Проект по развитию мелкой моторики "Волшебные пальчики" для детей 2-3 лет
проект (младшая группа)
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по развитию мелкой моторики у детей второй младшей группе | 46.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад № 8
Местонахождение: 620036, г. Екатеринбург, ул. Удельная, 16
тел. (343)357-01-98, E-mail: mbdou_8@mail.ru
Проект
по развитию мелкой моторики дошкольников
«Волшебные пальчики»
(для детей 3-4 лет)
срок реализации проекта: 1 год
Составила:
воспитатель МБДОУ-
детский сад №8
Гейдарова Наталья Сергеевна
Содержание
- Пояснительная записка.
- Структура занятий.
- Ожидаемые результаты.
- Оборудование.
- Календарно-тематическое планирование.
- Анализ и оценка работ.
- Диагностика. Форма подведения итогов.
- Список литературы.
Приложения
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручей1ки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Актуальность данной программы
Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна:
подобран материал дидактических игр и упражнений по мелкой моторике;
разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
- мелкая моторика,
- художественно-эстетическое развитие.
Образовательное мероприятие по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель: развитие мелкой моторики, речи, творческих способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек, песочной терапии, средствами изобразительного искусства в нетрадиционных техниках.
Задачи:
- Образовательные:
– обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка (крупы), формировать навыки работы с кистью, приемов лепки и аппликации;
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посрежством дидактических игр и игрушек;
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
3. Воспитательные:
- вызывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Форма занятий:
Групповая, индивидуальная.
Виды деятельности:
- рисуночные задания;
- песочная терапия;
- работа с сыпучими материалами;
- пальчиковая гимнастика;
- работа с бумагой;
- рисование;
- тестопластика;
- пластилинография.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки, пальчиковые игры.
Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Основные процедуры: песочная терапия, работа с сыпучими материалами, рисование, лепка, аппликация (работа с бумагой), рисуночные задания, работа со шнурками, пластилинография, тестопластика в зависимости от тематики занятия.
В разделе «Песочная терапия» можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Развивается восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
В разделе «Работа с бумагой» представлен один вид художественного творчества как аппликация. Дети знакомятся со свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Тестопластика” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
Раздел «Пластилинография» способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Часть3. Завершающая
Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Особенности возрастной группы детей
Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Основные формы и методы работы с детьми
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 5 человек. Продолжительность занятия 20 мин.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.
Режим занятий:
Индивидуальные занятия 20 минут, Групповые занятия 20 минут
Занятия проводятся 1 раз в неделю, итого в год 39 занятий, время занятий – вторая половина дня, в соответствии с возрастным цензом детей, день недели – среда.
Ожидаемые результаты проекта
Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Развитие речевого аппарата.
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
Развитие инициативности.
Способность к свободному экспериментированию (поисковым действиям) с художественными и нетрадиционными материалами.
Развитие креативности.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Способность к активному усвоению художественного опыта.
Развитие общей ручной умелости.
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания ходожественного образа.
Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
Оригинальность и вариативность в решении творческой задачи и продукта (результаты детского творчества.
Оборудование
- Кварцевый, цветной, кинетический песок.
- Подносы.
- Крупы различные, макароны.
- Гуашь.
- Пластилин.
- Клей.
- Восковые карандаши.
- Поролоновые губки.
- Кисти.
- Салфетки.
- Трубочки для коктейля.
- Дидактический материал в соответствие с темами занятий, различные игрушки, наглядный и раздаточный материал, в соответствие с темой занятия.
- Соленое тесто.
- Сюрпризные моменты.
Календарно – тематический план занятий
Месяц | Тема | Дни, часы |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Песочные фантазии Знакомство с песком (правила поведения и простейшие игры) Кинетический песок Рисуем на песке Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «паучок», «рыбка», «пчелки» | с 16:20 до 16:40 07.09.2022г 14.09.2022г 21.09.2022г 28.09.2022г |
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игры на сортировку с крупами (экспериментируем и играем на подносе) Паста «Миста» «Кладоискатели» «Свет мой, зеркальце, скажи…» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «червячки», «пять утят», «ветер». | 05.10.2022г 12.10.2022г 19.10.2022г 26.10.2022г |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | Творческая деятельность (Рисование) Рисование пальчиками «Листопад» Рисование способом «тычка» Рисование трафаретом Рисование ватными палочками, поролоном, мятой бумагой Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «улитка», «гуси-гуси», «часы». | 02.11.2022г 09.11.2022г 16.11.2022г 23.11.2022г 30.11.2022г |
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Творческая деятельность (аппликация) «Заснеженное дерево» «Снег кружится» «Снеговик» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой– «перчатка», «зверята», «котята». | 07.12.2022г 14.12.2022г 21.12.2022г 28.12.2022г |
Январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Тестопластика «Тили-тили-тесто» «Снежные комочки» «Калачи» | 11.01.2023г 18.01.2023г 25.01.2023г |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Творческая деятельность Цветные узоры песком «Оставляем следы» (работа с крупой) Рисование штампом Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой– «разминка», «поросята», «зайка». | 01.02.2023г 08.02.2023г 15.02.2023г 22.02.2023г |
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игры на сортировку с крупами «Чьи следы?» Разукрашка «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «два козлика», «ручки», «массаж». | 01.03.2023г 09.03.2023г 22.03.2023г 29.03.2023г |
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Тестопластика «Собираем пирамидку» лепка из теста: «Еж» с помощью спичек делаем иголки. лепка из теста: «Гусеничка» (5 шариков) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «жучок», «весна», «пальчики». | 05.04.2023г 12.04.2023г 19.04.2023г 26.04.2023г |
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | Творческая деятельность (аппликация) «Фрукты в корзине» «Весенний калейдоскоп» (рисование песком) «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы Рисуем пальчиками льва Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «змейка», «краб», «зайка». | 03.05.2023г 10.05.2023г 17.05.2023г 24.05.2023г 31.05.2023г |
Диагностика
В программе «Волшебные пальчики» разработана диагностика качества образовательного процесса, позволяющая отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (Итоговая – май) по разделам: мелкая моторика и художественно-эстетическое развитие. Результаты обследования заносятся в таблицу. Оценка производится по пятибальной системе:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Высокий уровень: 4-5 баллов
Средний уровень: 3-4 балла
Низкий уровень: 1-2,9 баллов
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Таблица №1
ФИ ребенка | Мелкая моторика | ||||||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||||
сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | ||
Задания к диагностической таблице №1
Мониторинг уровня развития моторики у детей состоит из трех этапов:
1) Начальный этап, цель которого выявление особенностей развития мелкой моторики рук (начало учебного года)
2) Формирующий, целью которого была создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей посредством пальчиковых игр и упражнений.
3) Контрольный, целью которого выявление динамики развития мелкой моторики (конец учебного года)
Тестовые задания:
• развитие точности движений;
• развитие ритмичности движений;
• развитие ловкости пальцев;
• развитие силы кисти и выносливости пальцев;
• развитие зрительного контроля движений
• «Ладонь ‒ кулак», «Бусы»;
• «Прятки»;
• «Сорви груши с дерева»;
• «Дорожки», «Спрячь мышку»;
• «Солнышко и дождик».
Методы диагностики:
• Наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;
• Тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами, изобразительная деятельность);
• Анализ полученных данных.
Тестовые задания:
№ 1. «Ладонь-кулак». Ребенку предлагалось «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно.
Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.
Уровни развития:
✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
✓ Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
✓ Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)
№ 2. «Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку. Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце.
Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие шарика) и ловкость пальцев.
Уровни развития:
✓ Сформирован в достаточной мере - ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.
✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.
✓ Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.
№ 3. «Прятки». Упражнение на сгибание и разгибание пальцев. Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.
Уровни развития:
✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.
✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.
✓ Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.
№ 4. «Сорви груши с дерева» - застегивание и расстегивание пуговиц (макет дерева на которое вешаются фигурки фруктов на петельки) Оценивается ловкость пальцев ребенка.
Уровни развития:
✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.
✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.
✓ Не сформирован – ребенок не выполняет задание.
Задания, на итоговой диагностике (Май), направленные на умения детей работать с карандашом.
№ 5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш. Уровни развития:
✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок может выполнить все задания.
✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок может выполнить задания частично.
✓ Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.
№ 6 «Спрячь мышку» - штриховка изображения карандашом. Оценивалось умение ребенка закрашивать изображение карандашом, затрачивая при этом достаточно времени и сил, т.е. выносливость.
Уровни развития:
✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок штрихует все изображение.
✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок штрихует больше половины изображения.
✓ Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения
№ 7. «Солнышко и дождик» - нанесение мазков краской на половину листа бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.
Уровни развития:
✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».
✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.
✓ Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.
Диагностика развития художественно-эстетическое развитие.
Таблица №2
ФИ ребенка | Художественно-эстетическое развитие | ||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |||||||
сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | ||
Вопросы к диагностической таблице №2
- Умеет выполнять изображение в нетрадиционной технике, используя разные материалы: пластилин, гуашь, тесто, крупу, песок.
- Правильно держит карандаш и кисть.
- Рисует разные линии, штрихи, округлые формы.
- Владеет некоторыми приемами работы с пластичными материалами.
- Радуется результату выполненной работы – своей и других детей.
Оценка результатов
Высокий уровень: 4-5 баллов
Средний уровень: 3-4 балла
Низкий уровень: 1-2,9 баллов
Формы подведения итогов
оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
выступление на родительских собраниях/открытые занятия для родителей
консультации для педагогов, родителей;
мастер-классы для педагогов ДОУ, города, родителей;
предоставление опыта работы на разном уровне;
отчетные мероприятия по итогам года.
Список литературы
- Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
- Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
- Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
- Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
- Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
- Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
- Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию мелкой моторики у детей с ОНР
Проект по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет с ОНР...
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду»...
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками играем»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы....
Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"
Актуальность проекта: уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности &nd...
Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».
Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».Тип проекта: Практический, краткосрочный.Участники проекта: дети первой младшей груп...