Формирование потребности в ЗОЖ у детей дошкольного возраста на основе использования народных традиций.
статья
Данная тема нацелена на изучение формирования навыков здорового образа жизни через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья. В изучении народных традиций человек может удовлетворить потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Поэтому именно изучение народных традиций, фольклора будет наилучшим образом способствовать организации культурного досуга детей и пропаганде здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_potrebnosti_v_zozh_nsportal.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование потребности в ЗОЖ у детей дошкольного возраста на основе использования народных традиций.
Ещё в древности люди водили хороводы, прыгали через костёр. Дети помогали родителям по дому, в поле и в саду. Каждый человек занимался чем-то важным, никто не сидел без дела. В каждом доме мужчина был охотником, рыбаком, косарём, и какой бы труд не был на плечах людей, никто не жаловался, все были просто рады. В древности это и был здоровый образ жизни, но называли это «работой».
Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения. Главная особенность существования традиций – сохранение их и передача.
К традициям физического воспитания относятся такие нормы, обычаи и порядки, которые непосредственно связаны с физическим трудом, обусловленным практическими потребностями людей в процессе производства материальных благ, а также стремлением людей к физическому совершенству. Традиции физического воспитания, как и любые народные традиции, связаны с историей народа, с условиями его жизни, отражают его прошлое и настоящее. Подвижные народные игры являются традиционным средством воспитания. Испокон веков в них ярко отражался быт народа, его труд, народные устои, представления о чести, отваге, стремление обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявляет смекалку, выносливость, волю и стремление к победе. Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихами и потешками. В играх усиливается эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут другую социальную направленность. Приобщиться к национальной культуре. Во время подвижных игр дети совершенствуют свои движения, развивают такие качества, как инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Радость движения сочетается в народных играх с духовным и физическим обогащением детей. Они обладают большим потенциалом для физического развития ребенка.
Народные игры – это яркое выражение играющего в них народа, отражение этноса в целом и истории его развития. В то же время игры можно рассматривать и с точки зрения педагогики и психологии как средство обучения, воспитания и формирования двигательной активности. Помимо всего, это отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии, эмоциональную составляющую нашей жизни. Многие процессы своей жизни русский народ отражал именно так, через игру. Для детей важно, чтобы в подвижных народных играх воспитывались психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками.
Национальные подвижные игры прививают дошкольникам любовь к родному краю, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству, традициям и обычаям родного народа.
Примеры народных игр:
«Лапта», «Горе́лки», «Пятнашки», «Бабка-Ёжка», «Хлоп! Хлоп! Убегай!», «Мороз-Красный нос», «У медведя во бору», «Гори, Солнце, ярче», «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «Карусели» и др.
Существенную помощь в достижении целей формирования ЗОЖ может оказать использование народных традиций. Составной частью традиций является фольклор (от англ. «мудрость народа»). Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, здоровье, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Разновидности разговорных жанров фольклора: пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенды. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и «переданные» нам в освоение.
Пословицы и поговорки являются выражением народной мудрости. В них в яркой, легко запоминающейся форме обобщены самые разнообразные знания. Их запоминание развивает память, мышление, смекалку, расширяет кругозор.
Русские пословицы и поговорки о здоровье, спорте и физкультуре, закаливании: "Двигайся больше — проживешь дольше", "Движение — спутник здоровья", "Пешком ходить — долго жить", "Если хочешь быть здоровым — закаляйся!".
Главным фактором, оказывающим самое большое влияние на состояние здоровья, является, конечно же, питание. Образно говорят: "Мы – это то, что мы едим". И это соответствует действительности: многие болезни возникают именно в результате неправильного питания. Об этом же гласит и народная мудрость: "Умеренная еда — отрада уму", "Не все в рот, что око видит", "Умеренность в еде целебнее, чем сто врачей", "Долгие трапезы — короткая жизнь" и др.
Русские пословицы и поговорки о пользе труда для сохранения здоровья: Общепризнано, что благодаря труду человек стал Человеком. Поэтому рационально организованный, приносящий моральное удовлетворение труд — основа здорового образа жизни: "Здоровье, радость и труд – всегда рядом вместе идут", "Хорошая работа — душе отдых", "Лень болезнь нагоняет, труд душу очищает", "Слабеет тело без дела".
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Минздрава, только 13% детей дошкольного возраста можно считать здоровыми, и одной из основных причин такой ситуации является отсутствие у детей ценности собственного здоровья. К сожалению, в настоящее время способность многих людей к игре была поглощена повседневными проблемами. Безусловно, это одно из проявлений нездоровья общества, ведь, по мнению психологов, здоровым может быть только человек, умеющий работать, любить и играть. Мир детей не может существовать изолированно от мира взрослых. Сегодня игровая культура для детей в значительной степени утрачена. Детские игры часто бывают однообразными, а иногда это просто копирование сказок, различных программ.
Двигательная активность детей снижена, как в семье (дети приобщаются к телевизору, телефону и компьютерным играм), так и в детском саду и школе (увеличивается продолжительность учебной деятельности с преобладанием статических поз). А это значит, что теряется творческий характер игры, исчерпывается содержание и сюжеты, а значит, и внутренний мир ребенка. Возможности для самовыражения и развития ограничены. Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал важность здоровья и умел о нем заботиться? В этой ситуации обращение к народным играм - основе игровой культуры в целом - это не только духовное обогащение человека, но и огромный потенциал для его физического развития и формирования здорового образа жизни.
Литература
1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л.В. Москва «Просвещение» 1986.
2. Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-пресс», Москва 2000.
3. Науменко Г, Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко» Издательство «Белая горница» 1994.
4. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность
В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...
Формирование ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры
Статья о формировании ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
Консультация "Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Выступление на МО воспитателей и специалистов "Этнопедагогика в современной воспитательной системе"...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на основе использования релаксационных технологий и методов арт-терапии
В данной методической разработке представлены различные варианты технологий с импользованием методов арт-терапии для ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русским к народным традициям»
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через знакомство с фольклором, народными играми; о создании предметно-развивающей среды мини-музея «Русская изба»....
- Мне нравится (1)