороги каждому человеку.
- Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное.
Чтение стихотворения «Родина» З. Александровой.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
- Что же вспоминает автор, когда произносят слово Родина?
- - Скажите, что является символом нашей группы?
- - Колокольчик (демонстрация картинок, символы вывешиваются на доску). Мы как колокольчики веселые, задорные. Колокольчик висит в приемной на двери и громко звенит, когда мы приходим в группу. Все в детском саду называют нас колокольчиками (ответы детей).
- Как вы думаете, у детского сада есть свой символ?
- Светлячок. Он всех встречает с фонариком в руках. Он освещает наш детский сад светом, поэтому у нас светло, тепло и уютно (ответы детей).
- Все мы любим наш детский сад, давайте, споем песню «Светлячок».
Исполнение песни «Светлячок».
3. - Для многих людей символом России является белоствольная береза, потому что таких берез, таких березовых рощ нигде нет в мире. Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте.
Прослушивание отрывков из стихотворений.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Ф. Тютчев
Воспитатель:
- А для хакасов издревле береза считалась священным деревом. Она является символом чистоты, здоровья и благополучия.
- На праздниках «Чир-Ине» (День Земли), «Чыл Пазы» (Новый год по хакасскому календарю) мы повязывали ленточки белого, голубого, зеленого и красного цветов на березу и водили хороводы (ответы детей).
О, Белая береза!
На твою белую грудь-
Белые чалама!
Синему небу - синие!
Солнцу и огню - красные!
Травам и листьям – зеленые!
Хоровод «Березка»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Д/у «Скажи, какая?».
- Березка какая? (Подбор слов-признаков).
4. - Вспомните, дети, что изображено на гербе г. Абакана?
- Цветок жарок символизирует молодость нашего города, год от года становится красивее наша столица (демонстрация картинок).
5. - О чем эта загадка?
Бродит одиноко огненное око.
Всюду где бывает, взглядом согревает (демонстрация слова-отгадки).
Рассказывание легенды о Царе-Солнце с опорой на воображение и иллюстративный материал. Предполагается рассказ воспитателя или ребенка.
Далеко-далеко, за синим морем, на Востоке есть царство. Там посреди шелковой травы и цветов–жемчужинок, золотых и серебряных деревьев высится ослепительный переливающийся дворец. Во дворце том восседает могущественный Царь-Солнце на златотканом пурпурном престоле.
И есть у Царя-Солнце чудесная колесница, в которой разъезжает он по небу. Запряжена она двумя золотыми орлами, несущими колесницу по белу свету. И есть у Царя-Солнце две родных сестрицы: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Утренняя Заря выводит солнечную колесницу и провожает брата странствовать по небу. А как наступает вечер, другая сестрица - Заря Вечерняя уже поджидает братца у ворот дворца и принимает колесницу.
Воспитатель: - Без солнца не прожить ни людям, ни животным, ни птицам, ни растениям, поэтому наши предки изображали и в вышивке, и в росписи и слагали о нем легенды. Солнце - символ жизни, света.
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
п/и «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко».
6. - Отгадайте загадку.
Все ест, ест, да не наестся (демонстрация макета огня).
- Огонь считается символом семьи и дома, его тепло согревает от холода, и он особо почитается у хакасов. На праздниках все поклоняются огню и благодарят за то, что помог всему живому спастись от стужи и мороза.
7. - Подумайте, о чем следующая загадка.
Кого мы сначала ломаем,
А потом играем?
- Делают матрешек из липы. Мастерят матрешек мужчины. Сначала точат самую маленькую, а затем все больше и больше. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат. И становятся они белее снега. И уже затем перышками и кисточками начинают разрисовывать (демонстрация матрешек).
Давайте их посчитаем.
Шли подружки по дорожке.
Было их совсем немножко:
Две Матрешки,
Три Матрешки
И одна Матрешечка.
Сколько же у нас матрешечек?
Воспитатель: - Матрешка самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках планеты. Это символ России. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов. Вот послушайте наших девочек.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем
Шла по ягодку Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
- И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут -
Всех Матрешками зовут.
Воспитатель: - Ребята, закройте глаза и представьте, о чем вы будете вспоминать, когда уедете далеко-далеко.
- Яркое солнышко, матрешку, жарок и колокольчик, родной дом, символы своей семьи (ответы детей).
- А сейчас, если вы сложите эти карточки, то получите родное для всех нас слово.
Д/у «Сложи слово из слогов»
- Какое слово получилось?
- Как еще можно сказать? (Составление синонимического ряда).
Презентация творческих проектов «Символы моей семьи».
Воспитатель: Что вы представляете, когда слышите слово Родина?
Рисование на тему «Если скажут слово Родина».
- Подведение итогов. Рефлексия.
Закрепление материала в других видах деятельности и в свободное время
- Продолжение беседы и рассказ о неофициальных символах.
- Отгадывание кроссвордов.
- Роспись матрешек.
- Выставка рисунков на тему «Если скажут слово Родина».
- Экскурсия в краеведческий музей, выставочный зал.
- Разрезные картинки.
- Выполнение задания «Дорисуй недостающие части».
- Проведение праздников, конкурсов, развлечений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....
Конспект занятия по ПДД в старшей группе Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога».
Занятие по ПДД...
Конспект занятия по ПДД для детей старшей группы Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога »
Воспитывать у детей ответственность за безопасность на дороге.Расширить знания детей о дороге и правилах движения по ней; знакомство с понятием «скользкая дорога» и «тормозной путь».Развивать внимание...
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...
С чего начинается Родина? Дорогие сердцу символы
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвящена проблеме нравственно–патриотического воспитания детей. В разработке представлены методы и приемы по ознакомлению де...
Презентация «Правила на дороге»Тема: «Дорога и Мы»
1 слайд Презентация "дорога и мы"2 слайд Правило дорожного движения детям знать положено3 слайд Сигналы светофора4 слайд Переходим дорогу5 слайд Не играйте на дороге6 слайд При переходе смот...