Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на основе использования релаксационных технологий и методов арт-терапии
методическая разработка по психологии

Рубан Ольга Геннадьевна

В  данной  методической  разработке  представлены   различные  варианты  технологий   с импользованием  методов  арт-терапии для   развития  эмоциональной  сферы  детей  дошкольного  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka3.docx775.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка «  Развитие  эмоциональной  сферы  детей   дошкольного возраста   посредством  методов  арт-терапии»                                                                                                                                      Автор :  Рубан  Ольга  Геннадьевна, педагог-психолог  Государственного  бюджетного  дошкольного  образовательного  учреждения  детский  сад № 108 Выборгского  района  Санкт-Петербурга                                                                                            В  данных  методических  рекомендациях представлены различные варианты   педагогических  и  коррекционных  технологий, которые  можно  использовать в  работе  с детьми    дошкольного  возраста   в    образовательном учреждении  с воспитанниками,  имеющими  сложности в  социально-эмоциональном  развитии  ( нарушение  поведенческой  и  эмоциональной  сферы)                                                                                                                                                                                                                                                                              Инновационные технологии арт – терапии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным .Технологии осуществляют помощь   в       формирование  психологического здоровья  детей.   В  процессе  организации  совместной  деятельности   происходит  привлечение  детей  к  активной  продуктивной  деятельности, способствующей   развитию  основных  психических  процессов, воображения.                     Во  время  проведения  игровых  технологий  у  дошкольников   раскрывается   внутренний  эмоциональный   и  творческий   потенциал .                                                         Направленность технологий : Данные   технологии   направлены  на всестороннее  гармоничное  развития личности ребенка через  формирование  способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ   психологической работы с детьми.                                                                                  Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание технологий  ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данных технологий заключается в использовании художественного творчества  и  релаксационных   технологий   как способов психологической работы с детьми.                                                                                                 Цели технологий                                                                                                                                                                  1.Формирование психологического здоровья детей;

2.Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

3. Привлечение  детей к активной продуктивной деятельности , способствующей формированию всех психических процессов.,  раскрытию  творческого  потенциала  каждого  воспитанника.                                                                                                                     Основные задачи:

1. Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и                            предпочтений;                                                                                                                             2.Обучать дошкольника  положительному отношению к  себе  и принятию других людей;

3. Развивать у  обучающихся   социальные и коммуникативные навыки поведения;

4.Учить ребенка выражать свою любовь;

5. Вырабатывать у воспитанника положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;                                                                                                  6. Корректировать нежелательные черты характера и поведения;

7. Обучать ребенка рефлексивным умениям;                                                                                               -8.Формировать  у обучающегося  потребность в саморазвитии.                                             

В  данной методической  разработке  используются  следующие  виды  (арт-терапии)  (музыкотерапия,,  изо терапия ).

Данные   технологии   связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Участники  дети  дошкольного возраста  от 2 до 7 лет

Срок обучения: октябрь - май

Длительность  проведения  технологий : 2 раза в неделю (20– 30 минут в зависимости от возраста воспитанников).

Материал  и  оборудование   :                                                                                                             - отрывки из  классических  музыкальных  произведений П. И. Чайковского  альбомы «Времена  года», «Детский  альбом», отрывки из  балета  «Щелкунчик »Ф .Шопен  «Вальс  дождя» , -  музыкальные релаксирующие  произведения    ( шум  моря,  леса,  ручейка, дождя)

Изо .материалы (  цветные  карандаши,  восковые мелки, фломастеры, гуашь,  акварельные  краски,  альбомные  листы  различного  формата, кисточки  разных  размеров, цветная  бумага  и  картон, ватные  диски,  ватные  палочки,  клей)

Возрастная  категория     Дети   дошкольного  возраста,  имеющие  проблемы  в  развитии  эмоциональной  сферы

Длительность проведения   (20– 30 минут в зависимости от возраста воспитанников).

Содержание работы

Данные варианты   игровой  деятельности  могут  проводиться ,  как  отдельные  элементы  при  организации образовательной  деятельности  с  воспитанниками,  а  также  возможно   включение их   как  варианта   совместных  мероприятий  с  участием  родителей                                ( праздники, мастер-классы, открытые  и онлайн  занятия  через  систему  интернет).

Варианты    игровой  деятельности   с  использованием  музыкальных  сеансов

- «Ладонь  настроения» Педагог  предлагает  детям  встать  в  круг  и  взяться  за  руки,  каждый  из  присутствующих закрывает  глаза, и  пытается  прочувствовать  , какая  ладонь у  соседа. Далее  воспитанники  открывают  глаза  и  рассказывают  о  своих  ощущениях   (  Какая  ладонь  у  соседа?  Тёплая,  мягкая, твердая).

Затем  педагог  предлагает  воспитанникам  закрыть  глаза  и  представить какая   у  них  «ладонь  настроения»,  что  они  чувствую т( дети  представляют свою  ладонь  настроения,  рассказываю , что  она  умеет  делать,  какого  она  цвета,  какие   она   создаёт  эмоции и  настроение  у  них      ( представление  ладони  настроения  осуществляется  под релаксирующую  музыку ,  например, шум  дождя ).Далее  воспитанники  открывают  глаза  и  рассказывают о  своих  впечатлениях..                                С  использованием  музыкального  сопровождения  дети  рисуют  свою  ладонь  настроения . После  окончания  работы дошкольники   делятся  по  кругу  полученными   впечатлениями(  Какая  у  них  получилась  ладонь   настроения? Понравилось  ли  им  её рисовать?  С  каким  настроением  они  уходят  с сегодняшней  встречи ?)

C:\Users\ACER\AppData\Local\Temp\Temp1_03-11-2022_20-37-11.zip\IMG_20221103_153540.jpg

-«Цветы »

Предварительная  работа :

Рассматривание иллюстративного  материала  с  изображением   цветов.

Педагог  предлагает  дошкольникам   представить,  что  они  оказались  в  весеннем  сказочном  лесу и  природа  пробуждается  после  долгой  зимы ( звучит  музыкальное  сопровождение «Вальс  цветов»  П.И Чайковского). Ярко  светит  солнышко  и  на  лесной  полянке  появляются  весенние  цветы.  Давайте  закроем  глаза  и   представим,  эти волшебные  цветы.( Какие  они? Высокие у  них  стебельки  или низкие ? Какого цвета. лепестки ? Какой  формы ?  Что  в  них  сказочного  и  интересного?).  Тянут ли они  свои длинные зелёные  лепестки  к  солнышку? ). После окончания  музыкального  сопровождения  дошкольники  делятся  своими  впечатлениями об  увиденных картинах сказочных  весенних   цветов.(составляют  описательные  рассказы о  цветах). Далее  обучающиеся   из  предложенного  изобразительного  материала  ( цветная  бумага  различных цветов) вырезают  детали  сказочных  цветов  и придумывают  интересные  аппликации. В   конце  встречи  дети  рассказывают  о  полученных  поделках,   дают  характеристику  изображённым  весенним   цветам.

E:\IMG20220303162055_01.jpgE:\фото\IMG20220303165431_01.jpg

- «Путешествие  в  осенний  лес»

Педагог  приглашает  детей  в  путешествие  в  осенний  лес  Ребята,  представьте, что  мы  оказались в  осеннем  лесу. ( звучит музыкальное  сопровождение П. И. Чайковского «Октябрь»)  Дети  закрывают  глаза  и  под  музыкальное  сопровождение и  слова  ведущего - педагога   представляют  сказочный  осенний  лес.( Как  красив осенний  лес. Он  словно  терем  расписной (листья  на  деревьях  разноцветные :красные ,жёлтые, зелёные.  Необыкновенный  воздух  в  осеннем  лесу .Каких  зверей  вы  видите  в  осеннем  сказочном  лесу ?  Что  они  делают в вашем   лесу ? ) А  теперь  мы  открываем  с вами  наши  глазки. Понравилось Вам  в  осеннем  лесу? Что  вы  там  видели   интересного?     ( дул  ветерок, падали  красивые осенние  листики, светило  солнышко, паучок  ткал   свою  воздушную  паутинку,  по  лесу  пробегала  хитрая  лисичка-сестричка.) Дети  передают  увиденное  в  осеннем  сказочно  лесу  на  бумаге                         с  использованием  различных материалов для   изобразительной  деятельности.( акварель, гуашь).

E:\фото\IMG20221010162258_01.jpgE:\фото\IMG_20220221_200145.jpg

- «Кораблик»

Педагог  предлагает  ребятам  закрыть  глаза  и  представить   океан (море)  под  релаксирующую  музыку ( шум  моря).. По  нашему  бурному  или  спокойному  океану  плывет  волшебный  кораблик .Давайте,  представим,  какой  он. (  Какой  у  него  парус? Есть ли вёсла у вашего кораблика7). Далее  дошкольники  открывают  глаза  и  делают  увиденный  кораблик  из  предложенных  вариантов  бумаги. В  конце  игровой  деятельности  каждый  из  участвующих  делится  своими  впечатлениями.

«Моя  звезда»

Педагог  просит  детей  вспомнить  о  том, какие  неповторимые  слова  о  них  говорили  взрослые (родители,  воспитатели). Далее  воспитанники  закрывают  глаза  и  под релаксирующую  музыку  представляют   свою  звезду .Педагог  под  звучащую релаксирующую  музыку  задаёт  вопросы : Какая  у  тебя   звезда ? Светится  она  или нет? Что  в  ней  необычного ? Волшебного? Мысленно  приложи  представленную    звезду  к своему  ушку и пусть  она  расскажет  тебе,  какой  ты  интересный  и  замечательный. Пусть  твоя  звезда  скажет  тебе  о  том, какой  ты  уникальный  и  неповторимый  ребёнок . В  конце  игры дети  прощаются  со  своей  звездой,  открывают  глаза  Затем    обучающиеся  из  предложенных  изобразительный  материалов  рисуют  свою  звезду  и  рассказываю  по  кругу  о  том,  что  они  узнали  от своей  звезды про  свою  индивидуальность. В  конце  встречи  делается  акцент  на  то,  с каким  настроением  воспитанники  уходят  с  занятия.

C:\Users\ACER\AppData\Local\Temp\Temp1_06-11-2022_18-10-30.zip\IMG20221103143105_01.jpg

    «Волшебное  животное»

Педагог  предлагает  детям  оказаться  в  волшебной  сказочной  стране,  в которой  живут  разные необычные    животные. Дошкольники   под  релаксирующую  музыку  закрывают  глаза,  и  представляют   волшебное  животное. После  того,  как  они  представили,  обучающиеся   рассказывают  о  том,  как  зовут это   волшебное  животное. ( Дети  придумывают  необычное  имя, дают  характеристику  особенностям  животного : добрый,  злой,  что  он  умеет  делать? Почему  им  нравится  их  волшебное  животное ? Есть ли у него  друзья ?   Какие  это  друзья? Какой  у  них  характер?)

                C:\Users\ACER\AppData\Local\Temp\Temp1_03-11-2022_20-37-11.zip\IMG_20221103_153525.jpg                                               

Рисунок  волшебного  животного «Сказочный , летающий  гепард»

«Мое   настроение»

Педагог  предлагает  дошкольникам  вспомнить  какие  бывают  эмоциональные  состояния ( радость,  грусть,  гнев,  удивление, страх.) Наши  чувства  очень  разные, и  они  помогают  нам  в  различных   ситуациях. Наши  чувства-наши  помощники .Есть  чувства,  которые  приносят  нам  удовольствие  и  радость. Есть  чувства,  которые  помогают  нам  понять, чего  нам  не  хватает .(  грусть,  печаль) .Если  вы злитесь,  или  напуганы,  то  создается  чувство  понимания  и  внимательного отношения   к  себе  или  другим. Сейчас  мы  отправимся  в  страну  своих  чувств,  мы  прочувствуем  какое   у  нас  сейчас  настроение?(  состояние). Что  сейчас  с  нами  происходит. Педагог предлагает  дошкольникам  закрыть  глаза  под  релаксирующую  музыку (шум  леса, моря, дождя),  и  представить  свое  настроение  в  данный  момент. После   дошкольники рисуют  свое  настроение  и  рассказывают о  своих  чувствах  и  эмоциях,  делятся  впечатлениями.  В  конце  встречи  воспитанники  уточняют ,  с  каким  настроением   они  покидают  встречу.

C:\Users\ACER\AppData\Local\Temp\Temp2_03-11-2022_20-37-11.zip\IMG20221103143513_01.jpgC:\Users\ACER\AppData\Local\Temp\Temp1_03-11-2022_20-37-11.zip\IMG_20221103_153431.jpg

«Сказочный  ежик»

Педагог  предлагает  дошкольникам  послушать  сказку  про  одного  маленького  ёжика.  В  волшебной   сказочной  стране   живет  маленький    ёжик, у  которого  бывает  разное  настроение. Настроение   ёжика  зависит  о  того,  чем  он  занимается  со  своими  друзьями. Он  очень  любит  гулять  и  играть  с  ними ,  а  еще  ему нравится   делать  подарки  и  приглашать  своих  друзей  в  гости. Давайте  ,  сейчас  закроем  глаза  и  представим  ,  чем  занимается  наш  волшебный   ёжик   в сказочной  стране. Под  релаксирующую  музыку( шум  леса)  дошкольники  закрывают  глаза,  и представляют  путешествие  сказочного  ёжика  в  волшебной  стране.  После  представления  сказочного  ёжика,  дошкольники  с  помощью  изобразительных  материалов  рисуют  ёжика  и  придумывают  историю  о  жизни  ёжика. Каждый  их  обучающихся  рассказывает     волшебную  историю  о  жизни  ёжика  в  сказочной  стране.

E:\фото\IMG20220526165235_01.jpg

Ожидаемые результаты:

1.Формирование позитивных  изменений в психологическом состоянии детей,   создание положительной   картины мира и образа  Я, осознание своих  внутренних ресурсов;

2.Развитие моторных способностей детей, через овладение ручными  многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;                                                                                                                    3.Снижение эмоциональной тревожности  и  повышение самооценки;

4..Развитие коммуникативных навыков; основных  психических  процессов у  воспитанников.

5..Развитие самосознания;

6.Раскрытие  творческого  потенциала  воспитанников ,  развитие  воображения;                                                                                                                                         7.Улучшение детско-родительских отношений и  взаимоотношений  со  сверстниками;

закрепление положительных поведенческих реакций.

8.Снижение  негативных  поведенческих  реакций  воспитанников   (агрессии,  тревожности, негативизма  в  общении  со  взрослыми  и  сверстниками).

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...