Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.
Задачи:
Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).
Закреплять знания детей о труде хлеборобов.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
Оборудование: каравай хлеба с солью на подносе, зёрна и колоски пшеницы и ржи на подносах, презентация «Как хлеб на стол пришёл», мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Алёнушка»
п. Верхнеднепровский Смоленской области
Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» (комплексный)
Старшая группа
Автор: Перцева Светлана Николаевна
воспитатель 1 квалификационной категории
Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.
Задачи:
Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).
Закреплять знания детей о труде хлеборобов.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
Оборудование: каравай хлеба с солью на подносе, зёрна и колоски пшеницы и ржи на подносах, презентация «Как хлеб на стол пришёл», мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.
Ход образовательной деятельности.
(Воспитатель встречает детей в народном костюме с хлебом и солью, покрытым сверху полотенцем)
- Здравствуйте ребята, я пришла к вам с угощением, которым встречали на Руси самых дорогих гостей.
- Как вы думаете, что это? (дети высказывают предположения, если не догадываются, воспитатель просит определить по запаху)
- Да, это хлеб и соль.
- Хлеб да соль по-старинному подношу, поклоняясь, отведать прошу.
А вкушали хлеб, отламывая небольшой кусочек, слегка опускали в соль и съедали (дети угощаются хлебом с солью).
- Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это слово «хлебосольство».
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (рассуждения детей).
- Оно обозначает радушее при угощении, гостеприимство.
В старину самыми ценными продуктами, для простого человека, были хлеб, да соль. О хлебосольстве хозяина говорили: «Дом, как полная чаша – хлеб-соль со стола не сходят». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обода стол чистой скатертью и ставить в центре хлеб с солью.
(воспитатель передаёт каравай хлеба взрослому, расстилает на стол скатерть и ставит посередине хлеб, а рядом солонку с солью)
- Если в дом приходил посторонний и заставал хозяев за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб да соль».
- Ребята, поприветствуете меня этими совами.
Дети: «Хлеб да соль».
- Хлеб кушать милости прошу. Присаживайтесь гости дорогие за стол.
Хлеб и соль сопровождали радостные события в жизни людей. Когда рождался малыш, матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть кусочек. Крошку хлеба клали и к малышу. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать. Такое уважение к хлебу было потому, что хлеб всегда являлся символом нелёгкого труда.
- Ребята, а вы знаете, как выращивают хлеб? (высказывания детей)
Просмотр 1 слайда (вспахивание земли трактором с плугами)
- Что нужно, чтобы растение выросло? (посадить зерно в землю)
- Какая должна быть земля? (вспаханная, рыхлая)
- Какая техника выходит на поля первой? (тракторы вспахивают землю)
Просмотр 2 слайда (вспахивание земли сохой)
- Как вспахивали землю в старину? (пахарь вспахивал землю сохой, ему помогла лошадь или волы)
Просмотр 3 слайда (посев зерна сеялкой)
- Какая техника помогает человеку посеять зерно? (сеялки)
Просмотр 4 слайда (посев зерна человеком, вручную)
- Как сеяли зерно наши предки? (ходили по полю, разбрасывая зерно)
Просмотр 5 слайда (всходы зерна, зерновые созрели)
- Посмотрите, как появляются первые всходы, а затем наливается колос.
Просмотр 6 слайда (уборка зерна комбайном)
- Какая современная техника помогает в уборке зерна? (комбайн)
Просмотр 7 слайда (уборка зерна вручную)
Как убирали зерно раньше? (срезали серпом, вязали в снопы, затем обмолачивали цепами)
Просмотр 8 слайда (современное зернохранилище)
- Где в наше время хранят зерно? (в зернохранилище)
Просмотр 9 слайда (хранение зерна в амбаре)
- Где хранили зерно раньше? (в амбаре)
Просмотр 10 слайда (старинные и современные мельницы)
- Где мелят зерно? (на мельнице)
- Посмотрите, какие были мельницы раньше и как выглядят современные мельницы.
Просмотр 11 слайда (приготовление хлеба в печи)
- Где выпекали хлеб в старину? (в печи)
Просмотр 12 слайда (приготовление хлеба на хлебозаводе)
Посмотрите, как выпекается хлеб на хлебозаводах.
Физкультминутка: «Зерно»
Мы посеяли зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зёрнышко,
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает,
Вот как весело играет.
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
(дети садятся за стол)
- Ребята, а вы видели пшеницу и рожь? (ответы детей)
- А вот они (воспитатель расставляет детям подносы, на которых колоски пшеницы и ржи, коробочки с зерном пшеницы и ржи)
- Колос ржи длинный, тонкий, усики у него короткие. Покажите его.
- Колос пшеницы короче, толще, усики у него длиннее. Покажите его.
- Зёрна пшеницы круглые. Покажите их.
- Зёрна ржи длинные. Покажите их.
- Как вы думаете, какая мука получается из ржи, а какая из пшеницы? (ответы детей)
- Что выпекают из ржаной муки, а что из пшеничной? (ответы детей)
(воспитатель показывает на подносе черный и белый хлеб)
- Вот мы и вспомнили, как выращивают рожь и пшеницу. Как много людей занято в производстве хлеба. Какой огромный труд люди проделывают, чтобы мягкий, вкусный хлеб попал к нам на стол. Поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.
«Хлеб всему голова» – завещали родители своим детям.
(звучит песня «Хлеб всему голова»)
- А ещё на Руси говорили: «Без хлеба, нет обеда»
- У нас на столе стоит каравай, и я вам говорю: «Милости прошу хлеб кушать и чай пить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хлеб всему голова»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хлеб всему голова»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: «Хлеб - всему голова»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельностипо образовательной области«познавательное развитие»Тема: «Хлеб - всему голова»...
Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР. Тема: "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства".
Конспект НОД "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства"....
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».
Образовательная область: познавательное, коммуникативное развитие.Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда. Задачи:Коррекционно-о...
Конспект Организованной образовательной деятельности "Хлеб всему голова"
Цель: закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить с трудом хлебороба. Воспитывать в детях чувство у...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Хлеб - всему голова"
Конспект занятий...
Конспект образовательной деятельности по теме: «Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства»
Цель: Расширить знания детей о хлебе.Задачи:-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания-Учить де...