Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Семья и семейные традиции »
проект
Тип проекта: групповой, долгосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико- ориентированный)
Участники: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Срок реализации: 4 октября – 23 октября 2021г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya_i_semeynye_traditsii.docx | 267.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Традиции моей семьи»
Авторы проекта:
Воспитатели:
Остаева Арина Владимировна
Ермоленкова Виктория Викторовна
Участники проекта:
воспитатели, родители и дети.
2021 уч. год
Паспорт педагогического проекта
Тема: «Традиции моей семьи»
Тип проекта: групповой, долгосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико- ориентированный)
Участники: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Срок реализации: 4 октября – 23 октября 2021г.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации);
- дидактические игры;
- подбор подвижных игр;
- выставка рисунков родителей и детей.
Актуальность данного проекта: Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Цель проекта: формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Развивать любознательность и познавательную активность.
- Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими.
- Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
- Познакомить с международным праздником традицией «День матери»
- Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Методы проекта:
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа,
- наглядные: рассматривание книг, иллюстраций; просмотр мультфильмов;
- практические: играем дружно.
Метод трех вопросов:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Где и как найдем ответы на вопросы? |
Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру. Где работают родители | Что такое традиции? Откуда берется отчество? Что означает мое имя? Кто самый главный в семье? Кем работали бабушка и дедушка? Зачем празднуют день рождения? | Спросить у мамы, папы. Спросить у воспитателя Спросить у друзей Прочитать в книгах Посмотреть в компьютере с мамой |
Задачи по работе с родителями:
- Повысить компетентность родителей по теме проекта;
- Рисование дома, вместе с детьми, рисунков по теме проекта;
- Обогащать знания детей при чтении дома детям стихов и рассказов по теме проекта; разучивание песен;
- Подготовка консультации для родителей «Возрождение семейных традиций».
- Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».
Предполагаемый результат: Все участники познакомятся с традициями, лучше узнают свои корни. Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
- Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе.
• Опрос детей «Что я знаю о семье?».
• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д.
• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».
• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.
• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.
• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;
• Организация выставки семейных гербов и семейное древо.
• Беседы с родителями о необходимости принятия участия в проекте.
Задачи:
- определить актуальные знания детей по теме проекта;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
- Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
- Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
- Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
- Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
2 этап – практический.
• проведение тематических бесед с детьми с использованием наглядного материала по теме проекта;
• чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций;
• организация папок-передвижек, альбомов на тему проекта;
•Совместная деятельность детей и родителей:
• консультация на тему «Семья и семейные ценности!»
• Изготовление гербов семьи, семейное древо, семейное блюдо.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развивать выразительность речи, моторику рук;
- развивать познавательные способности у детей;
- воспитывать любовь и уважение друг к другу.
Формы организации работы 2 этапа:
•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, творческая деятельность).
Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Беседы:«Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Что такое родословная моей семьи», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении) Чтение художественной литературы:стихи, рассказы, соответствующей тематике: Б. Емельянов «Мамины руки», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Пермяк «Мамина работа», В. Белов «Мамина дочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т. А. Шорыгина «Похищенное имя», Б. Житков «Чудесное имя». • Чтение сказок«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса». • Знакомство с пословицами и поговорками о семье. • загадки по теме • Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья»,«Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа» • Словесные игры: «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?». • прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер». Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Собери портрет из деталей», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки?», «Маленькие помощники», «Родственные отношения», «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола) Подвижные игры:«Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим…» (с мячом), «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка». • Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?» • Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» • Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники», Художественно-продуктивная деятельность:рисование «Мой дом», «Моя семья» (по шаблону) • рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки» • аппликация «Фартук для бабушки», • создание коллажа «Я люблю свою семью» | Выставка книг по теме недели. Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».Оформление родительского стенда к празднику «День матери». Конкурс: «Герб моей семьи. Рецепт любимого блюда нашей семьи.Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций», Изготовление каждой семьей генеалогического древа. Консультация «Семья и семейные ценности!», |
Системная «паутинка» проекта
Познавательное развитие | Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге. Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Путешествие в мир посуды», «Веселая семейка мебели». Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», Федорино горе», «Мойдодыр». |
Речевое развитие | • Разучивание стихов, песен, хороводов. • Рассматривание иллюстраций картин (портретов, составление описательных рассказов по алгоритму. • Экскурсия по детскому саду (закрепить и уточнить знания детей о профессиях в детском саду) • Дидактические игры «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Придумай загадку»(упражнение в описании предмета, «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Какое слово самое короткое?». • чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Пермяк «Мамина работа», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т. А. Шорыгина «Похищенное имя», Б. Житков «Чудесное имя». • Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса». • Знакомство с пословицами и поговорками о семье. • загадки по теме • Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа» • Словесные игры «Радио», «Кто старше/ младше?», «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?». |
Социально – коммуникативное развитие | сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская». • Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п. • Ситуативное обсуждение домашних рецептов /отзывы о приготовлении блюд дома/ • Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой…» |
Художественно – эстетическое развитие | • прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке. • разучивание колыбельных песен рисование «Мой дом», «Моя семья» (по шаблону, • рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки» • аппликация «Фартук для бабушки», «• создание коллажа «Я люблю свою семью» • лепка «Кукла- пеленашка» ,«Чайный сервиз», • ручной труд «Топиарий- дерево счастья» (из помпонов, «Цветок для мамы», «Мебель для моей семьи» (стол и стул, кукла-пеленашка для игры. |
Физическое развитие | «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим…» (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы», • Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек, игра-соревнование «Разложи рабочую и праздничную одежду»(с обручами) • Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?» • Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» • Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники», |
3 этап – Заключительный этап:
-Подведение итогов проекта.
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
-Выставка рисунков совместной работы детей и родителей.
Задачи:
- развивать творческие способности;
- развивать умение отвечать на вопросы;
- развивать наблюдательность и любознательность, познавательную активность;
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты:
Мы думаем, что выбранная нами тема проекта перспективна, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»
Ожидаемые результаты:
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
прошлое своей семьи;
происхождение своей фамилии;
народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.);
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
у них будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
знать свою родословную, минимум до третьего колена;
откуда произошли их фамилии;
будут знать историю своих реликвий;
знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
научатся организовывать семейные праздники;
сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
соберут копилку семейных реликвий.
Трансляция проекта: Изготовление совместно родители и детиГерб семьи, семейное древо, рецепты и любимые блюда семей и Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями».
Перспективы проекта: Наш проект имеет перспективу- мы не затронули темы «Семейные реликвии» и «Происхождение фамилии».
Приложения к проекту
Беседа: «Что такое семья»
Ребята! Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: «семья»
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз.
На самом деле, приглядитесь по внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
На кого из родных вы похожи внешне? На кого по характеру? Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно: Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружеской семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.
Недаром говорится в народе: «не нужен и клад, коли в семье лад», «согласная семья – самая счастливая!»
Что же такое согласная семья?
Правильно! Это семья, где все живут в согласии.
Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Родительское сердце – в детках. «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.
Конспект беседы «Родословная»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цели: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе;
Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью;
Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;
Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).
Предварительная работа: изготовление родителями генеалогического древа, разучивание пословиц.
Материалы: фотографии семьи, генеалогическое древо.
Ход беседы:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (семья)
Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?
Дети: О семье.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
2. Основная часть
Рассказ детей о своей семье.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят по желанию к фотографиям своей семьи, рассказывают, кто изображён).
Вопросы:
- С кем ты живёшь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
-Кто кому мама?
-Кто кому сын (дочка?
-Для мамы ты кто?
-А для бабушки?
- Для брата сестры?
-Вы любите своих близких? Почему?
-Кто чем занимается в семье?
-Кто о тебе заботится?
-Как ты заботишься о других?
Физминутка. «Моя семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши);
Кто живёт у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч);
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши);
Всех могу пересчитать (пальцем пересчитываем).
Папа, мама, брат, сестрёнка;
Кошка Мурка, два котёнка;
Мой щегол, сверчок и я;
Вот и вся моя семья. (загибают поочерёдно пальцы в руке).
Воспитатель: Читает стихотворения О. Дриз.
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо сырое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся ясно и тепло.
Вот уже солнышко в комнате взошло.
Воспитатель: Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.)Каквы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.)Как вы называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют их ваши родители? (Мама, папа.)
Самые важные и уважаемые в семье считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.) Мы должны их уважать за то, что они дали жизнь нашим родителям.
У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших пап и мам они тоже есть. Скажите, как мы их всех можем назвать? (Родственники.)
Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы думаете, что означает слово «род»? (Предложения детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. Большой род всегда изображали в виде дерева. Которое называют «генеалогическое древо», дети рассматривают «генеалогическое древо» своей семьи.
Пальчиковая игра «Дружная семья».
(Дети по очереди загибают пальцы в кулак.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Как хорошо, что у вас есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. (Педагог читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.)
При солнышке тепло, при матери – добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
3. Итог.
-О чём мы с вами говорили?
-Кого можно назвать родственниками?
-Что такое генеалогическое древо?
Молодцы! Вы все хорошо поработали.
Беседа: Тема: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Программное содержание:
Учить детей аргументировать выбор друга, ценить дружбу, беречь ее. Акцентировать внимание на положительных чертах характера и поступков мальчиков и девочек.
Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.
Предварительная работа:
Заучивание пословиц о дружбе, беседа и рассматривание иллюстраций из серии «Человек и его поступки», чтение художественной литературы: Л. Толстой «Два товарища», С. Седов «Сказка про Сережу и Лену», Е. Серова «Нехорошая история».
Оборудование и материалы:
Кукла - мальчик, кукла - девочка, иллюстрации на тему о дружбе и поступках, музыкальный центр, диски, аудиокассета, схемы - действий мальчиков и девочек, фломастеры, У2 альбомного листа.
Структура и методические приемы:
Вводная часть.
Прослушивание песни о дружбе. Организационный момент (мальчики предлагают стульчики девочкам).
Вопросы к детям:
Ребята, о чем песня?
Что такое дружба? и т. д. Высказывания детей.
Основная часть. Рассказ детей о своем друге (2-3 ребенка). Рассказывание пословиц о дружбе и друзьях. Высказывания детей. Игры «Назовите имена девочек», «Назовите имена мальчиков». Знакомство со схемами - действий мальчиков и девочек. Физминутка под фонограмму. Беседа. Рассматривание иллюстраций из двух и трех ситуаций.
Дети заходят в группу под фонограмму и поют песню о дружбе. Поставлены стульчики только для девочек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть? Кому предложить присесть на них? (Мальчики должны предложить сесть девочкам, а для себя предложить другие). Дети, под какую песню мы зашли в группу? Дети: Под песню о дружбе.
Воспитатель: Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить? Дети: Да, о дружбе.
Воспитатель: Ребята, у вас есть друзья? Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, какого человека можно назвать другом? Ответы детей: (Того, который помогает, не бросает в трудную минуту,
разделит вместе радость и горе, готов всегда прийти на помощь). Воспитатель: Настоящий друг какой?
Ответы детей: (Верный, близкий, терпеливый, надежный). Воспитатель: Вспомните пословицы о дружбе. Дети: Новых друзей наживай, а старых не забывай. Помогай другу везде, не оставляй его в беде. Друга ищи - а найдешь, береги. Дружбу помни, а зло забывай. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг за друга стой, и выиграешь бой.
Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков. Воспитатель: Булат, как ты понимаешь свою пословицу? Вика, как ты поняла пословицу Элины? (Спросить двух - трех детей). Савва, кого ты можешь назвать своим другом? Почему? (Спросить двух - трех детей).
Ребята, а кого еще можно считать своим другом. Ответы детей: (Маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку и т. д.). Воспитатель: А только ли люди могут быть нашими друзьями?
Ответы детей:.
Воспитатель: А можно подружиться с животными? Что нужно делать, чтобы
кошки, собаки приносили радость? Ответы детей: (Ухаживать, кормить, убирать за ними, гулять, лечить).
Воспитатель: Да, и они ответят вам лаской, добротой.
Ребята, а можно дружить с книгами? И как надо дружить с ними? Ответы детей: (Читать, чинить, если порвались, беречь их). Воспитатель: Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы сам был
хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.
А теперь поиграем. Игра «Назовите имена мальчиков», а показать куклу - девочку. Добиться от детей доказательства, что это девочка, и назвать имена девочек. Воспитатель: Спросим у мальчиков, какой должна быть девочка, с которой
хотелось бы дружить. Мальчики называют по очереди качества девочек, передавая куклу - девочку. Варианты ответов мальчиков ; (Девочка ; должна быть доброй, аккуратной, заботливой, красивой, стильной, спортивной, хорошей хозяйкой). Воспитатель: А какой не должна быть девочка? Ответы мальчиков: (Злой, ленивой, неряшливой).
Игра «Назовите имена мальчиков». Показать куклу - мальчика. Девочки рассказывают, что это мальчик, потому что он одет в брюки, рубашку, жилет,короткая стрижка.
Воспитатель: Девочки, скажите, каким должен быть мальчик, с которым бы
хотелось дружить?
Девочки называют качества мальчиков, передавая куклу - мальчика друг другу.
Варианты ответов девочек: (Мальчик должен быть умным, сильным, ловким,
смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не лгать, уступать игрушки).
Воспитатель: Девочки, а скажите, каким мальчик не должен быть?
Ответы девочек: (Мальчик не должен быть ленивым, трусливым, слабым).
Работа со схемами - действий мальчиков и девочек. Разобрать вместе с детьми.
Воспитатель: Да, ребята. Все хотят иметь верного друга. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступил с вами. Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят о вас. Поэтому, если ваш друг совершит недостойный поступок, помогите ему стать хорошим, не поощряйте его недостатки. Верный друг разделит с вами и радость, и беду.
Физминутка под фонограмму.
Воспитатель: А теперь разберемся в ситуациях.
Ситуация первая из двух картинок: девочка идет по ; лестнице с корзиной
продуктов. Сзади девочки идет мальчик.
Кого вы видите на картинке? Что можно сказать об этой ситуации?
Как вы думаете, чем закончилась эта ситуация?
Варианты ответов детей:.
Я усложняю для вас задание. Вывешиваются сразу три картины. Предлагается расставить картины по развитию ситуации (с чего всего началось, как развивались события).
Варианты ответов детей:.
Рассмотрев эти ситуации, теперь и мальчики, и девочки будут помогать друг другу в любых ситуациях. Рисование автопортрета (под музыку) и дарение друзьям. Поощрение детей. Воспитатель: А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите и улыбнитесь.
Беседа «Что такое традиции и традиции моей семьи»
Задачи:
1. Формировать представление о семье
2. Воспитывать уважение и любовь к своей семье
3. Изучение семей и традиций семьи
Оборудование: Фотографии семьи и рисунки детей, на которых нарисованны традиции, конверт с письмом и картинкой, смайлы (зеленое- веселое, желтое- равнодушное, красное- печальное, недовольное, картонный дом.
Предварительная работа: составление рассказов по картинке на тему «Семья», рассматривание семейных фотографий, рисование семьи, лепка семьи, чтение рассказов, стихотворений на данную тему, сюжетно- ролевые и настольные игры.
Ход беседы:
1. Организационный момент
- Ребята, сейчас я под дверью нашей группы нашла письмо, которые адрессовано нам от девочки Маши. Давайте его прочитаем.
Воспитатель достает из конверта картинку с изображением семьи (вывешивает на доску) и письмо.
- Посмотрите, Маша нам отправила фотографию. Кто изображен на этой фотографии? (взрослые, дети, родители, сын, дочь). А как одним словом можно назвать? (Семья). И еще она написала стихотворение Олега Бундур. Я сейчас вам его прочитаю, а вы мне потом ответите, о чем же это стихотворение.
Семья (Олег Бундур)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (О семье)
- Правильно! Для автора семья- это что? (Ответы детей по стихотворению)
- Молодцы! А для вас, что такое семья? (Ответы детей)
- Хорошо! Кто мне скажет, о чем мы сегодня с вами поговорим? (О семье)
- Правильно, о семье, но и о традициях, которые существуют в вашей семье. И Маше очень интересно услышать о вашей семье, и какие у вас есть традиции. Потом мы с вами напишем ей ответное письмо и вышлем фотографии с вашими семьями.
2. Основная часть
- Семья- это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни!
- Из чего может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестренки и братики, бабушки и дедушки)
- Молодцы! Вот посмотрите на Машину фотографию. Маша живет с мамой Ириной и папой Сашей. У нее есть сестричка Соня, а также с ней живет бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. Но, а Маша ходит в садик. У них в семье есть традиция, отмечать День Рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьей на море отдыхать.
- Теперь расскажите, из каких членов семьи состоит Машина семья? (ответы детей)
- А, какие традиции у них существуют? (Ответы детей)
- Правильно! А кто хочет рассказать по фотографии и рисунку о своей семье? (Рассказывают 4-5 человек)
- Спасибо! Молодцы!
- Чей рассказ вам больше всего понравился, и почему? (Ответы детей)
- Теперь скажите, чем похожи все семьи, о которых рассказывали? Чем отличаются? (Ответы детей)
Воспитатель с детьми кратко обсуждают, а также, какие семейные традиции существуют.
- Ребята, а существует ли такая традиция, как собираться в кругу семьи на активный (спортивный) отдых для здоровья (например: зимой на лыжах,на коньках; летом сплавляться, ходить в походы?
- А у вас есть такие традиции? Какие? (Ответы детей)
- Вы знаете, у Маши в семье, есть традиция делать каждое утро зарядку. И сейчас мы с вами попробуем тоже сделать ее.
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (Ответы детей)
- Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- Молодцы! Правильно! Хорошо, вы знаете членов семьи.
- А какая ваша семья? (Ответы детей)
3. Итог беседы
- Теперь, скажите, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть? (Ответы детей)
- О чем мы напишем Маше в нашем письме?
- Сейчас посмотрите на доску, что вы видите на ней? (Домик)
- У вас есть на столах смайлы, какие они цветом? (Зеленый, желтый, и красный).
- Если вам понравилась наша беседа, то прикрепите на домик зеленый смайл, если же не очень понравилось, то желтый, если вам беседа была не интересна, то красный.
Дети берут смайлы и прикрепляют их на домик.
Конспект беседы «Моя семья»
Цель: обобщение представлений о семье и родственных отношениях.
Задачи:- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях: какие бывают семьи, и кто чем занимается дома;
- формировать навыки диалогической речи: уметь слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.
Словарная работа: члены семьи, любовь, уважение и забота к друг другу;
Материал: семейные фотографии детей.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье"; чтение и рассказывание сказок "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья".
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем все в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: А теперь тихо садимся на свои места. Сели правильно, руки полочкой, спинки выпрямили, ноги вместе.
-Ребята, я приготовила для вас загадку, а вы попробуйте ее отгадать
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. семья.
- Правильно! Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье и мы послушаем ваши рассказы.
(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Я хвалю ребят за интересные рассказы, при затруднении помогаю наводящими вопросами, обращаю внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).
Воспитатель: Молодцы, хорошие и интересные получились у вас рассказы, но не все ребята смогли рассказать, а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья. Поэтому, предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется "Какая у вас семья?" И поможет нам в игре волшебный мячик.
Ребята, встаньте все в кругу, а я с мячиком встану в центр круга. Я брошу одному из вас мяч и спрашиваю: - Какая у вас семья? Тот, кто поймает мяч, должен будет ответить на вопрос. Например, моя семья дружная. (большая, маленькая, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая)
(Если дети затрудняются подобрать прилагательное, применяю метод прямой подсказки, например: -А если у вас в семье много людей. большая; -А если у вас все живут дружно. дружная; -А если в семье все друг о друге заботятся. заботливая.)
Воспитатель: Молодцы, вижу, замечательные у вас семьи. А еще мне хочется узнать, кто чем занят в вашей семье. Поэтому предлагаю вам поиграть в игру "Кто, что делает в нашей семье?".
Я задаю одному из вас вопрос, например: -Что делает твоя мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), Тот, кто поймает мячик должен ответить на него, например: моя мама моет посуду. (гладит, стирает, готовит, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, проверяет уроки, ходит в магазин за покупками, учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит.)
Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас пройдем в нашу художественную мастерскую, и каждый из вас нарисует свою семью, а вечером вы подарите свои рисунки родителям.
Конспект занятия Тема: «Для чего человеку дано имя»
Цели:
1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
образование полных имен, отчества.
3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.
4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.
5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.
Ход занятия:
Организационный момент.
При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.
Основная часть. Имя.
На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?
- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….
И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
(Имя).
- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).
Беседа «Твое имя»
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?
Все имена что-то означают, например, Марина – морская.
- Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?
Саша (Александр) – мужественный, защитник.
Дарья – побеждающая.
Катя – чистая, непорочная.
Маша-святая, высокая.
Павел - Малый.
Алёна - Солнечная.
Алиса - Благородная.
Егор - Возделывающий землю.
Иван - Милость Божья.
Дмитрий - Плод земной.
Диана - Божественная.
Ксения - Чужая, гостья.
Артем – Здоровый.
Кира - Управляющая кораблем.
Федор - Божий дар.
Виктория - Победа.
Татьяна - Учредительница, поставленная, назначенная.
София - Мудрая, мастерство, премудрость.
Василиса - Царица.
Сергей - Высокочтимый.
Мирон - Божий человек.
Слава - Священная слава.
Игра «Назови ласково».
- Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…
Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».
(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)
Беседа «Полные имена, имя и отчество».
Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.
- Саша, как зовут твоего папу? (Толя).
Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.
- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).
- На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.
Людей с одинаковыми именами называют «тезками».
Физминутка.
Раз, 2,3,4,5,
Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.
По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.
Мы пройдем совсем немножко.
Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.
И на корточки присели. Присесть на корточки.
Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки
вверх.
И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.
А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.
И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.
Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.
Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.
Это Лиза, это Даша.
«Поляна имен» (коллективная работа).
Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).
С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.
Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.
Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись.
Итог.
Рассматриваются результаты коллективной работы.
- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.
- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.
- Закрепляются понятия «тезка», «отчество».
Тема занятия аппликация «Фартук для бабушки»
Цель: развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, используя разные способы создания выразительного образа.
Задачи:
- Закрепить у детей навыки работы с трафаретами, совершенствовать навыки работы с ножницами.
- Учить детей делать аппликацию, дополняя ее деталями, придающими работе особую выразительность.
- Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.
- Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Методические приёмы:
1. Беседа;
2. Рассматривание;
3. Показ;
4. Объяснение;
5. Напоминание;
6. Художественное слово.
Материалы:
1.Картон разного цвета.
2.Салфетки бумажные белого цвета, бумага цветная.
3.Кисти клеевые, клеенки, салфетки, ножницы, простые карандаши.
4.Клей ПВА.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
- Кто рукавички нам теплые вяжет?
Сказочку добрую кто нам расскажет?
Вкусный-превкусный пирог испечет?
И колыбельную песню споет? (Бабушка)
- Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье? (Бабушка.)
Кто дом поутру прибирает,
Обед приготовит нам? (Бабушка.)
С внучатами кто играет,
Успеет и тут, и там? (Бабушка.)
- Расскажите о своих бабушках, чем они занимаются дома, какие у них заботы?
Воспитатель читает стихотворение:
Бабушка – это сама доброта.
Там где она, там уют, чистота.
Вкусные блинчики и пирожки.
Буйная зелень, с цветами горшки.
Бабушка - это волшебная сказка.
Мудрость, забота и нежная ласка.
Бабушка наша совсем не старушка,
Это моя дорогая подружка.
Я уважаю бабулю мою.
Ей помогаю я и не грублю.
С ней мне так тихо, спокойно всегда.
С бабушкой мне и беда не беда.
- Бабушка... У каждого из нас с этим, словом связаны воспоминания о своём детстве. Мы помним добрые глаза, тёплую улыбку и ласковые руки, которые гладили нас по головке или протягивали удивительно вкусный пирожок. Первую колыбельную песню в своей жизни, первую сказку многие из нас, конечно, услышали из уст своих бабушек.
Сколько тепла, внимания, любви и ласки отдают своим внукам наши бабушки! Они очень добрые и мудрые, учат нас только хорошему - доброте, вежливости. Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому не мешает им почаще помогать. Даю вам, ребята, домашнее задание: тем, у кого бабушка живет в деревне или другом городе, сегодня же постараться написать письмо, а у кого бабушка дома - не забывать поблагодарить ее за обед, а когда нужно - обязательно помочь. И стараться делать так каждый день, без напоминаний и просьб.
Давайте сделаем нашим бабушкам подарок в честь праздника! А делать мы будем с вами праздничный фартук. Для этого нам необходимо:
- Сложить цветной картон пополам, как открытку.
- Обвести по трафарету фартук, вырезать.
- Сложить цветную бумагу пополам, вырезать карман для фартука.
- Обвести по трафарету ложку с вилкой.
- Вырезать из цветной бумаги украшения и завязки для фартука.
- Из салфетки, сложенной несколько раз, вырезать цветок и сделать его объемным, приподнимая лепестки.
- Аккуратно наклеить все элементы.
Конспект занятия по рисованию «Мой дом»
Цели:
Развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных ценностях родного города, беречь и охранять их. Продолжать знакомить детей с малой родиной. Умение выразительно передать образы объектов окружающего мира, изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений. Приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.
Задачи:
- продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы.
- закреплять представление о форме предметов, величине.
- уточнить представление о родном городе.
- закреплять цвета и их оттенки.
- развивать творчество, умение работать самостоятельно.
-прививать любовь к родному городу.
- воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа:
-чтение рассказов, сказок о родном крае.
- рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и архитектурных сооружений родного города.
-конструктивные игры в свободное время.
Материалы и инструменты:
Альбомы, краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации по данной теме.
Словарная работа: прямоугольный, высокий-низкий, прямая линия.
1. Ход НОД:
Воспитатель:
- Дети, вы знаете, что наш мир состоит из множества красок? Всё вокруг яркое. Наше настроение тоже бывает разным, оно раскрашено в разные краски. Вот у меня есть красивая коробочка – она волшебная. Мы сейчас в нее подуем, и в ней окажется наше хорошее разноцветное настроение.
Подумайте, какого цвета у вас сегодня настроение. У меня, например, зеленое настроение
Дети отвечают.
Воспитатель:
-Вот как много красок, доброты, хорошего настроения появилось в волшебной коробочке.
- Ребята, как вы думаете, а в нашем детском саду живут краски?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Правильно, много красок живет в садике. А в нашем городе живут краски? Да, ведь наш город разноцветный.
2. Отгадывание загадок про город.
Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы. (Дом)
Вот жилище горожан:
В кухне есть плита и кран,
Ванна есть и туалет,
Мебель в комнате, паркет.
Заходи в нее, живи,
Только слово назови. (Квартира)
Вот проснулись утром рано
Два больших подъемных крана,
Чтобы собирать высотку,
Настоящую красотку.
Близко вы не подходите,
Но объект мне назовите. (Стройка)
Угадай, куда ведут
Малышей с утра.
Тут и завтрак, и уют,
Няня, медсестра. (Детский сад)
Тут на каждом этаже
Побывали мы уже.
Вот внизу - регистратура,
А повыше - логопед.
Врач лечебной физкультуры
И массажный кабинет.
А пройдете коридор -
Там табличка "Доктор ЛОР". (Поликлиника)
Воспитатель:
- Скажите, как называется город, в котором мы с вами живём?
Дети:
- Город Колпино.
Воспитатель:
-А в какой республике находится наш город?
Дети:
- Котельники.
Воспитатель:- Правильно. Ребята, а город Котельники большой или маленький?
Дети:- Большой.
Воспитатель:- Скажите, что находится в нашем городе?
Ответы детей.
Воспитатель:- Вы всё правильно сказали, ребята, наш город большой, красивый, с большими домами, с магазинами, с больницами, со школами, с детскими садиками, с театрами.
-Вот он какой наш город! (показ города на слайдах)
Утром рано мы встаем, город видим за окном.
Он проснулся, он живет, нас на улицу зовет.
Дома бывают разные: высокие и низкие,
Зеленые и красные, далекие и близкие.
Панельные, кирпичные, вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные – дома бывают разные.
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю вам нарисовать дома нашего города. Наша волшебная коробочка превращает вас всех в художников. Рассаживайтесь за столы. Давайте, ребята, рассмотрим дома – какой они формы (прямоугольные). Правильно, они могут быть высокие, узкие, а бывают низкие, широкие. (воспитатель показывает на листе бумаги рисование прямоугольного дома). Попробуйте нарисовать свой дом.
3. Физ. минутка.
Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)
Раз, два — выше голова
Раз, два — выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
4. Выполнение работы.
Воспитатель:
- Дети, давайте вспомним, как мы набираем краску на кисточку (обмакиваем кисточку в краску, а остаток убираем о край баночки). Когда нам нужно взять краску другого цвета, мы тщательно промываем кисточку в воде, и обмакиваем её о салфетку. Можете приступать. Сядьте правильно: спинку выпрямите, ноги вместе, кисточку возьмите тремя пальчиками. Сначала давайте попробуем нарисовать большой дом в воздухе.
Самостоятельная творческая деятельность детей. Помощь воспитателя затрудняющимся детям.
По мере выполнения, рисунки располагаются на доске.
5. Итог и анализ детских работ.
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю рассмотреть ваши рисунки. Все они очень хороши.
- Дети, вам самим понравились ваши рисунки? И мне очень понравились. Вы все сегодня очень постарались. Что вам сегодня больше всего понравилось делать?
Ответы детей.
Воспитатель:
А свои рисунки мы покажем мамам, папам.
Занятие поИЗО по теме «Я и моя семья».
Задачи:
1. Формирование представления о семье;
2. Воспитание уважения и любви к своей семье;
3. Развитие чувства цвета, мелкой моторики рук;
4. Обогащение словарного запаса детей;
5. Закрепление приемов рисования карандашами, красками, восковыми мелками.
Цель:
Создание рисунка семьи при помощи силуэта ладошки.
Оборудование:готовый рисунок-образец, трафареты домиков, фотографии детей и их семей, шаблоны ладоней,карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Содержание:
1. Организационный момент.
Игра "В круг ребята собрались"(Дети встают в круг и, держась за руки произносят слова игры.)
"Собрались ребята в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!"
Воспитатель:" Ребята отгадайте загадку:
Вот ведь дело-то какое,
Нас не семеро, а трое:
Папа, мамочка и я,
Но все вместе мы. (семья)"
Воспитатель говорит, что сегодняшнее занятие посвящено семье.
На доске выставляется трафареты домиков, в окошках которых выставлены фото детей.
2. Проблемный и информационный этапы.
Дид. игра "В домик селим мы родню"
Детям раздаются изображения домов с пустыми окнами. Предлагается заселить домики используя фотографии родных, а затем рассказать о своей семье.
3. Практическая работа.
Моделирование ситуации.
Воспитатель использует коробку с сюрпризом. В этой коробке находятся шаблоны ладошек.
- Ребята, пальцы- это самые главные помощники людей. Именно они помогают нам рисовать, держат карандаш. 5 пальчиков всегда вместе, как члены одной семьи.
Давайте вместе с вами превратим каждый пальчик в папу, маму, дедушку, бабушку и себя.
Алгоритм выполнения:
1) Положили шаблон ладошки перед собой.
2) Фломастерами, карандашами или мелками нарисуйте на пальчиках глазки, нос, рот, уши и волосы. (педагог показывает на доске, как это сделать)
Так же можно нарисовать шляпы, бусы, галстуки, бантики, шарфики и т. д.
Во время выполнения задания воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, помогает советом, подсказывает.
4. Физкульт-минутка.
"Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик-я,
Вот и вся моя семья!"
Дети правой рукой показывают и загибают пальцы на левой руке, а потом наоборот, меняют руки.
5. Анализ результатов. Рефлексия.
Подведение итогов.
Игра "Опиши семью".
Воспитатель бросает мяч по очереди детям. стоящим в кругу. Дети ловят мяч и называют прилагательные, описывающие свою семью:
Счастливая, большая,веселая, маленькая, заботливая и т. д.
После игры все работы детей помещают на выставку, работы обсуждаются, воспитатель хвалит детей.
Семья. Пословицы и поговорки семье
Брат брата не выдаст.
Братская любовь крепче каменной стены.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В своей семье всяк сам большой.
В семье и каша гуще.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Жизнь родителей в детях.
За общим столом еда вкуснее.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Куда мать, туда и дитя.
Мать кормит детей, как земля людей.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Старший брат как второй отец.
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
Терпенью матери нет предела.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Загадки про семью для детей
Моя семья
У меня семья большая:
Мама Нина, баба Рая,
Папу Александром звать,
Он бабуле просто — зять!
Ну а я бабуле — внучка.
И еще собачка Жучка
С нами вместе проживает,
Дом бабулин охраняет!
Кто в большой семье хозяин?
Ну конечно, баба Рая —
Здесь сомненья быть не может:
Всем подскажет и поможет,
У нее большой талант
Завязать красивый бант,
Маму с папой помирить
И красиво стол накрыть,
Приласкать, поцеловать,
На ночь сказку рассказать!
Даже Жучка понимает,
Чьи приказы выполняет,
Благодарно лижет руки —
От любви, а не от скуки!
* * *
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя... (мама)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (папы)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)
Бабушке — солнышко, дедушке — стих,
Много здоровья им на двоих!
Счастья желаем еще на два века,
С Днем пожилого вас... (человека)!
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная... (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились —
Стали... (пожилыми)
Им горжусь всегда по праву,
Хоть теперь он весь седой.
Кто ж с портрета смотрит браво? —
Это дед мой... (молодой)
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
- Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
• да, обязательно;
• возможно, если они сами собой сложились;
• нет, это пережитки прошлого.
- Какие семейные традиции вы соблюдаете?
• дни рождения членов семьи;
• дни поминовения усопших;
• коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;
• религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;
• государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др. ;
• день создания семьи;
• профессиональные праздники;
• оформление фотоальбомов;
• воскресные семейные обеды (ужины);
• проведение семейных советов;
• другое ___ .
- Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
• спорт;
• рыбалка;
• домашние животные;
• шитье;
• шахматы;
• чтение;
• компьютерные игры;
• рукоделие;
• музыка;
• коллекционирование;
• другое ___ .
- К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?
• спорт;
• рыбалка;
• домашние животные;
• шитье;
• шахматы;
• чтение;
• компьютерные игры;
• рукоделие;
• музыка;
• коллекционирование;
• другое ___ .
5. Какой труд объединяет вашу семью?
• работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;
• индивидуальная трудовая деятельность;
• общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;
• другое ___ .
6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?
• мама;
• бабушка;
• прабабушка;
• няня (гувернантка);
• папа;
• дедушка;
• другие родственники.
7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
• совместное чтение;
• прогулки на природе;
• обучение рукоделию;
• развивающие игры;
• занятия спортом;
• наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
• специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
• другое ___ .
8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения ___ .
Спасибо за сотрудничество!
Консультация для родителей «Семья и семейные традиции»
Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни, но по- настоящему счастливыми их может сделать только счастливая семья.
Ребёнок выносит из детства различные воспоминания, которые впоследствии накладывают отпечаток на всю его взрослую жизнь. Хорошо, если это будут добрые семейные традиции и обычаи и ребёнок по этой модели семейных отношений создаст свою крепкую и дружную семью.
Придумывая свои семейные традиции и обычаи, родители делают жизнь малыша более насыщенной и интересной.
Интересная и весёлая традиция получается из «главного» детского праздника – дня рождения. Этот день празднуется во всех семьях, независимо от материального положения. Очень часто получается, что родители организуют праздник для своего ребёнка и его друзей, а получается обычное застолье для взрослых. Если подойти к организации этого мероприятия с фантазией, привлечь к участию в нём гостей всех возрастов, можно превратить обычный день рождения в захватывающее приключение.
Прекрасная семейная традиция получается из поездок «на природу». Подобного рода экскурсии можно организовать таким образом, чтобы было интересно и взрослым, и детям. Нужно заранее продумать программу такого досуга, заранее обговорить предстоящую поездку. Независимо от планов на активный отдых, необходимо захватить с собой любимые игрушки, книги, раскраски, настольные игры. Обязательно следует учесть то обстоятельство, что отдых на природе должен быть безопасным.
Из обычных выходных, проведённых всей семьёй в виде экскурсии по городу, может получиться великолепная семейная традиция. Такого рода времяпровождение не только позволяет больше времени проводить вместе, но и получать от этого массу эстетических впечатлений. Чем больше и разнообразнее экскурсии, тем больше у дошкольников знаний о родном городе. Это и посещения театров, музеев, выставок, красивых архитектурных здания, а также зоопарка, цирка, кинотеатра. Некоторые экскурсии можно совершать несколько раз, например, на новые представления в цирке или спектакли в театре. Также интересная экскурсия может получиться от посещения городских парков и водоёмов. Когда малыш подрастёт и легче будет переносить дальние поездки, можно организовать экскурсии в другие города России.
Делая фотографии во время поездок и экскурсий, можно создать семейную хронику о весёлом совместном досуге. Если дома сохранились детские фотографии родителей, предков, письма, дневники, описания различных семейных событий, можно создать семейную летопись. В эту деятельность обязательно нужно привлечь дошкольников. Дети могут принять участие в оформлении семейных альбомов.
Несомненно, коллекционирование может стать отличной семейной традицией. Не имеет значения, что именно является объектом коллекции - модели машинок, игрушки из «Киндер-сюрпризов», наклейки, камушки и т. д. Если начинать коллекционировать, но целью нужно ставить не количество предметов, а их тематическую подборку. Предметы из коллекции можно красиво систематизировать, например, сделать альбом для наклеек или красивую полочку для игрушек. Несомненно, такие семейныеувлечения будут интересны и детям, и родителям. К тому же позволят расширить знания детей в определённой области.
Если в семье существует традиция совместно проводить летний отдых, то следует продумать программу отдыха и подготовиться к ней. Чаще всего, летом родителипланируют длительные и дальние поездки. Конечно, лучше путешествовать налегке, но следует брать с собой те вещи, к которым ребёнок привычен, чтобы ему было легче приспособиться к новой обстановке. Родители нередко мечтают во время отпуска заниматься «ничегонеделаньем», но дети есть дети и предпочитают активный отдых. Следует заранее придумать достаточно увлекательных дел, чтобы можно было получить удовольствие и радость от совместной деятельности.
Чем больше в семье будет добрых и интересных традиций, тем более увлекательной и весёлой станет жизнь этой семьи. Ребёнок поймёт, что ничего нет важнее, чем семейное благополучие и эмоциональное состояние близких. Удачи Вам и увлекательных традиций Вашей семье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованного вида деятельности по теме «Путешествие на остров звуков» с детьми старшего дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Морячок» муниципального образования город-курорт Г
Конспект логопедического занятия...
Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности...
Индивидуальный план работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на межаттестационный период 2019-2023 г.г.
Индивидуальный план работы воспитателямуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86»Нижнекамского муниципального района Республ...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Петушок» №16 «Мама, папа я спортивная семья»
сценарий праздника...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район Проект для детей старшей группы общеразвивающей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОС...