Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»
план-конспект занятия (старшая группа)

Светлана Николаевна Перцева

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.

Задачи:

Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).

Закреплять знания детей о труде хлеборобов.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.

Оборудование: каравай хлеба с солью на подносе, зёрна и колоски пшеницы и ржи на подносах, презентация «Как хлеб на стол пришёл», мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_vsemu_golova.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Алёнушка»

п. Верхнеднепровский  Смоленской области

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» (комплексный)

Старшая группа

Автор: Перцева Светлана Николаевна

воспитатель 1 квалификационной категории

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.

Задачи:

Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).

Закреплять знания детей о труде хлеборобов.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.

Оборудование: каравай хлеба с солью на подносе, зёрна и колоски пшеницы и ржи на подносах, презентация «Как хлеб на стол пришёл», мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.

Ход образовательной деятельности.

(Воспитатель встречает детей в народном костюме с хлебом и солью, покрытым сверху полотенцем)

- Здравствуйте ребята, я пришла к вам с угощением, которым встречали на Руси самых дорогих гостей.

- Как вы думаете, что это? (дети высказывают предположения, если не догадываются, воспитатель просит определить по запаху)

- Да, это хлеб и соль.

- Хлеб да соль по-старинному подношу, поклоняясь, отведать прошу.

А вкушали  хлеб, отламывая небольшой кусочек, слегка опускали в соль и съедали (дети угощаются хлебом с солью).

- Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это слово «хлебосольство».

- Как вы думаете, что обозначает это слово? (рассуждения детей).

- Оно обозначает радушее при угощении, гостеприимство.

В старину самыми ценными продуктами, для простого человека, были хлеб, да соль. О хлебосольстве хозяина говорили: «Дом, как полная чаша – хлеб-соль со стола не сходят». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обода стол чистой скатертью и ставить в центре хлеб с солью.

(воспитатель передаёт каравай хлеба взрослому, расстилает на стол скатерть и ставит посередине хлеб, а рядом солонку с солью)

- Если в дом приходил посторонний и заставал хозяев за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб да соль».

- Ребята, поприветствуете меня этими совами.

Дети: «Хлеб да соль».

- Хлеб кушать милости прошу. Присаживайтесь гости  дорогие за стол.

Хлеб и соль сопровождали радостные события в жизни людей. Когда рождался малыш, матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть кусочек. Крошку хлеба клали и к малышу. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать. Такое уважение к хлебу было потому, что хлеб всегда являлся символом нелёгкого труда.

- Ребята, а вы знаете, как выращивают хлеб? (высказывания детей)

Просмотр 1 слайда (вспахивание земли трактором с плугами)

- Что нужно, чтобы растение выросло? (посадить зерно в землю)

- Какая должна быть земля? (вспаханная, рыхлая)

- Какая техника выходит на поля первой? (тракторы вспахивают землю)

Просмотр 2 слайда (вспахивание земли сохой)

- Как вспахивали землю в старину? (пахарь вспахивал землю сохой, ему помогла лошадь или волы)

Просмотр 3 слайда (посев зерна сеялкой)

- Какая техника помогает человеку посеять зерно? (сеялки)

Просмотр 4 слайда (посев зерна человеком, вручную)

- Как сеяли зерно наши предки? (ходили по полю, разбрасывая зерно)

Просмотр 5 слайда (всходы зерна, зерновые созрели)

- Посмотрите, как появляются первые всходы, а затем наливается колос.

Просмотр 6 слайда (уборка зерна комбайном)

- Какая современная техника помогает в уборке зерна? (комбайн)

Просмотр 7 слайда (уборка зерна вручную)

Как убирали зерно раньше? (срезали серпом, вязали в снопы, затем обмолачивали цепами)

Просмотр 8 слайда (современное зернохранилище)

- Где в наше время хранят зерно? (в зернохранилище)

Просмотр 9 слайда (хранение зерна в амбаре)

- Где хранили зерно раньше? (в амбаре)

Просмотр 10 слайда (старинные и современные мельницы)

- Где мелят зерно? (на мельнице)

- Посмотрите, какие были мельницы раньше и как выглядят современные мельницы.

Просмотр 11 слайда (приготовление хлеба в печи)

- Где выпекали хлеб в старину? (в печи)

Просмотр 12 слайда (приготовление хлеба на хлебозаводе)

Посмотрите, как выпекается хлеб на хлебозаводах.

Физкультминутка: «Зерно»

Мы посеяли зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зёрнышко,

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает,

Вот как весело играет.

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

(дети садятся за стол)

- Ребята, а вы видели пшеницу и рожь? (ответы детей)

- А вот они (воспитатель расставляет детям подносы, на которых колоски пшеницы и ржи, коробочки с зерном пшеницы и ржи)

- Колос ржи длинный, тонкий, усики у него короткие. Покажите его.

- Колос пшеницы короче, толще, усики у него длиннее. Покажите его.

- Зёрна пшеницы круглые. Покажите их.

- Зёрна ржи длинные. Покажите их.

- Как вы думаете, какая мука получается из ржи, а какая из пшеницы? (ответы детей)

- Что выпекают из ржаной муки, а что из пшеничной? (ответы детей)

(воспитатель показывает  на подносе черный и белый хлеб)

- Вот мы и вспомнили, как выращивают рожь и пшеницу. Как много людей занято в производстве хлеба. Какой огромный труд люди проделывают, чтобы мягкий, вкусный хлеб попал к нам на стол. Поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

«Хлеб всему голова» – завещали родители своим детям.

(звучит песня «Хлеб всему голова»)

- А ещё на Руси говорили: «Без хлеба, нет обеда»

- У нас на столе стоит каравай, и я вам говорю: «Милости прошу хлеб кушать и чай пить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хлеб всему голова»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Хлеб всему голова»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности: «Хлеб - всему голова»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельностипо образовательной области«познавательное развитие»Тема: «Хлеб - всему голова»...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».

Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.  Задачи:Коррекционно-о...

Конспект Организованной образовательной деятельности "Хлеб всему голова"

Цель: закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить с трудом хлебороба. Воспитывать в детях чувство у...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель:  Расширить знания детей о хлебе.Задачи:-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания-Учить де...