Конспект образовательной деятельности по теме: «Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель:  Расширить знания детей о хлебе.

Задачи:

-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания

-Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).

- Обобщить и систематизировать знания детей  о долгом   пути хлеба от поля до стола.

-Формировать представление о роли современной техники в трудовой деятельности

-Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий

-Научить детей определять свойства муки, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
- Познакомить детей с процессом приготовления теста;

-Развивать любознательность, мыслительные операции: делать выводы,

Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_hleb_vsemu_golova.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

                           Конспект образовательной деятельности

            «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» .

Цель:  Расширить знания детей о хлебе.

Задачи: 

-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания

-Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).

- Обобщить и систематизировать знания детей  о долгом   пути хлеба от поля до                       стола.

-Формировать представление о роли современной техники в трудовой деятельности

-Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий

-Научить детей определять свойства муки, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
- Познакомить детей с процессом приготовления теста;
- Развиваем умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;

-Развивать любознательность, мыслительные операции: делать выводы,

Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России

Оборудование: каравай хлеба с солью на подносе, колоски пшеницы и ржи на подносе, мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа, физкультминутка «Печём  пироги», наблюдение, эксперимент, анализ, беседа, рассказ, опытно-экспериментальная деятельность, анализ ,подведение итога.

                     

 Ход.

(Воспитатель встречает детей в народном костюме с хлебом и солью)

Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Я готовили для Вас.

Всем гостям места приметные

В горнице Я отвела –

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с Вами входит в дом!

-Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня вы мои дорогие гости.

Хозяюшка: Проходите в горницу, горница у меня небольшая

                          Да красивая какая!

                            Проходите хорошо всё обглядите.

Самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь долго сохраняла тепло.   Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь  появилась на Руси очень давно. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.

 Хозяюшка:  Ребята а для чего еще нужна  была печь? Ответы.

 А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше  даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи). При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз  кур под печкой держали.

                    Поем хороводную песню "Печка".

Хозяюшка: Ну вот ребята пока мы славили нашу печь поспел и мой каравай.

Хлеб да соль по- старинному подношу, поклоняясь, отведать прошу.

- Отламывайте небольшой кусочек, слегка опускайте в соль и угощайтесь моим караваем (дети угощаются хлебом с солью).

-Дети: Спасибо вам за хлеб-соль!

Хозяюшка:- Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это слово «хлебосольство».

- Как вы думаете, что обозначает это слово? (рассуждения детей).

- Оно обозначает радушие при угощении, гостеприимство.

Под музыку заходит мальчик - хулиган. Хозяйка его тоже угощает караваем, он откусывает кусочек и бросает хлеб на пол.

Хозяюшка : (поднимает хлеб) Мальчик, ты зачем бросил хлеб? Разве тебе неизвестно, как надо обращаться хлебом? Какое безобразие!

Мальчик: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Хозяюшка : Как тебе не стыдно! Хлеб - это самый дорогой продукт питания. 

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери.   Его очень трудно выращивать и печь.

Мальчик: Что? Хлеб трудно достается? Да пошел в магазин, купил, сколько хочешь, и никакой трудности. Да и стоит он дешево.

Хозяюшка : Ты, не прав и многое, оказывается, не знаешь. Ребята а как и где можно узнать как достается хлеб? (ответы: узнать из книг, посмотреть в интернете, спросить у родителей, спросит у специалистов, можем и мы рассказать то что знаем).               

Хозяюшка: Ребята, давайте мы с вами поможем ему понять как трудно достается хлеб и как много люди трудятся чтобы в магазине был хлеб.

- А теперь гости дорогие, присаживайтесь на лавочки, и мы расскажем мальчику все по порядку.       Дети садятся на лавки.

                                    Рассказы детей с показом на картинках.                                                                                                                    Ребята, вот так хлеб выращивали в старину. Посмотрите, какой это был тяжёлый труд.                                        

Хозяюшка: А как ценили хлеб в старину.

Дети (1 ребенок): В старину самыми ценными продуктами, для простого человека, были хлеб и соль. Раньше  был  обычай  покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить в центре хлеб с солью.

(2 ребенок)- Когда в дом приходил гость, то он приветствовал хозяев словами: «Хлеб да соль».

«Хлеб кушать милости просим» - отвечали хозяева.

(3 ребенок)-Хлеб и соль сопровождали радостные события в жизни людей. Когда рождался малыш, матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть кусочек. Крошку хлеба клали и к малышу.

(4 ребенок)- Наши предки считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать.

(5 ребенок)-Крошки хлеба не пропадало за едой. И как бы ни было мало дитя, если бросит корку, старший непременно проучит - стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося и скажет: «Не греши!». Еще крошки отдавали животным или птицам.

Ребята, а вы знаете, как хлеб к нам на стол приходит сейчас? (ответы детей)

           Просмотр  презентации.

Хозяюшка: Вот так выращивают хлеб в настоящее время. Людям стало легче или труднее выращивать хлеб. (почему ?)

 Хозяюшка:- Какой хлеб вы любите и какие бывают хлебобулочные изделия?

(Белый батон, булки с изюмом, бородинский хлеб и т. д.).

 (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

          Игра «Пирог».

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Хозяюшка: (Показывает белый и черный хлеб).

- Почему они разные ведь они испечены из муки? (чёрный хлеб – ржаной, белый – пшеничный)

- Я открою вам секрет. Вот колоски. Они одинаковые или разные? (ответы детей)

- Это рожь, а это пшеница. Это разные растения.

- Этот колосок длинный, тонкий. Это колосок ржи. Покажите его.

- А этот короткий, толстый. Это колос пшеницы. Покажите его.

- Из какой муки пекут чёрный хлеб, а из какой муки белый хлеб (ответы детей)

(Воспитатель показывает черный и белый хлеб. Черный хлеб кладёт на поднос, где лежат ржаные колоски, а белый, на поднос где лежат пшеничные колоски)

 Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: « Ржаной хлебушка- калачу дедушка».

-Ребята, было время, когда кусочек ржаного  хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы и т.д.  И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб- это их жизнь.

     У хозяйки возле печки стоит 2 мешочка с мукой (пшеничная и ржаная).                  

Хозяюшка:  Ребята как вы думаете что там?.... А что мы с ней можем сделать?

Практическая часть.

– Предлагаю изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах(Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.

Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая(Легкая, мягкая, пышная, воздушная) .

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать

1. Рассмотрим пшеничную муку.

 Дети, перед вами на столе лежит мука из пшеницы, пшеничная.

Посмотрите, какая она? Ответы детей.

Белая, пушистая, мягкая.

 

2. Рассмотрим крупу.

- А это какая крупа? Ответы детей.

Да, это манная крупа. Ее делают из пшеницы.

 

3. Рассмотрим ржаную муку.

- А это другая мука - ржаная. Какая она? Ответы детей.

Серая, пушистая, мягкая.

Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Какая станет мука? (липкая)

Давайте попробуем. Я вам дам стаканчики с водой. Посмотрите, какая вода в стаканчиках чистая, прозрачная. Осторожно, чтобы не пролить на стол, влейте воду в муку. Посмотрите, вода была прозрачная, а теперь стала какая? (белая) Почему вода стала белая? (в нее попала мука)

Скажите, а сейчас мука сыпучая?(нет) Попробуем ее посыпать. Сыплется? (нет) Какая стала мука? (липкая) Что у нас с вами получилось? (тесто)

Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.

Хозяюшка: Ребята, сейчас найдите на своих столах дрожжи. Потрогайте. Какие они? Понюхайте. Чем пахнут дрожжи? На что похожи они? Как вы думаете, для чего они?

Да, правильно, сухие дрожжи похожи на мелкие крупинки, на маленькие безжизненные шарики.

Хозяюшка: - Давайте попробуем накормить наши сухие безжизненные шарики

  • сначала сахарком
  • добавим водички
  • и немного муки насыпим.
  • начинаем всё мешать  

Как вы думаете, что произойдёт с дрожжами после того как мы их покормили сахарком, напоили водой и мукой присыпали.

(ответы детей)

Хозяюшка: Да, правильно, зашевелилась, видите пузырьки образуются и улетучиваются? Это дрожжи вдыхают кислород и выделяют углекислый газ как и мы – люди.

А сейчас подскажите, что нужно положить в опару, чтобы получился тесто? (Ответы).

Хозяюшка: Точно, конечно же, муку - скорее добавляйте и всё перемешайте. Вот теперь у нас получилось  тесто. Но оно должно постоять в тепле, чтобы быть пышным и из него можно делать разные хлебобулочные изделия.

– Сейчас поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.

Хозяюшка: Ребята а кто знает пословицы о хлебе. (ответы).

Много снега, много хлеба.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Будет хлеб – будет и песня»,

 «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»,

 "Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец"

-Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а  рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)

Слово «жито» похоже на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

.

Хозяюшка: Вот и готово наше тесто а давайте и мы попробуем сделать колобок.

Делают уносят на кухню.

Хозяюшка: -Ну мальчик ты теперь узнал какой ценный продукт хлеб, и как бережно всегда люди к нему  относились и относятся.

Мальчик:- Я больше никогда не буду бросать хлеб и буду бережно к нему относиться.

ИТОГ: Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии.

Все вы были сегодня умницами и умниками.    

Мальчик везде рядом, по ходу задает вопросы. 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Познание", тема "Хлеб -всему голова".

Занятие « Хлеб всему голова»Цель: обобщить знания, полученные на занятиях модуля « Хлеб всему голова».Задачи:    1Активизировать знания детей.    2Учить использовать их в жизни и д...

Открытая непосредственно-образовательная деятельность на тему:"Хлеб - всему голова"

Развитие патриотического воспитания средствами мини-музея "Хлеб - всему голова"....

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».

Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.  Задачи:Коррекционно-о...

Мероприятие по нравственно-трудовому воспитанию через народные традиции по теме "Хлеб всему голова"

Цель: Воспитывать уважение к труду взрослых,бережное отношение к хлебу. Дать детям понятие,что хлеб является ежедневным продуктом.Рассказать откуда берется хлеб,какего делают,кто кго растит и печет....

Конспект образовательной деятельности по теме: использование разнообразных форм народного фольклора с целью воспитания нравственности ребёнка. «Праздник русского валенка»

Конспект образовательной деятельности по теме: использование разнообразных форм народного фольклора с целью воспитания нравственности ребёнка....