Проект по развитию мелкой моторики у детей с ОНР
проект (средняя группа) на тему
Проект по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_u_detey.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию мелкой моторики у детей 4 - 5 лет с ОНР
«Умелые ручки»
Терских Наталия Александровна
Актуальность: Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.
Известно, чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок говорит.
Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель: Выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
Задачи:
- Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
- В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
-произвольного внимания;
- наглядно-образного мышления;
-зрительного и слухового восприятия;
-памяти, речи детей.
- Формировать и совершенствовать пространственные представления:
-ориентацию на листе бумаги
-ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
- Формировать навыки учебной деятельности:
-умение действовать по словесным инструкциям;
-контроль за собственными действиями.
- На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Продолжительность:
Долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта:
Дети средней группы «Буквоешки», воспитатель, логопед, родители.
Тип проекта:
Творчески - игровой, подгрупповой.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (сентябрь)
Задачи:
- Изучение:
-научно-методической литературы по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта;
- Подбор диагностического материала;
- Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
- Создание предметно-развивающей среды;
- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
- Изучение полученных результатов, выводы.
II этап – основной (октябрь – май)
Направления работы:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
- с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
III этап – заключительный (май)
- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Реализация проекта
- Работа началась с мониторинга уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
-Составление перспективного и календарного плана работы с детьми, по результатам мониторинга.
-Создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с поставленными задачами.
-Проведение консультативных мероприятий с родителями, с целью вовлечения их в работу проекта.
-Проведение коррекционных мероприятий, для достижения поставленной цели .
В составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:
- Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
- Пальчиковая гимнастика.
- Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
- Игры на координацию движений.
- Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
В ходе работы над проектом:
- Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
- Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
- Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод:
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.
Список литературных источников
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
- Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
- Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду»...
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками играем»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы....
Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"
Актуальность проекта: уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности &nd...
Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».
Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».Тип проекта: Практический, краткосрочный.Участники проекта: дети первой младшей груп...
Проект по развитию мелкой моторики (для детей среднего дошкольного возраста).
Проект по развитию мелкой моторики (для детей среднего дошкольного возраста)....