С чего начинается Родина? Дорогие сердцу символы
план-конспект занятия (старшая группа)
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвящена проблеме нравственно–патриотического воспитания детей. В разработке представлены методы и приемы по ознакомлению детей с неофициальными символами, дидактический и справочный материал. Она адресована воспитателям ДОУ, а также может быть полезна родителям для проведения с детьми бесед о символах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_rodina2.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
С чего начинается Родина? Дорогие сердцу символы
(старший возраст 5-6 лет)
Цель: знакомство детей с неофициальными символами.
Задачи:
Обучающие: уточнить представления детей о понятии «символы»;
Развивающие: развивать творческие способности, воображение, речь, память;
Воспитывающие: воспитывать интерес к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству;
воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре, семейным традициям.
Предварительная работа:
- экскурсии в «Русскую избу», «Юрту»;
- знакомство детей с государственными символами Хакасии;
- заучивание стихов, чтение легенд о почитании огня, солнца;
- взаимодействие с семьей: подготовка творческих проектов «Символы моей семьи».
Оборудование:
- картинки с изображением солнца, березы, цветов колокольчика, жарков;
- сенсорные углы и лучик;
- колокольчик;
- макет огня, игрушки-матрешки;
- карточки со слогами для выкладывания слова «Родина»;
- тексты стихов, загадок, легенды о Царь-Солнце;
- предметы декоративно-прикладного искусства;
- принадлежности для рисования;
- запись песни «Светлячок».
Методические приемы:
- проектный метод;
- интеграция видов деятельности;
- поисковая, исследовательская деятельность;
- методика Базарного;
- сюрпризный момент;
- беседы, диалог;
- рассказывание;
- творческие задания;
- ТРИЗ;
- словарная работа.
Ход занятия
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, я вам приготовила сюрприз, у меня в руках лучик, но он не простой, а волшебный. Лучик поможет нам найти знакомые символы.
Игра «Волшебный лучик».
Лучик указывает на сенсорные углы, где расположены изображения флага, герба, колокольчика, светлячка. Дети узнают флаг и герб Хакасии.
Воспитатель: - Флаг и герб – это главные, официальные символы любой страны, республики.
- Хотите познакомиться с теми символами, которые дороги каждому человеку.
- Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное.
Чтение стихотворения «Родина» З. Александровой.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
- Что же вспоминает автор, когда произносят слово Родина?
- - Скажите, что является символом нашей группы?
- - Колокольчик (демонстрация картинок, символы вывешиваются на доску). Мы как колокольчики веселые, задорные. Колокольчик висит в приемной на двери и громко звенит, когда мы приходим в группу. Все в детском саду называют нас колокольчиками (ответы детей).
- Как вы думаете, у детского сада есть свой символ?
- Светлячок. Он всех встречает с фонариком в руках. Он освещает наш детский сад светом, поэтому у нас светло, тепло и уютно (ответы детей).
- Все мы любим наш детский сад, давайте, споем песню «Светлячок».
Исполнение песни «Светлячок».
3. - Для многих людей символом России является белоствольная береза, потому что таких берез, таких березовых рощ нигде нет в мире. Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте.
Прослушивание отрывков из стихотворений.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Ф. Тютчев
Воспитатель:
- А для хакасов издревле береза считалась священным деревом. Она является символом чистоты, здоровья и благополучия.
- На праздниках «Чир-Ине» (День Земли), «Чыл Пазы» (Новый год по хакасскому календарю) мы повязывали ленточки белого, голубого, зеленого и красного цветов на березу и водили хороводы (ответы детей).
О, Белая береза!
На твою белую грудь-
Белые чалама!
Синему небу - синие!
Солнцу и огню - красные!
Травам и листьям – зеленые!
Хоровод «Березка»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Д/у «Скажи, какая?».
- Березка какая? (Подбор слов-признаков).
4. - Вспомните, дети, что изображено на гербе г. Абакана?
- Цветок жарок символизирует молодость нашего города, год от года становится красивее наша столица (демонстрация картинок).
5. - О чем эта загадка?
Бродит одиноко огненное око.
Всюду где бывает, взглядом согревает (демонстрация слова-отгадки).
Рассказывание легенды о Царе-Солнце с опорой на воображение и иллюстративный материал. Предполагается рассказ воспитателя или ребенка.
Далеко-далеко, за синим морем, на Востоке есть царство. Там посреди шелковой травы и цветов–жемчужинок, золотых и серебряных деревьев высится ослепительный переливающийся дворец. Во дворце том восседает могущественный Царь-Солнце на златотканом пурпурном престоле.
И есть у Царя-Солнце чудесная колесница, в которой разъезжает он по небу. Запряжена она двумя золотыми орлами, несущими колесницу по белу свету. И есть у Царя-Солнце две родных сестрицы: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Утренняя Заря выводит солнечную колесницу и провожает брата странствовать по небу. А как наступает вечер, другая сестрица - Заря Вечерняя уже поджидает братца у ворот дворца и принимает колесницу.
Воспитатель: - Без солнца не прожить ни людям, ни животным, ни птицам, ни растениям, поэтому наши предки изображали и в вышивке, и в росписи и слагали о нем легенды. Солнце - символ жизни, света.
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
п/и «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко».
6. - Отгадайте загадку.
Все ест, ест, да не наестся (демонстрация макета огня).
- Огонь считается символом семьи и дома, его тепло согревает от холода, и он особо почитается у хакасов. На праздниках все поклоняются огню и благодарят за то, что помог всему живому спастись от стужи и мороза.
7. - Подумайте, о чем следующая загадка.
Кого мы сначала ломаем,
А потом играем?
- Делают матрешек из липы. Мастерят матрешек мужчины. Сначала точат самую маленькую, а затем все больше и больше. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат. И становятся они белее снега. И уже затем перышками и кисточками начинают разрисовывать (демонстрация матрешек).
Давайте их посчитаем.
Шли подружки по дорожке.
Было их совсем немножко:
Две Матрешки,
Три Матрешки
И одна Матрешечка.
Сколько же у нас матрешечек?
Воспитатель: - Матрешка самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках планеты. Это символ России. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов. Вот послушайте наших девочек.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем
Шла по ягодку Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
- И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут -
Всех Матрешками зовут.
Воспитатель: - Ребята, закройте глаза и представьте, о чем вы будете вспоминать, когда уедете далеко-далеко.
- Яркое солнышко, матрешку, жарок и колокольчик, родной дом, символы своей семьи (ответы детей).
- А сейчас, если вы сложите эти карточки, то получите родное для всех нас слово.
Д/у «Сложи слово из слогов»
- Какое слово получилось?
- Как еще можно сказать? (Составление синонимического ряда).
Презентация творческих проектов «Символы моей семьи».
Воспитатель: Что вы представляете, когда слышите слово Родина?
Рисование на тему «Если скажут слово Родина».
- Подведение итогов. Рефлексия.
Закрепление материала в других видах деятельности и в свободное время
- Продолжение беседы и рассказ о неофициальных символах.
- Отгадывание кроссвордов.
- Роспись матрешек.
- Выставка рисунков на тему «Если скажут слово Родина».
- Экскурсия в краеведческий музей, выставочный зал.
- Разрезные картинки.
- Выполнение задания «Дорисуй недостающие части».
- Проведение праздников, конкурсов, развлечений.
Аннотация
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвящена проблеме нравственно–патриотического воспитания детей. В разработке представлены методы и приемы по ознакомлению детей с неофициальными символами, дидактический и справочный материал. Она адресована воспитателям ДОУ, а также может быть полезна родителям для проведения с детьми бесед о символах России.
Введение
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому, базой для формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с Государственной символикой в полной мере понять осмыслить запомнить историю происхождения значения цветов и образов, их взаимное расположение и функции. Каковы же условия, способствующие успешной реализации данной темы?
- Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям жизни, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.
- Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к знаниям Государственной символике, ее истории функции, культуре, природе, Родине в целом, то есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.
- Осознанный отбор методов ознакомления детей с Государственной символикой, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
- Участие детей в праздниках, где они могут познакомиться с жителями своей малой Родины, с традициями и обычаями.
Создание развивающей среды в группе и во всем детском саду, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи, предметы декоративно-прикладного искусства).
- Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...
С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Тема: «Дорогие сердцу символы» (5-6 лет)
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе знакомства детей с неофициальными символами....