Консультация "Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
консультация

Коршикова Елена Анатольевна

Выступление на МО воспитателей и специалистов "Этнопедагогика в современной воспитательной системе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_narodnaya_kukla.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Консультация

«Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Выступление на МО воспитателей и специалистов

«Этнопедагогика в современной воспитательной системе»

 

«Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития игрушек.

Во что играют современные дети? На этот вопрос по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детского сада, родители и торговая сеть.

Реальное его решение в конечном итоге определяется теми. Кто предлагает игрушки. Кто делает их доступными для потребителей и при этом не всегда ориентируются на рекомендации детских психологов и педагогов. А ведь именно они по роду своей деятельности заняты проблемой соответствия той или иной игрушки возрастным требованиям ребёнка, его физическому, умственному, эмоциональному и духовному развитию.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Традиционные русские куклы классифицировались по материалу, способу изготовления, назначению. По способу изготовления куклы делятся на крестушки, столбушки, закрутки, набивные куклы -- мешочки. Каждый тип имел множество вариантов.

По назначению кукол можно разделить на три большие группы: игровые, куклы обереги и обрядовые.

Игровая кукла самая многочисленная группа — 400-500 видов. Игровые куклы классифицируются по возрастам.

Кукла была самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь подобием человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. В игре с ней он познаёт окружающий мир, учиться выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.

Для каждого возраста была своя кукла.

В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ». (Сделать куклу во время рассказа) Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.

Дальше ребёнку давали деревянную куклу - болванчика. Эта кукла проста в изготовлении и устойчива, их можно двигать, ронять, при этом они не бьются. Делали их в виде круглого, хорошо обтёсанного столбика, размеры которого были удобны для детской ручки.

С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу — «стригушку». Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен, который заплетали в косу. Эта кукла легкая, подвижная, она может крутиться и падать, в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Её образ, подвижность позволяли ребёнку углублять свои познания бытовой жизни. Поле игровой деятельности этой куклы очень широко — она и в поле, и дома, и на посиделках со своими подругами.

Ребёнку давали и куклы, сделанные из тряпок, «Простоватые», на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приёмов и инструментов. При этом каждая несла в себе черты индивидуальности. Этих кукол делали из кусочков ткани сшивными. Считалось. Что режущие инструменты могут нанести вред ребёнку, поэтому при изготовлении куклы ткань рвали. Куклу делали набивной в виде болванки, набитой соломой. На месте шеи болванку перетягивали нитками, тем самым намечали голову. Привязывали волосы и заплетали их. Надевали головной убор. Саму куклу наряжали в костюм, придавая ей тот или иной образ — девушки, женщины, кормилицы, работницы. Делали кукол ещё и свёрнутыми без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками. Свёрнутые куклы делали ещё и путём закрутки. Ткань закручивали вокруг своей оси и скрепляли всё это ниткой. Лицо тщательно обтягивали льняной тряпочкой. Руки изготавливали таким же способом, что и туловище. Делали кудельную или волосяную косу. Этих кукол одевали в нарядные одежды. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Одной из любимых кукол закруток была уже упомянутая кукла-младенец «Пеленашка». Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и применить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла — вещь неодушевлённая, а значит, и недоступная для вселения в неё злых сил.

Куклы изготавливались из тряпочек, дерева, соломы, глины. В летнее время делали кукол из растительного материала -- плоды растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.

Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек.

Но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей.

Для маленьких девочек из богатых семей в XVII, XVIII и вначале XIX вв. задача стать хорошей матерью практически не стояла. Их воспитание доверялось няням и гувернанткам. Девочку не учили быть матерью. Она должна была вырасти и найти себе хорошую партию. Это была главной задачей воспитания. Её учили не сохранять семью, а обзаводиться семьёй. Она была обязана уметь хорошо одеваться, хорошо выглядеть, обладать сдержанными манерами, быть галантной. Эти задачи невозможно было выполнить при помощи куклы-младенца, с которыми играли крестьянские девочки. В своих играх с куклой как ролевой моделью девочка не подражала своей няне. Она куклу не нянчила. С помощью куклы девочка разыгрывала роли своего будущего поведения в обществе. Кукла наряжалась, ходила на балы, в гости, у неё были хорошие манеры. Кукла была госпожой. Обереговая кукла.

В каждой русской избе было множество кукол, которые имели особое значение для каждого члена семьи. У них была важная обязанность — оберегать живущих в избе от разных болезней. Кукла была рядом с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками бережно мать дарила дочери перед замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить кукол, чтобы в новой семье было много детишек.

Я хочу рассказать и показать некоторых кукол, которые делали в начале каждого месяца, как оберег, защиту.

1. Куколка для марта

Зерновушка — порученье ей дано,

К севу сохранить зерно быть залогом урожая

Потому она большая...

2. Апрель месяц наступает кукла Пасха к нам идёт. Пасху красной называют Всечестною величают.

Пасха жизнью воссияла

Радость миру возвещала

И везде на ней одет

Символ жизни — красный цвет. На руках прям из печи Вам приносит куличи.

З. Травница —

Пестрая разнообразная

Синяя и красная

Зелёная и голубая

Такая, как цветенье мая...

  1. Спиридон - солнцеворот Кукла для июня

Он не только солнца путь -

Жизнь способен повернуть!

  1. Многих кукол я полезней

Ведь невзгоды и болезни

Всё с собою увожу

Я к себе их как тесёмки

Аккуратно привяжу

Добродушного я нрава Имя дали мне Купава В июле делают меня. В сентябре гуляли свадьбы

Эх, с супругом угадать бы

Кукла мировое древо

Справа — муж, супруга — слева!

Для хозяйки на покров (октябрь) И подарочек готов!

Вот она какая штучка:

Имя ей десятиручка!

Важно отметить, что, конечно, современные дети выберут кукол Барби, потому-то это ближе, понятней, да и сюжет к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает некоего сказочного сюжета, который так трудно воспроизвести современному ребёнку. Им легче изобразить реальную действительность. Да и вряд ли мама или бабушка сядет вечером мастерить куклу для дочери - проще купить.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но я думаю, что современный ребенок, должен знать и уметь играть с народной куклой. И мы, воспитатели, можем помочь в этом ребенку. Предлагаю сделать куклу — оберег «Желанницу» - эта кукла исполняет желание.

(Изготовление куклы)

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ ЖЕЛАННИЦЫ:

  1. Намотай на форму 50 оборотов коричневых ниток (это платье, сверху 10 оборотов белых ниток (это лицо). Концы пряжи завяжи двойным узлом. Намотай 30-35 оборотов жёлтой нитки (это рукава, кончики завяжи узлом.
  2. Сними мотки с формы. Для волос сделай 10 витков светлой коричневой нитки и разрежь пополам.

З. Коричневый моточек туго перетяни нитками. Продень нитки волосы, подтяни вверх, завяжи хвост. Сформируй голову, расправь нитки там, где будет лицо. На 2 см. ниже крепко обмотай нитками. Завяжи кончики ниток двойным узлом.

  1. Сделай руки. Жёлтый моток с обеих сторон замотай несколько раз нитками и перевяжи двойным узлом на 1 см. от края. Кончики мотка обрежь и подравняй.
  2. Руки вставь в моток - туловище, разделив его на 2 части. Замотай нитками по линии талии на 3-4 оборота и крепко завяжи. Ножницами разрежь нитки снизу и подравняй низ юбки.
  3. Перекинь через плечи 10-12 разноцветных ниток и завяжи поясок. Укрась причёску бантиком, придумай другие украшения.

В заключение хочу сказать, что детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать её в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им её историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

Опыт работы "Математические сказки как средство познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Для умственного развития детей существенное значение имеет преобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий , столь необходимых для познания ок...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Создание условий в дошкольном образовательном учреждении  для детей с нарушениями слуха...

Формирование потребности в ЗОЖ у детей дошкольного возраста на основе использования народных традиций.

Данная тема нацелена на изучение  формирования навыков здорового образа жизни через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья. В изучении народных традиций человек может удовле...