Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на основе использования релаксационных технологий и методов арт-терапии
методическая разработка по психологии
В данной методической разработке представлены различные варианты технологий с импользованием методов арт-терапии для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka3.docx | 775.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка « Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством методов арт-терапии» Автор : Рубан Ольга Геннадьевна, педагог-психолог Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 108 Выборгского района Санкт-Петербурга В данных методических рекомендациях представлены различные варианты педагогических и коррекционных технологий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении с воспитанниками, имеющими сложности в социально-эмоциональном развитии ( нарушение поведенческой и эмоциональной сферы) Инновационные технологии арт – терапии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным .Технологии осуществляют помощь в формирование психологического здоровья детей. В процессе организации совместной деятельности происходит привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию основных психических процессов, воображения. Во время проведения игровых технологий у дошкольников раскрывается внутренний эмоциональный и творческий потенциал . Направленность технологий : Данные технологии направлены на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через формирование способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание технологий ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данных технологий заключается в использовании художественного творчества и релаксационных технологий как способов психологической работы с детьми. Цели технологий 1.Формирование психологического здоровья детей;
2.Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
3. Привлечение детей к активной продуктивной деятельности , способствующей формированию всех психических процессов., раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника. Основные задачи:
1. Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений; 2.Обучать дошкольника положительному отношению к себе и принятию других людей;
3. Развивать у обучающихся социальные и коммуникативные навыки поведения;
4.Учить ребенка выражать свою любовь;
5. Вырабатывать у воспитанника положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; 6. Корректировать нежелательные черты характера и поведения;
7. Обучать ребенка рефлексивным умениям; -8.Формировать у обучающегося потребность в саморазвитии.
В данной методической разработке используются следующие виды (арт-терапии) (музыкотерапия,, изо терапия ).
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Участники дети дошкольного возраста от 2 до 7 лет
Срок обучения: октябрь - май
Длительность проведения технологий : 2 раза в неделю (20– 30 минут в зависимости от возраста воспитанников).
Материал и оборудование : - отрывки из классических музыкальных произведений П. И. Чайковского альбомы «Времена года», «Детский альбом», отрывки из балета «Щелкунчик »Ф .Шопен «Вальс дождя» , - музыкальные релаксирующие произведения ( шум моря, леса, ручейка, дождя)
Изо .материалы ( цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварельные краски, альбомные листы различного формата, кисточки разных размеров, цветная бумага и картон, ватные диски, ватные палочки, клей)
Возрастная категория Дети дошкольного возраста, имеющие проблемы в развитии эмоциональной сферы
Длительность проведения (20– 30 минут в зависимости от возраста воспитанников).
Содержание работы
Данные варианты игровой деятельности могут проводиться , как отдельные элементы при организации образовательной деятельности с воспитанниками, а также возможно включение их как варианта совместных мероприятий с участием родителей ( праздники, мастер-классы, открытые и онлайн занятия через систему интернет).
Варианты игровой деятельности с использованием музыкальных сеансов
- «Ладонь настроения» Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки, каждый из присутствующих закрывает глаза, и пытается прочувствовать , какая ладонь у соседа. Далее воспитанники открывают глаза и рассказывают о своих ощущениях ( Какая ладонь у соседа? Тёплая, мягкая, твердая).
Затем педагог предлагает воспитанникам закрыть глаза и представить какая у них «ладонь настроения», что они чувствую т( дети представляют свою ладонь настроения, рассказываю , что она умеет делать, какого она цвета, какие она создаёт эмоции и настроение у них ( представление ладони настроения осуществляется под релаксирующую музыку , например, шум дождя ).Далее воспитанники открывают глаза и рассказывают о своих впечатлениях.. С использованием музыкального сопровождения дети рисуют свою ладонь настроения . После окончания работы дошкольники делятся по кругу полученными впечатлениями( Какая у них получилась ладонь настроения? Понравилось ли им её рисовать? С каким настроением они уходят с сегодняшней встречи ?)
-«Цветы »
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстративного материала с изображением цветов.
Педагог предлагает дошкольникам представить, что они оказались в весеннем сказочном лесу и природа пробуждается после долгой зимы ( звучит музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П.И Чайковского). Ярко светит солнышко и на лесной полянке появляются весенние цветы. Давайте закроем глаза и представим, эти волшебные цветы.( Какие они? Высокие у них стебельки или низкие ? Какого цвета. лепестки ? Какой формы ? Что в них сказочного и интересного?). Тянут ли они свои длинные зелёные лепестки к солнышку? ). После окончания музыкального сопровождения дошкольники делятся своими впечатлениями об увиденных картинах сказочных весенних цветов.(составляют описательные рассказы о цветах). Далее обучающиеся из предложенного изобразительного материала ( цветная бумага различных цветов) вырезают детали сказочных цветов и придумывают интересные аппликации. В конце встречи дети рассказывают о полученных поделках, дают характеристику изображённым весенним цветам.
- «Путешествие в осенний лес»
Педагог приглашает детей в путешествие в осенний лес Ребята, представьте, что мы оказались в осеннем лесу. ( звучит музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Октябрь») Дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение и слова ведущего - педагога представляют сказочный осенний лес.( Как красив осенний лес. Он словно терем расписной (листья на деревьях разноцветные :красные ,жёлтые, зелёные. Необыкновенный воздух в осеннем лесу .Каких зверей вы видите в осеннем сказочном лесу ? Что они делают в вашем лесу ? ) А теперь мы открываем с вами наши глазки. Понравилось Вам в осеннем лесу? Что вы там видели интересного? ( дул ветерок, падали красивые осенние листики, светило солнышко, паучок ткал свою воздушную паутинку, по лесу пробегала хитрая лисичка-сестричка.) Дети передают увиденное в осеннем сказочно лесу на бумаге с использованием различных материалов для изобразительной деятельности.( акварель, гуашь).
- «Кораблик»
Педагог предлагает ребятам закрыть глаза и представить океан (море) под релаксирующую музыку ( шум моря).. По нашему бурному или спокойному океану плывет волшебный кораблик .Давайте, представим, какой он. ( Какой у него парус? Есть ли вёсла у вашего кораблика7). Далее дошкольники открывают глаза и делают увиденный кораблик из предложенных вариантов бумаги. В конце игровой деятельности каждый из участвующих делится своими впечатлениями.
«Моя звезда»
Педагог просит детей вспомнить о том, какие неповторимые слова о них говорили взрослые (родители, воспитатели). Далее воспитанники закрывают глаза и под релаксирующую музыку представляют свою звезду .Педагог под звучащую релаксирующую музыку задаёт вопросы : Какая у тебя звезда ? Светится она или нет? Что в ней необычного ? Волшебного? Мысленно приложи представленную звезду к своему ушку и пусть она расскажет тебе, какой ты интересный и замечательный. Пусть твоя звезда скажет тебе о том, какой ты уникальный и неповторимый ребёнок . В конце игры дети прощаются со своей звездой, открывают глаза Затем обучающиеся из предложенных изобразительный материалов рисуют свою звезду и рассказываю по кругу о том, что они узнали от своей звезды про свою индивидуальность. В конце встречи делается акцент на то, с каким настроением воспитанники уходят с занятия.
«Волшебное животное»
Педагог предлагает детям оказаться в волшебной сказочной стране, в которой живут разные необычные животные. Дошкольники под релаксирующую музыку закрывают глаза, и представляют волшебное животное. После того, как они представили, обучающиеся рассказывают о том, как зовут это волшебное животное. ( Дети придумывают необычное имя, дают характеристику особенностям животного : добрый, злой, что он умеет делать? Почему им нравится их волшебное животное ? Есть ли у него друзья ? Какие это друзья? Какой у них характер?)
Рисунок волшебного животного «Сказочный , летающий гепард»
«Мое настроение»
Педагог предлагает дошкольникам вспомнить какие бывают эмоциональные состояния ( радость, грусть, гнев, удивление, страх.) Наши чувства очень разные, и они помогают нам в различных ситуациях. Наши чувства-наши помощники .Есть чувства, которые приносят нам удовольствие и радость. Есть чувства, которые помогают нам понять, чего нам не хватает .( грусть, печаль) .Если вы злитесь, или напуганы, то создается чувство понимания и внимательного отношения к себе или другим. Сейчас мы отправимся в страну своих чувств, мы прочувствуем какое у нас сейчас настроение?( состояние). Что сейчас с нами происходит. Педагог предлагает дошкольникам закрыть глаза под релаксирующую музыку (шум леса, моря, дождя), и представить свое настроение в данный момент. После дошкольники рисуют свое настроение и рассказывают о своих чувствах и эмоциях, делятся впечатлениями. В конце встречи воспитанники уточняют , с каким настроением они покидают встречу.
«Сказочный ежик»
Педагог предлагает дошкольникам послушать сказку про одного маленького ёжика. В волшебной сказочной стране живет маленький ёжик, у которого бывает разное настроение. Настроение ёжика зависит о того, чем он занимается со своими друзьями. Он очень любит гулять и играть с ними , а еще ему нравится делать подарки и приглашать своих друзей в гости. Давайте , сейчас закроем глаза и представим , чем занимается наш волшебный ёжик в сказочной стране. Под релаксирующую музыку( шум леса) дошкольники закрывают глаза, и представляют путешествие сказочного ёжика в волшебной стране. После представления сказочного ёжика, дошкольники с помощью изобразительных материалов рисуют ёжика и придумывают историю о жизни ёжика. Каждый их обучающихся рассказывает волшебную историю о жизни ёжика в сказочной стране.
Ожидаемые результаты:
1.Формирование позитивных изменений в психологическом состоянии детей, создание положительной картины мира и образа Я, осознание своих внутренних ресурсов;
2.Развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции; 3.Снижение эмоциональной тревожности и повышение самооценки;
4..Развитие коммуникативных навыков; основных психических процессов у воспитанников.
5..Развитие самосознания;
6.Раскрытие творческого потенциала воспитанников , развитие воображения; 7.Улучшение детско-родительских отношений и взаимоотношений со сверстниками;
закрепление положительных поведенческих реакций.
8.Снижение негативных поведенческих реакций воспитанников (агрессии, тревожности, негативизма в общении со взрослыми и сверстниками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"
Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...