«Приобщение детей дошкольного возраста к русским к народным традициям»
статья (подготовительная группа)

Бычкова Жанна Владимировна

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через знакомство с фольклором, народными играми; о создании предметно-развивающей среды мини-музея «Русская изба».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_narodnym_traditsiyam_2.docx171.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей дошкольного возраста к русским к народным традициям»

Народная культура – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».

   Это идет от души, а душа народная добра и красива.

   Воспитать любовь к народной культуре – значит познакомить детей с различными видами искусства, и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну…

     

         В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

         Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

         Слово «традиция» (от латинского traditio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

         Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

         Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

         К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

         Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

         Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

         Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.         Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

         Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчёлушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Самые пёстрые.

В поле идут,

Гудут, гудут,

С поля идут,

Медок несут.

        Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.

        Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.         Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали  желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Тёплое летечко!

Люли-люли,

Тёплое летечко,

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли-люли,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли-люли,

По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

По женишечку.

         С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

         Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. Отсюда вытекают две основные функции загадки: во – первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во – вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

         Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укоренённые в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

         Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

         Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объём знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др.

         Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, водили хороводы, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Рождество, Масленица, Пасха.  У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

                7 января – Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому, как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Вечер накануне Рождества называется сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда – это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующии получали что – либо из съестного. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки… По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водили хороводы, звучали весёлые озорные песни, загадывались загадки.

В нашем детском саду была создана предметно-развивающая среда мини-музей «Русская изба».

            C:\Users\User\Desktop\фото изба\P1190066 - копия.JPG

  При входе в избу стоит печь с лежаком. Возле печки лежат дрова. Возле тёплого места в избе висит зыбка с младенцем. Вдоль стен стоят лавка и экспонаты утвари, как подлинные, так и имитация. На стенах полки с предметами декоративно-прикладного искусства.  На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа. В красном углу избы стоит стол, лавка висит икона.

В избе живет хозяйка – бабушка Пелагея и ёё помощник - домовенок Кузя.

                  C:\Users\Евросеть\Desktop\20151216_125223_Pano.jpg C:\Users\Евросеть\Desktop\20151216_124613_Pano.jpg

На противоположной стороне комнаты стоят шкафы - стеллажи с выставками натуральных образцов декоративно-прикладного искусства (матрешки, хохломские ложки, доска с городецкой росписью.

А также Богородские игрушки.

На стене расположен стенд с народными куклами-закрутками.

C:\Users\User\Desktop\фото изба\P1190059.JPG

В нашем мини-музее проходит знакомство:

- с русским народным бытом (с убранством и утварью деревенской избы);

- с устным народным творчеством (сказками, песнями, пословицами, поговорками, и т.д.);

- с русской народной игрушкой (тряпичными и соломенными куклами, глиняной игрушкой, деревянной игрушкой);

 - с русским народным национальным костюмом;

- с праздниками и традициями русского народа

C:\Users\User\Desktop\20141008_161943.jpg

      Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Литература:

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. Детство-Пресс, 2016 г.

Т.А. Бударина, А.С. Куприна, О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством»: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПБ. Детство-Пресс, 2015 г.

И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»

 – СПБ. Паритет 2005г.

С.Ю. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа» – СПБ. Паритет 2015г.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...